Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня я хочу рассказать вам о фильме, вышедшем на экраны сравнительно недавно, в первом десятилетии XXI века – в 2007 году. Возможно, вы уже видели его или что-то слышали о нем – тем лучше.
Эта кинокартина, снятая в Америке и отражающая ряд типично американских парадигм, глубоко созвучна русской душе. Как всякое сложное произведение, смотреть и прочитывать ее можно сразу на нескольких уровнях. И на каждом из них она будет резонировать с разными значимыми струнами нашего бытия.
Итак, фильм «В диких условиях» (Into The Wild, 2007), снятый актером и режиссером Шоном Пенном по документальному роману Джона Кракауера.
В основе картины – реальная история реального молодого человека, всколыхнувшая Америку в 1990-е годы.
В апреле 1992 года никому не известный путешественник, называвший себя Алексом, появился в городе Фэрбенксе. Сюда, почти в центр Аляски, он добирался автостопом. Путь его лежал дальше на север. Он стремился прочь от цивилизации, но, по мнению местного жителя Джима Гэлиена, подбросившего его дальше на своем автомобиле, плохо подготовился к выживанию в суровом краю. Алекс отказался от предложенной помощи и был уверен, что винтовки 22 калибра, книг, а также собственных знаний и навыков ему хватит на то, чтобы добыть себе все необходимое.
Охотники обнаружили его тело 6 сентября 1992 года, через две недели после его смерти. Он прожил около четырех месяцев в заброшенном автобусе в окрестностях Национального парка Денали в полном одиночестве и изоляции, делясь своими мыслями только с дневником.
Его последняя запись – «Я прожил счастливую жизнь и благодарю Господа. Прощайте, и пусть благословит всех Бог!»
Новые обстоятельства этой истории стали ясны позже, когда открылось, что Супербродяга Александр, как сам он и называл себя — «Alexander Supertramp» – исчезнувший за два года до того Кристофер Джонсон МакКэндлесс.
Почему сын обеспеченных родителей, начитанный и высокообразованный юноша, выпускник Университета Эмори отказался от дальнейшего обучения и карьеры, отдал все свои сбережения в размере 24.000 долларов на благотворительность, порвал все связи с семьей, сжег все мосты, а также оставшиеся деньги и отправился в странствия с одним рюкзаком за плечами?
Этот вопрос не оставлял в покое биографа МакКэндлесса – журналиста Джона Кракауэра, расследовавшего обстоятельства гибели молодого человека по заданию редакции. Статья «Смерть невинного», опубликованная в журнале «Outside», разрослась в книгу, всколыхнувшую Америку.
Шон Пенн мечтал экранизировать «Into The Wild» с того самого момента, как буквально за одну ночь «проглотил» ее в 1996 году. Но родители Кристофера дали согласие лишь десять лет спустя.
С этого момента история стала одной из самых удивительных легенд Голливуда.
В фильме, максимально приближенном к реальности, сама эта реальность, безусловно, претерпела качественную трансформацию. Картина собрала множество наград, полюбилась критикам и зрителям.
История одного человека стала притчей для миллионов.
Мечтали ли вы когда-нибудь покинуть душный и жадный город, выйти из безумной гонки за благосостоянием, признанием, успехом? Мечтали ли сбежать, изменив имя и судьбу? Быть свободным как птица, дышать воздухом гор и рек, идти туда, куда зовет сердце? Мечтали ли вы о свободе?
Кристофер это сделал.
Он раздал имущество («накормите на эти деньги кого-нибудь») и ушел в пустыню. Уже одно это превращает его в сознании обывателей практически в святого. Возвращаясь к реальным событиям, в Америке действительно вокруг его фигуры сложилось нечто вроде культа. Слишком много молодых людей готово повторить его путь. Отвергнуть все дары общества потребления. Уехать на Аляску. Уйти на север.
Одним из поразивших меня совпадений стало совпадение дат. 1990-е годы в Америке, 1990-е годы в России. Я хорошо помню настроения конца 90-х, когда люди не с одним высшим образованием всерьез задумывались об отъезде из Москвы – наиболее благополучного города России. Желательно подальше. В тайгу. На север.
Путь Кристофера, для которого руководством к действию стали книги Джека Лондона, Льва Толстого и Генри Дэвида Торо (Thoreau), – в общих чертах повторяет путь многих наших современников.
Дальше я буду говорить о кинокартине «В диких условиях», потому что все-таки мы говорим о кино. Жизнь подлинного Кристофера МакКэндлесса известна лишь одному Богу. В кино, повторюсь, мы имеем дело с легендой. Живой, полной мудрости и вопросов.
Почти все, смотревшие этот фильм, замечают несколько вещей. Во-первых, это действительно прекрасный фильм о красоте Божьего мира, о жизни, которую надо прожить самому. Фильм о жизни как о дороге и наших встречах на этом пути.
Следуя за Крисом, вернее уже за Супербродягой Александром, мы можем прикоснуться к свободе, которую не могли себе позволить.
В этом смысле «В диких условиях» очень близок всем картинам, в которых речь идет об упущенных возможностях и смысле жизни: «Пока не сыграл в ящик» (The Bucket List, 2007), вышедшей с ним одновременно, «Достучаться до небес» (Knockin’ on Heaven’s Door, 1997), и так далее.
Опьянение этой свободой, девственными красотами природы (операторская работа в картине – просто гениальна) может так отвлечь внимание зрителя, что он почти не заметит того, что повествование в картине идет от лица сестры Кристофера, а значит – определена точка зрения и точка отсчета.
Хорошее кино всегда расходится на цитаты. «В диких условиях» подарил миру гениальную мысль: «Happiness only real when shared». «Счастье реально, когда им делишься».
Кристофер действительно встречает по пути много интересных людей, которые так же повлияли на него, как и он на них. Но только ли с ними разделено его счастье?
С одной стороны, история Кристофера – это универсальная и глубокая история духовных поисков, стремление вернуться к первозданной чистоте и гармонии.
С другой – это новый пересказ притчи о блудном сыне, не вернувшемся домой. История протеста против власти родителей, их ценностей, их картины мира.
Но родители Криса – равноправные герои этой истории. В то время как одинокий герой мужает, и это отмечено условным деление картины на периоды, как у Льва Толстого, родители тоже не остаются прежними…
И тут оказывается, что вторая, не менее глубокая, тема картины «В диких условиях» – это тема семьи. Любви. Ответственности. Покаяния и прощения.
И, на мой взгляд, главное событие в фильме происходит задолго до его последних кадров, во время разговора Кристофера с Роном Францем на вершине горы. «Когда прощаешь, ты любишь. Когда ты любишь, Божий свет осеняет тебя», — говорит старик юноше, готовящемуся отправиться вслед за своей мечтой.
Пусть этот свет освещает и вашу жизнь.
До встречи.
Читайте также:
- Стромболи — восхождение на вершину
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Святость на экране
- Мельница и крест