В Москве прихожан зазывают на курсы христианской медитации. Что это такое, почему православным следует избегать этих курсов, и зачем секты маскируются под христианство? Об этом порталу «Православие и мир» рассказал Александр Дворкин, сектовед, профессор ПСТГУ, руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.

— Александр Леонидович, в первую очередь — в чем суть такого явления, как христианская медитация?

— Изначально термин «медитация» — библейский. Это слово имеет латинские корни, а, например, в английском переводе псалмов используется глагол «to meditate», что означает «глубоко, сосредоточенно размышлять (о Боге)». И если употреблять его в этом контексте, то христианская медитация — вполне имеет место быть.

Другое дело, что в современном словоупотреблении это словосочетание однозначно связано с индуистскими и буддийскими, а затем и оккультными духовными практиками. И вот эта христианская медитация, на курсы которой зовут сейчас в Москве, с христианским вероучением не имеет ничего общего. Для меня это такое же абсурдное словосочетание, как «постное мясо»: не может такого быть по определению, в пост мясо не едят!

Медитация в современном значении подразумевает концентрацию на определенных образах и звуках, всегда очень чувственную концентрацию. Это не адресная христианская молитва, обращенная к Богу. Медитация — это всегда техника. То есть, соблюдаешь определенные правила, и результат гарантирован: что хочешь, то и получишь. В этом еще одно ее отличие от христианской молитвы. В молитве нет и не может быть гарантированных результатов, молитва — это встреча двух свободных личностей, человека и Бога, и принудить Бога совершить те или иные действия человек молитвой не может.

— Куда уходит корнями современное явление христианской медитации? Откуда, образно говоря, ее рога растут?

— С одной стороны это явление уходит корнями в западную культуру, когда интеллигенция конца 19 — начала 20 века стала присматриваться к восточным эзотерическим практикам и решила, что может совместить с ними христианское содержание. Это в принципе невозможно, поскольку мы помним правило еще первых веков христианства Lex orandi — lex credendi est — закон молитвы есть закон веры. То есть, молитва — это выражение веры, какова молитва, такова и вера. Не может христианская вера иметь нехристианское выражение.

Начало этим попыткам симбиоза положила в 19 веке Елена Блаватская, основатель оккультного «Теософского общества». Она первая попыталась скрестить индуизм, буддизм и христианство, и в итоге заразила этим значительную часть европейского интеллектуального сообщества.

С другой стороны, употребление слова «христианская» для обозначения своих практик — это такой коммерческий вербовочный прием целого ряда индийских гуру. Они специально поехали на запад, чтобы работать с западной аудиторией. И чтобы привлечь к себе больше людей, объявили, что их медитационные упражнения вполне совместимы с христианством.

— Как проходят сеансы христианской медитации? Что на них происходит?

— Вариаций — масса. В каждом конкретном случае все зависит от учителя, и от того, насколько работает его оккультная фантазия. Берутся какие-то элементы из разных религиозных учений, замешиваются в разных пропорциях и подаются слушателям.

— Что должно насторожить православного человека, когда он видит объявление о христианской медитации? К примеру, московские курсы будет вести небезызвестный игумен Евмений. И хотя еще в 2008 году он был освобожден от служения и почислен за штат, многие не знают этого. Они видят в нем, прежде всего, православного священника и полагают, что если уж священник ведет курс медитации, то ничего плохого в этом быть не может.

— В первую очередь, нужно определиться со статусом самого игумена Евмения. Действительно, пока он только почислен за штат и может служить, если его пригласит в свой храм какой-нибудь священник. Другое дело, что эти начинания — «христианская медитация» и прочие — выводят его не только за рамки православного клира, но и за рамки христианства в целом. Совершенно ясно: то учение, которое он практикует — это оккультное учение, ничего общего с христианством не имеющее. И то, что он прикрывается христианскими терминами, духовным платьем, делает его гораздо более опасным, чем какой-нибудь очевидно заезжий гуру.

Учение Евмения — скрытое, преподается под маской христианской любви и терпимости. Оно работает, прежде всего, на комплексах интеллигентов, полагающих, что Бог шире конфессиональных границ: ведь Он не может допустить, чтобы такое огромное количество людей было лишено спасения? Для маловоцековленных людей это очень серьезный аргумент. Особенно если он исходит от такого терпимого и человеколюбивого «батюшки» в рясе — не то, что другие, жесткие и нетолерантные попы, которые твердят о том, что нужно ходить в Церковь, соблюдать некие нравственные правила и вообще прилагать усилия, чтобы изменить свою жизнь.

Самое важное, что нужно знать — ни христианской йоги, ни христианской медитации не существует! Если сталкиваешься с чем-то подобным, всегда нужно иметь в виду: это уловка, она здесь для того, чтобы увлечь человека.

секта

— Мимикрия под православие сегодня вообще распространена среди сект. Почему?

— Потому что секты — это паразиты, они редко могут существовать самостоятельно. Поэтому они прикрепляются и маскируются под то, что известно и уважаемо в данном регионе — под самую многочисленную и культурообразующую конфессию. В России они маскируются под православие, в Италии — под католицизм, на севере Германии — под лютеранство. Простой пример: многие неопятидесятнические пасторы в России взяли за обыкновение отпускать бороды и носить православные кресты, чтобы быть трудноотличимыми от православных священников.

