Отдаст ли государство Церкви ее имущество?
В Минэкономразвития подготовлен проект закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» . В марте он будет рассмотрен правительственной комиссией , после чего поступит для рассмотрения в Государственную думу . Станет ли Церковь крупнейшим после государства земельным собственником?
Сейчас в России существует две формы возврата церковной собственности: передача в безвозмездное пользование и передача в собственность. В основном возврат осуществляется ( в соответствии с постановлением правительства России № 490, принятым 30 июня 2001 года ) по первому варианту: в пользование.
По словам члена комитета Госдумы по связям с общественными и религиозными организациями Сергея Обухова, по всей стране «лишь 47 объектов религиозного назначения передано религиозным организациям в собственность». Новый законопроект предусматривает более интенсивную передачу религиозного имущества в собственность. В России основной «религиозной организацией» является Русская Православная Церковь: согласно цифрам, приведенным в докладе тогда еще Патриаршего местоблюстителя митрополита Кирилла на Поместном соборе 27 января этого года, к концу 2008 года на территории России имелось около 17 тыс . приходов и 478 монастырей. Большей части из них до революции принадлежали один или несколько храмов, а также земельные участки: общая площадь земли, бывшей в собственности Церкви накануне Октябрьской революции, оценивается в 3 млн гектаров. Если все имущество, незаконно отнятое у Русской Церкви, будет возвращено, Церковь станет крупнейшим после государства собственником: земель, построек, художественных ценностей.
Но всели реалии современной церковной и общественной жизни учли законотворцы? По мнению православных экспертов, в законопроекте есть несколько подводных камней.
Александр Бугаевский, занимающийся в Московской Патриархии в течение почти 20 лет возвращением Русской Православной Церкви изъятых у нее в годы гонений монастырей и храмов, считает, что «практически все церковное имущество должно быть оформлено религиозным организациям в собственность. И все — таки пока необходимо сохранять и передачу в безвозмездное пользование. Для этого есть две причины: во — первых, согласно российскому законодательству нельзя передавать в собственность особо охраняемые памятники архитектуры. Их не много, но это значимые для Церкви святыни: например, соборы Кремля, Новодевичий монастырь, Успенский собор во Владимире. Они могут передаваться Церкви только в безвозмездное пользование. Во — вторых , многие объекты были переданы Церкви разрушенными, и восстановить их по силам только государству.
Но не оставляет ли передача в пользование возможность для новых экспроприации? В соответствии с Российским законодательством здания, находящиеся в безвозмездном пользовании, могут быть в течение двух месяцев изъяты у общин и возвращены собственнику: государственным или муниципальным структурам. Причем расторгнуть договор на безвозмездное пользование зданием собственник может даже и без объяснения причин.
Такие опасные прецеденты уже возникали в Москве. В 2007-2008 годах префектура ЦАО пыталась отобрать у кафедрального Богоявленского собора три строения, переданные в безвозмездное пользование общине собора более десяти лет назад. К счастью, этой экспроприации пока удалось избежать. Та же угроза возникла сейчас у общины храма свв. апп. Петра и Павла на Новой Басманной: десять лет назад приходу удалось вернуть небольшую часть (200 м в полуподвале) дома причта, а теперь появился инвестор, который хочет перестраивать все здание, и префектура ЦАО настаивает на освобождении общиной помещения, не предлагая ничего взамен. А будь эти 200 метров в собственности у Церкви, с приходом разговаривали бы совсем по-другому».
Новый законопроект подвергла критике юрисконсульт Московской Патриархии Ксения Чернега. «Законопроект нуждается в серьезной доработке, — заявила она в интервью агентству «Русская линия». — У нас были совместные обсуждения текста проекта с Минэкономразвития , но далеко не все предложения и замечания Русской Православной Церкви учтены в этом тексте. Например, не определен порядок передачи музейных коллекций и предметов. На сегодняшний день такой порядок урегулирован постановлением правительства РФ № 490, а новый законопроект не содержит порядка передачи таких объектов Церкви».
Ксения Чернега рассказала еще об одной проблеме, которую должен решить новый законопроект: «Ныне действующее постановление предусматривает передачу имущества, находящегося только в федеральной собственности. Для субъектов и муниципальных образований это постановление является рекомендательным. Новый закон должен установить единый порядок передачи религиозного имущества для РФ и ее субъектов».
