Рад поздравить Правмир с первым юбилеем. Все-таки 10 лет — это первая круглая дата. И мне кажется, что портал встречает эту дату достойно и с определенными достижениями.
В моем представлении (может быть, оно и не совпадает с замыслом создателей портала) Правмир — это издание, отражающее позицию православной интеллигенции, прежде всего. Как кажется, одно из самых значительных достижений в нашей стране и в православной традиции за последние 25 лет — это появление или, точнее, возрождение православной интеллигенции как некоего социального слоя.
Речь идет не просто о глубоко образованных православных людях, этого не достаточно для того, чтобы именоваться православным интеллигентом. В первую очередь это система ценностей, в основе которых лежит бескорыстное созерцание. Это, пожалуй, одна из важнейших особенностей русской интеллигенции, — способность мыслить бескорыстно о том, что к повседневной жизни и практической пользе не имеет прямого отношения. Знание, созерцательность, терпимость — вот, если хотите, три столпа, на которых строится эта духовная система.
И здесь, мне кажется, очень важно, чтобы существовало православное издание, которое бы отстаивало эти ценности, и в первую очередь — терпимость к другим позициям. А это, как мы знаем, обычно связано со знанием. Когда человек знает о многих традициях, о многих формах жизни, о многих явлениях культуры, в нем естественно развивается уважение к другим традициям, которое неотделимо от твердой уверенности в своей правоте, не имеющей ничего общего с навязчивой демонстрацией и чувством собственного превосходства.
Мы знаем наши ценности, знаем, насколько они глубоки, важны и благотворны, но это не значит, что мы противопоставляем наши ценности другим, утверждаемся за счет отрицания и обличения других духовных традиций.
Мне кажется, что Правмиру удается выдерживать эту линию. И это само по себе чрезвычайно важно, особенно в нашей современной ситуации, когда в стране идет холодная гражданская война, иначе я назвать это уже не могу, — жесткий конфликт между православной средой и агрессивно настроенной антиправославной. Достаточно выйти в пространство Интернета, чтобы в этом убедиться.
Совсем недавно эта агрессия была продемонстрирована в связи с принесением Даров волхвов. Это, казалось бы, совершенно мирное событие вызвало просто дикую патологическую злобу и тотальное непонимание того, почему полмиллиона человек были готовы 10 часов стоять на холоде… и испытывать чувства радости и своего рода катарсиса. И это вызов для нас, но не повод, чтобы вступать в драку. Ненависти больше чем достаточно и с той, и с другой стороны. У нас тоже есть свои агрессивные националисты и фундаменталисты, которые мечтают о драке. Им нужны враги, чтобы самим реализовываться, так сказать «партия войны», которая исповедует то, что я когда-то назвал «православием на ненависти».
Очень важно, чтобы существовали такие формы медийной жизни, такие площадки, где доминировала бы именно партия мира, разумного диалога, искреннего и открытого обсуждения самых разных проблем.
Мне кажется, что и наши враги, и люди, которые не определились в своих позициях, совершенно не представляют, насколько многообразна православная жизнь, насколько по-разному думают люди. Есть базовые ценности, которые мы все разделяем, но есть и множество мнений по самым разным вопросам, включая политические взгляды, художественные предпочтения и многое другое.
Людям, которые не приемлют всю православную традицию на дух, очень выгодно описывать нашу среду как такую секту, которая выполняет жесткие установки верховного главы, где все имеют одинаковые политические взгляды и по всем существенным вопросам выполняют распоряжения вождей. Это представление о православии, к большому сожалению, широко распространено. И самая насущная задача в отношении к внешнему миру — показать, насколько этот мир разнообразен, какое он включает в себя удивительное богатство взглядов, мыслей, образов.
Эта способность к открытому обсуждению любых, даже самых острых проблем — признак силы, и это то, что мы должны являть миру. Ваше издание называется «Православие и мир», и в идеале оно должно создавать образ современного православия, предполагающего творческое разномыслие, существующее в разных формах. Это некая презентация нашей великой традиции, уходящей своими корнями в Византию. Отстаивание этих ценностей византийской культуры, лежащих в основе нашей цивилизации, через открытый диалог с обществом, с другими конфессиями, в том числе и с агрессивными атеистами, — важная задача портала. И в некотором смысле мое пожелание на будущее.
Подготовила Оксана Головко