Прим. Авт. Неопятидесятничество — псевдохристианское религиозное движение. Согласно его учению, Бог может явить себя в любом верующем через Дары Святого Духа. Отсюда — говорение на неизвестных языках, видение духов, и, якобы, чудеса на молитвенных собраниях. Неопятидесятники верят, что настоящий христианин обязан быть богатым, здоровым и процветающим, ибо он имеет силу и власть вырвать эти дары у Бога.

Несколько лет назад в Набережных Челнах я видел перед Пасхой большие биллборды по всему городу, где было славянской вязью написано «Христос Воскресе», а затем шло приглашение на неопятидесятническое собрание.

Собственно, и Евмений сначала пытался вводить у себя — а затем и по всей Церкви через внедряемый им «Альфа-курс» — неопятидесятнические харизматические практики. Обращение к йоге, к медитации — все это закономерный шаг человека, который уже привык к измененным состояниям сознания, полученным во время практик псевдохристианских сект.

Говоря о мимикрии под православие, следует также упомянуть секту «Богородичный центр» — здесь тоже очень стараются походить внешне на священников. И, конечно, не отстают и новые культы — например, недавно ставшая известной секта бога Кузи. Ее адепты облачались в рясы священников или монахов и шли работать на православные ярмарки, где собирали деньги, якобы на пожертвования и требы. Сотрудники нашего центра распознали их одними из первых, приготовили ряд экспертных заключений по Кузе.

— Что должно насторожить человека, если в приглашении на религиозную встречу, собрание или курс нет экзотических слов вроде «медитации» и «йоги»? Если внешне все действительно похоже на православие?

— Знаете, многие люди интуитивно чувствуют что-то не то. Секты активно используют новояз, свой собственный словарь. Когда, например, вербовщики «Богородичного центра» начинают говорить о космической литургии или медоточивой Псалтыри — у человека, который считает себя православным, уже возникает недоверие. Он понимает, что это — не совсем православное.

С другой стороны, нужно всегда быть внимательным. Я был в Рязани и видел: листовочки с приглашением на встречу со священниками из Владимирского собора во Владимире. Тут хорошо бы вспомнить, что во Владимире нет Владимирского собора. Несложное расследование показало, что это была одна из неопятидесятнических сект. Переспросить, разузнать побольше: что это за люди, кто они, куда приглашают — никогда не будет лишним.

— Насколько типична история, когда священнослужители, отошедшие от истинного учения, потом становятся во главе религиозных новообразований?

— Типичной такую историю назвать сложно: они случаются, но не часто. Скорее я бы употребил слово «закономерная», а не «типичная». Это путь малых компромиссов или небольших шагов: начинаешь, например, с неопятидесятнических экстатических состояний, и понемногу отступаешь от христианства все дальше и дальше, заканчивая, в конце концов, практиками, которые с ним не имеют уже вообще ничего общего.

Лучший пример этой теории — Робеспьер. На заре политической карьеры он ратовал за отмену смертной казни. Затем, чтобы сделать жизнь лучше, отрубили голову одному человеку, потом еще одному — в итоге мы знаем его, как одного из самых кровавых тиранов за всю историю человечества.

К сожалению, сейчас похожая история разворачивается с одним священником из-под Петербурга. Буквально сегодня мне прислали набор совершенно шокирующих видео, где этот священник — между прочим, действующий священник и настоятель храма, а к тому же правнук новомученика — стоит где-то в Индии на коленях перед гуру, принимает у него посвящение. При этом он в рясе и с крестом. На другом видео он говорит, что занимается медитациями и очищениями, и что это гораздо шире христианского опыта, а духовность этого гуру превышает христианскую духовность.

— На ваш взгляд, как будет дальше развиваться эта история? Есть вообще способ как-то влиять на таких священнослужителей?

— Человеку, который прислал мне это видео, я посоветовал обратиться к правящему архиерею, чтобы тот принял меры. Не только священник, но и простой обычный верующий христианин, такие вещи, конечно, совершать не может.

Того же Евмения много людей предупреждали об опасности выбранного пути, но это не повлияло на его выбор. Поэтому, полагаю, вразумить тут может только каноническое прещение в священнослужении. Может быть, тогда человек опомнится, сможет прийти в себя. Потому что до той поры, пока его не трогают, он полагает, что все нормально. Его действия становятся все смелее.

— А если говорить о других «псевдоправославных» сектах — каким, вероятнее всего, будет их будущее?

— Они, видимо, будут существовать до тех пор, пока живы их гуру. Это касается и «бога Кузи», и остальных. Эти люди уже привыкли к славе, к почитанию. Вряд ли они смогут отступиться от своей гордыни до конца жизни. Напротив, уличенные в одном месте, они будут изыскивать другие ходы к сердцам людей. Но распространенный сценарий таков: большинство сект заканчиваются, когда уходит из жизни их лидер.

Михаил Боков

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.