Библия заканчивается Апокалипсисом. Это не только название отдельной книги, но и название целого жанра. Прямо скажем, Апокалипсис Иоанна не единственный апокалипсис в Церкви, хотя именно за ним закреплен высочайший статус книги Священного Писания. Есть еще один вполне церковный апокалипсис – это книга «Пастырь» Ерма.
Очень древняя она. В наши дни ее относят к писаниям мужей апостольских. По времени создания она вплотную примыкает к эпохе Библии. В древности были видные церковные авторы и целые христианские общины, которые считали «Пастырь» частью Нового Завета. Теперь же мы относим книгу «Пастырь» к самому раннему слою святоотеческой письменности, – что весьма и весьма почетно.
Апокалипсис Иоанна и апокалипсис Ерма роднит то, что авторы не свидетельствуют о важнейших событиях прошлого, как, например, в Евангелии от Луки. И не предлагают духовнического наставления по волнующим паству вопросам, как в Посланиях к коринфянам. Иоанн и Ерм получают свыше некое высокое духовное откровение и его записывают. Подобное встречалось у ветхозаветных пророков.
Библейский Апокалипсис запечатлел, как к апостолу Иоанну обращается Христос и ангелы Божии. Ерм тоже общается с небесными существами – ангелами. Они открывают Ерму некие мистические видения, ведут с ним духовные беседы. Не так-то просто человеку понять их, даже пророку непросто.
Прочитаем отрывок из «Пастыря». Вот ангел покаяния дает Ерму пояснения о вреде и пользе удовольствий:
«Гневливый, исполняя свое дело, получает удовольствие, и прелюбодей, и пьяница, и клеветник, и лжец, и любостяжательный человек, и хищник, и всякий совершающий что-либо подобное удовлетворяет свою страсть (ποιῶν τῇἰδίᾳ νόσῳ) и наслаждается своим делом. Все эти наслаждения вредны рабам Божиим, и за них-то они страдают и терпят наказания. Но есть также удовольствия, спасительные для людей (τρυφαὶ σώζουσαι τοὺς ἀνθρώπους): многие, совершая добрые дела, получают удовольствие, находя в них для себя сладость. Это удовольствие полезно рабам Божиим и приготовляет жизнь таким людям. А те, о которых сказано прежде, заслуживают наказания» (Под. 6:V).
Так, задолго до появления монашеской аскетики мы наталкиваемся на вполне подвижнические рассуждения у Ерма. Это аскетические записи древнехристианского пророка. Ангел открывает Ерму, что страсти приманивают людей через удовольствие и губят их. Ангел перечисляет основные человеческие страсти: гнев, блуд, сребролюбие… Названия страстей мы уж приведем в соответствие с более поздней аскетической традицией. Противоположностью болезнетворных страстей являются добродетели. От добродетелей человек тоже может получать удовольствие, и это на пользу.
Любому понятно, что чревоугодие приносит человеку сладость. Но не будем забывать, оно же приносит и горесть (проблемы со здоровьем). Чревоугодию противостоит церковный пост. В нашем посте, прежде всего, бросается в глаза неприятный момент (утомительная борьба с желанием есть больше и лучше, чем необходимо). Однако присутствует в посте и момент явно приятный (чувство физической легкости и легче дается молитва, что особо важно).
Аналогично дело обстоит со страстью гнева и добродетелью кротости, со страстью блуда и добродетелью целомудрия, со страстью сребролюбия и добродетелью благотворительности ближним. Это понятно и без дальнейших объяснений.
Конечно, не все в «Пастыре» Ерма оказывается таким уж понятным. Апокалипсис Ерма – вообще необычная, редкая книга. Необычно уже то, что книга Ерма считается апокалипсисом, и по праву. А значит, она земным языком излагает небесные откровения. Задача не из легких, правда?