Где покаяние перед Конго?
– Отец Александр, так нужно ли всеобщее народное покаяние?
– Да, конечно, нужно всеобщее народное покаяние. Проблема существует, только надо сначала определиться, перед кем каяться и за что? Церковь призывает каяться в своих грехах перед Богом, а СМИ – например, в депортации крымских татар, в убийстве Царской семьи или еще в чем-то.
Почему мы всё время играем в одни ворота, пытаясь сообщить всему миру, что мы самые жестокие, и мир с удовольствием подхватывает это?
Давайте смотреть на проблему объективно, учитывая все нюансы, прописывая законодательно все правила, которые могут быть нарушены, и за нарушение которых нужно просить прощения. И будем их применять одинаково ко всем.
– Как смотреть на проблему объективно?
– Недавно в поисковой строке я набрал слово «тиран», и первым выпал бельгийский король Леопольд II. Он умер в 1909 году. Оказывается, еще в XIX веке от имени Европы, может быть, в том числе и от имени Российской империи, Бельгия получила мандат на управление Конго. За время этого «управления» вследствие жестокой политики Леопольда население Конго сократилось почти в два раза – с 25 млн до 15 млн человек. Так что на его совести жизни десяти миллионов человек. Кто-нибудь слышал, что бельгийцы приносили извинения перед народом Конго за себя и за своего короля за чудовищную эксплуатацию и геноцид?
Причем с Конго всё очевидно – жили себе люди в Конго, спокойно развивались. Пришли европейцы и навели свои порядки, после которых жизнь стала невыносимой, и численность населения резко сократилась.
С крымскими же татарами не всё так просто. Во время фашистской оккупации многие пошли служить фашистам и сдавали красноармейцев немецким властям. Там был страшный геноцид русских. Люди, которые предавали советских солдат фашистам, должны быть названы преступниками.
Какие границы переступила советская власть? Предательство крымских татар – это было народное движение или деяния только отдельных представителей? И дальше можно задаваться вопросом – должна ли была советская власть реагировать на это? А если должна, то как?
Вместе с виновными пострадали невинные? Тогда нужно назвать и осудить тех, кто виновен в этой несправедливости. Надо на серьезном научно-историческом уровне разбираться и выносить правовую оценку, без крайностей и эмоций. Здесь нет однозначного решения, как в ситуации с Конго.
У крестьян созрели гроздья гнева
– Мой прапрадед – образованный крестьянин, который явно под толстовскими идеями мечтал о переустройстве мира. Его дочь не от хорошей жизни переехала в город – в советское время. Другого прадеда раскулачили в двадцатые годы. У кого мне просить прощения и за кого?
– Так можно дойти до абсурда. Кстати, Лев Николаевич, гениальный человек, создал выдающиеся произведения, вошедшие в сокровищницу русской и общемировой культур. Но некоторые его произведения, как например, «Воскресение», с моей точки зрения – неприемлемые.
Спрашивается, Лев Николаевич и его последователи должны каяться в том, что они своими незаурядными силами и способностями способствовали наступлению революции? Но они сами этого сделать уже не могут. Тогда кто за них это должен делать?
Я сейчас изучаю тему демографии. С 1861 года и вплоть до 1913 года рождаемость у нас была около 50 детей на тысячу человек. То есть каждая пятая женщина детородного возраста была или беременной, или с младенцем на руках. То есть люди всё-таки, как бы им ни было трудно, имели большие семьи, значит, надеялись на лучшее и уверенно смотрели в будущее.
Но и смертность в те годы была исключительно высокая – более 30 человек на тысячу. А в Англии в это время смертность была в два раза меньше, в Германии – в полтора раза.
Разве только простой народ должен каяться? А товарищи аристократы, купцы – на что они деньги свои тратили? На дворцы и кутежи? Почему не вкладывали их в здравоохранение народа? Как же вы, господа хорошие, к народу-то относились? Кто должен просить прощения за это? За то, что магнаты, или, как их теперь называют, олигархи, не вкладывали в свой народ, как англичане и немцы?
