Беседа о самарянке: Настоящее поклонение Богу
Евангелие от Иоанна, Глава 4, стихи 5-42.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви’! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
Протоиерей Павел Великанов:
В сегодняшнем Евангелии мы встречаем удивительное свидетельство Спасителя о самом себе, как о Мессии. Это свидетельство происходит перед женщиной, которая, казалось бы, является врагом правоверного иудея — самарянкой. В ходе беседы обсуждается тема истинного служения Богу, место этого служения и условий угождения Богу.
И мне хотелось бы обратить внимание на одну фразу, прозвучавшую из уст Спасителя: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, ибо спасение от иудеев». В этих словах перед нами раскрывается парадигма истинно-религиозной жизни. Часто можно встретить людей, которые высокомерно считают, что церковная жизнь, храмовое богослужение, и все то, с чем связана жизнь православного христианина, есть нечто несовершенное. Необходимо только для тех, кто не достиг еще полной свободы в духе. На самом же деле, это тот самый самообман, от которого предостерегает нас сегодня Христос-Спаситель. Мы не просто должны кланяться какому-то своему переживанию, своему ощущению чего-то Божественного. Мы должны знать, кому верим, кому кланяемся, и от кого, на самом деле получаем божественные ответы.
Настоящее поклонение Богу возможно только в Духе и истине. Дух созидается формой, истина хранится святой Церковью. И всякий человек, который регулярно посещает Божественный храм, участвует в Божественных Тайнах, знает, какое целительное и полезное действие оказывает на душу участие в богослужении.
Тот, кто считает, что ему достаточно келейной молитвы, окрадывает сам себя. Ведь в церковь приходят не только для того, чтобы рассказать Богу о своих личных проблемах. Он приходит для того, чтобы стать клеточкой единого Тела Христова, чтобы почувствовать рядом с собой других, которые так же, как и он, пришли к Богу, услышав призыв. Для того, чтобы повернуться от своих собственных проблем к нуждам других, и тем самым стать живыми и действенными руками и ногами Христа здесь, еще на земле.
Спаситель в сегодняшнем Евангелии говорит: «Бог есть Дух, и поклоняющийся Ему должен кланяться в Духе и истине». Но этому поклонению нужно учиться и самый лучший институт, который может нас удивительными неизреченными путями обучить этому искусству из искусств — это храмовое богослужение. И каждому из нас хочется пожелать быть не только внешними формальными участниками происходящего в церкви, но действительно полюбить эту удивительную сокровищницу истины и смысла, которую представляет собой наше православное богослужение.
«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».