С проблемами, описанными юрисконсультом Московской Патриархии, в полной мере столкнулся Костромской Ипатиевский монастырь. К моменту передачи его Церкви монастырь был как раз музеем областного подчинения. Как рассказал корреспонденту «НС» наместник монастыря архимандрит Иоанн (Павлихин), «в 2004 году из всей огромной территории монастырю принадлежало лишь одно небольшое здание — так называемая келья над погребами . Монастырь чувствовал себя изгоем. Богослужения позволялись лишь в определенные часы: с шести часов вечера и до
семи утра мы не могли попасть в ту часть обители, где сосредоточены храмы , поскольку в шесть часов вечера музей выпускал на территорию большую собаку. Первым шагом на пути возвращения монастыря Церкви был пересмотр не совсем законной передачи музея из федерального в областное подчинение, произошедшей в начале девяностых. Когда же с помощью костромской обл — прокуратуры этот вопрос удалось решить, начал действовать федеральный закон, и в самом конце 2004 года было издано распоряжение Росимущества о полной передаче монастыря в пользование монашеской общине. А уже в 2005 году наш монастырь стал первым объектом такого уровня, перешедшим в собственность общины. Музею же было предоставлено здание, где он смог разместить часть своей экспозиции».
Архимандрит Иоанн недаром говорит о размещении в новом здании музея лишь части его экспозиции: дело в том, что Ипатиевский монастырь не только вернул себе огромный архитектурный комплекс, но и стал беспрецедентным примером исполнения Церковью функций хранителя культурных ценностей. «Костромскому епархиальному церковному историко — археологическому музею, директором которого я являюсь, — рассказывает архимандрит Иоанн, — были переданы около трехтысяч единиц хранения произведений церковного искусства. При этом , передавая нам бесценные произведения, Министерство культуры хорошо понимало, что передает их в надежные руки: у нас устроены великолепные фондохранилища, о которых не мог и мечтать музей до передачи монастыря, прекрасные экспозиционные помещения. В нашем музее трудится коллектив научных сотрудников , несколько десятков смотрителей и вооруженная охрана. В общем, наш музей смог зарекомендовать себя как ответственное учреждение».
А каковы прогнозы на возврат Церкви ее былых земельных владений? Как полагает Александр Бугаевский, «большую часть землевладений вернуть уже невозможно, особенно в городах: многие участки застроены жильем, часто много этажными домами, различными объектами социального назначения. Огромное количество храмов и монастырей просто перестали существовать. Выходом здесь может быть обращение к властям с прось — бой не застраивать свободные участки земли, примыкающие к храмам или монастырям, а передавать их церковным общинам. Но даже если такая практика будет принята, Церкви вернется менее десяти процентов прежних земель».
Архимандрит Иоанн: «В XVI-XVII веках Ипатиевский монастырь был четвертым в России по величине принадлежавших ему земельных наделов. Во время секуляризации церковного имущества XVIII века большая часть земель перешла государству. Сегодня мы прекрасно понимаем, что и те угодья, которыми владел монастырь перед революцией, не вернуть: в XX веке Ипатиевская слобода активно застраивалась жилыми домами. Но сейчас мы ведем переговоры с администрацией области о передаче 10 гектаров земли, примыкающих к монастырю и не застроенных. Этот участок мы будем использовать для дальнейшего развития обители: там будет устроен скит, духовно — просветительский центр , небольшое подсобное хозяйство. Я уверен, что этот вопрос решится положительно» .
А что делать, если тот или иной объект, принадлежавший Церкви, за послереволюционные годы перешел в частные руки? Можно ли его вернуть? Здесь эксперты настроены гораздо менее оптимистично. Александр Бугаевский: «С точки зрения законодательства это абсолютно тупиковая ситуация. Вернуть Церкви объекты, ставшие частной собственностью во время обвальной приватизации девяностых годов, почти невозможно. Есть, пожалуй, только один способ: сделать так, как поступило московское правительство с домом причта храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. В девяностые годы здание купила нефтяная компания. Когда же встал вопрос о передаче его Церкви, власти Москвы нашли другое здание и просто обменяли его на дом причта. Однако с точки зрения закона это не очень очевидная процедура: обмен частной собственности на государственную или муниципальную запрещен. Так что можно полагаться лишь на добрую волю властей».