Кто создавал революционную ситуацию в стране? Салтыков-Щедрин говорил, что если он заснет, и его разбудят через сто лет и спросят: «Что сейчас творится в России?», он ответит: «Пьют и воруют». Вот в этом и надо каяться, и это действительно всенародные грехи.
– Но потом и крестьяне грабили, разоряли дворянские усадьбы…
– Так у них зрели гроздья гнева. Ненависть не на пустом месте родилась. Вот Суворова, например, солдаты любили. Знали, что он их любит, заботится, бережет и голову за них положит.
К тому же опять об ответственности. Возьмем Горького – тоже властитель дум того времени. Кто у него положительный романтический герой? Челкаш – бандит, или мать революционера и сама революционерка.
Воспевала интеллигенция бандитов и революционеров, довоспевалась. А когда грянула буря, которую он сам призывал, и кровь потекла рекой в братоубийственной бойне, то Горький ловко спрятал тело тощее на Капри, месте столь благоприятном, что там в свое время жил римский император Тиберий.
Власть имущим – каяться перед нашим народом
– Но всё-таки, как быть, если в прошлом веке у нас чуть ли не все друг друга убивали?
– Что значит все? В двадцатом веке у нас были разные люди, был Патриарх Тихон и был Дзержинский.
– Я о том, что всё перемешалось, даже в рамках одной семьи. Так, например, сын профессора Казанской духовной семинарии Виктора Несмелова стал чекистом. Самого Виктора Ивановича обвинили по 58-й статье…
– Вот потому и не надо эмоционально и непродуманно призывать, что кто-то перед кем-то должен каяться. Надо не об этом думать, а стараться по-настоящему историю изучать, чего сегодня у нас не происходит. Мы не знаем ни своей, ни тем более зарубежной истории. Поэтому – не понимаем, что происходило раньше и происходит сейчас. На фоне этого незнания периодически кто-то начинает кричать: «Давайте у тех попросим прощения! А еще вот у этих!»
В 1915 году был устроен чудовищный геноцид армян турками. Вырезали детей, женщин. Что делать современным туркам? Они-то ведь никого не резали. Поехать в Ереван и просить у прохожих прощения?
Да, у каждого народа, и у русского в том числе, есть исторические грехи. И каяться в них нужно перед Богом. И каждому в отдельности и, может быть, как народная общность. Но для этого нужно разбираться, потому что каяться надо осознанно…
Давайте припоминать, что у кого было, у каких народов, и требовать прощения друг у друга. Поводов за века и тысячелетия человеческой истории – множество. Вспоминать, кто кого раньше обидел, кто тогда был сильнее, а кто – сейчас.
Мне кажется, что такая постановка вопроса – антиисторическая, безнравственная, потому что не оговорены общие для всех правила.
– Но уроки из ошибок прошлого нужно извлекать?
– Обязательно. Но для этого нужно изучать историю. Однако историческое образование сегодня сокращается, какие-то институты «укрупняются», а исторические факультеты ликвидируются. С одной стороны, мы говорим, что нам нужно историей заниматься, с другой – сокращаем финансирование на ее преподавание. Может быть, надо каяться перед исторической наукой?
В заключение хочу вернуться к вопросам демографии. Оказывается, в годы Великой Отечественной войны рождаемость, несмотря на многомиллионные потери на фронте, от голода, холода, бесчеловечного отношения оккупантов к мирным жителям, всё равно была выше, чем сейчас.
Может быть, нужно каяться власть имущим перед нашим народом, что он не живет полноценной жизнью, а вырождается? А народу – в том, как мы много потеряли из того хорошего, что приобрели, хранили и защищали наши великие предки. Мы же из прошлого берем часто лишь плохое, а самое главное, самое важное и ценное – забываем.