Доктор богословия, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве протоиерей Сергий Правдолюбов оценивает документ «Об участии верных в Евхаристии» с точки зрения богословской теории и пастырской практики.
Мне документ понравился. Он выстроен очень аргументированно, с цитатами из канонических правил и творений наших святителей – Иоанна Златоуста и других. Все очень взвешенно и продуманно изложено. Это – то, какое должно быть отношение у православного человека при подготовке к причащению.
Откровенно говоря, я ожидал более решительных ограничений, а здесь есть и соблюдение почти всех правил, которые известны, и учтены многие мнения, и представлены противоположные точки зрения.
Даже святитель Иоанн Златоуст говорил, что при нем некоторые причащались раз в год. Но есть и те, кто причащались чаще, как у святителя Василия Великого.
Поэтому документ очень важный, прекрасный и не тормозящий пастырский взгляд с учетом тех жизненных моментов, которые могут быть совершенно нестандартными. Духовник имеет право корректировать предписанные пожелания, оставлена свобода действий, что тоже очень хорошо.
Мы чаще всего исходим из традиций нашего домашнего воспитания и общения с духовниками. Так вот, я хочу сказать, что вопрос о причащении часто поднимался духовными чадами отца Иоанна Крестьянкина.
Я имел возможность еще с 17 лет иметь постоянное общение с отцом Иоанном до самой его кончины. И он при мне говорил: «Надо причащаться один раз в две недели. Если человек болеет, или если женщина беременная и носит младенца, тогда надо причащаться каждое воскресенье. Болеет или кормит грудью, – также можно причащаться каждое воскресенье».
Один раз в две недели – это не значит, что не может нарушаться ритм, считал отец Иоанн. Такой ритм, когда идет Вход Господень в Иерусалим, потом Великий Четверг, потом Великая Суббота и Пасха. Здесь этот ритм нарушается из-за того, что это – чрезвычайное время Страстной Седмицы, и потом можно причаститься и на Пасху, и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Вход Господень в Иерусалим.
Если Благовещение совпадает, допустим, с Великим Вторником, как будет в этом году, то, безусловно, и на Вход Господень в Иерусалим, и на Благовещение можно причаститься.
По поводу Пасхальной Седмицы и святок он ничего не говорил. Этот момент стал уже чем-то новым по отношению к нашим традиционным представлениям, хотя имеет большую древность. Но у меня есть возражения по этому поводу.
Ни в коем случае нельзя делать обязательной практику такого причащения. У каждого человека имеется возраст, который нужно непременно учитывать, когда хочешь приступить к Святой Чаше.
Я имею в виду молодых людей, которые недавно поженились. Представьте себе, прошел Великий Пост, Пасха наступила. Мы знаем, что на Пасхальной Седмице нельзя венчаться. То есть это Святая Седмица, в которой даже и общение друг с другом не предписано и не рекомендуется.
Но нет такого правила, что умри, а нельзя, чтобы ты имел общение со своей молодой женой, будучи сам молодым человеком. Нет такого, не предписано. По какой причине?
По причине разного темперамента, разного устройства психологического и психофизического. Одним это легко, а другим это невозможно. Они 40 дней Поста и всю Страстную Седмицу имели воздержание, целых 50 дней.
Кстати, в весеннее время это очень сложно для молодых людей. И им еще надо всю Пасхальную Седмицу причащаться, не подходя друг к другу? Это выше сил человеческих молодого человека и молодой его жены. А причащаться после супружеского общения нельзя, и это строго предписано древними правилами.
Если будет всеобщее причащение на Пасхальной Седмице, то все прихожане будут говорить: «Ой, а они не причащаются. Что это такое с ними? Они что, неверующие?» Поэтому – зачем декларировать и демонстрировать всеобщее причащение?
Здесь мудро сказано в постановлении архиерейского совещания, что это возможно, но не предписывается. Это не регламент, не инструкция, и не устав. Это очень мудро.
Рассмотрим другой вариант, который у меня родился на лекциях в Московской духовной академии, когда я преподавал Практическое руководство для пастырей. Я сказал студентам: «Почему, как вы думаете, не разрешается таинство венчания на Пасхальной Седмице и на святках?».
Были разные ответы, но я им сказал: «Дорогие студенты, вы молодые, у вас кровь бурлит и кипит, и для вас немыслимо, будучи молодым человеком с молодой супругой, придерживаться этого правила. А если вы возьмете средний возраст или пожилой возраст?
Если вы провели Великий Пост в посте и молитве со всеми уставными требованиями, то, разговевшись на Пасху, если вы подойдете к своей супруге, и из-за ужасающего поста не сможете выполнить свои супружеские мужские обязанности, будет страшная психотравма. Это может положить ужасающий конец всем супружеским отношениям, жена потом может, в конце концов, уйти от тебя».
Церковь, понимая, что молодых удержать нельзя, ничего по этому поводу не говорит. А пожилым и старым, щадя их возможности, она говорит: лучше недельку-то подкормитесь, отдохните, наберитесь сил, а потом приступайте к своим обязанностям супруга и супруги. Здесь получается и то, и другое вместе: забота о совершенно разных возрастах и возможностях.
Чтобы строго регламентировать – надо знать внимательно человека, сможет он или не сможет выполнить ваши рекомендации. И в этом плане, роль священника важна.
На приходе бывают такие случаи, когда даже жена не может мужу сказать, что ей требуется, а муж этого не понимает. Она шепчет батюшке и говорит: «Батюшка, обратите внимание на моего мужа. Что же он меня забыл? Он весь увлекся своими вдохновенными идеями…». Я очень аккуратно, тонко могу сказать этому человеку: «Вы забыли, что у Вас есть жена?». И проходит месяц, она приходит – благодарит.
В предписании, которое Архиерейское совещание приняло, специально есть некоторая неопределенность. Святейший Патриарх на Епархиальном собрании московскому духовенству 23 декабря 2014 года сказал замечательные слова, которые тоже нужно иметь в виду и батюшкам, и мирянам – что жизнь не может быть полностью отрегулирована резолюциями, решениями и документами, она бывает шире и глубже того, что мы постановили.
Я удивился мудрости и очень важному и глубокому пониманию, которое Святейший Патриарх сам нам показал. Так и здесь, в постановлениях Архиерейского совещания имеется та же самая глубина и мудрость. Мудрость церковная: не предписывайте того, что «неудобоносимо» для всех одинаково. Не требуйте выполнения одной-единственной команды сразу всеми, как бывает в военной науке. И чтобы никто не оборачивался: «Почему они не причащаются на Пасхальной Седмице?».
Еще раз выражаю радость от того, как продуман и написан этот документ. Им надо обязательно пользоваться – но учитывать, что нельзя абсолютно одинаково подходить к прихожанам разного возраста и разного духовного состояния. Думаю, документ будет опорой для нашей пастырской практики.
Читайте также:
- Об участии верных в Евхаристии
- Документ о Евхаристии: очевидный и долгожданный
- Протоиерей Димитрий Карпенко: Причащение христианина за каждой литургией есть идеал, актуальный и сегодня