Апостолы краснокожих
Православный приют в Гватемале
Гватемала — маленькая страна в сердце Центральной Америки, граничащая с Мексикой и Гондурасом. Здесь, за тысячи километров от Старого Света, возник очаг православия. Под омофором Антиохийского Патриарха православные монахини воспитывают более сотни индейских сирот.
История Гватемалы весьма драматична — за последнее столетие эта небогатая страна (основа экономики — кофе и тропические фрукты) пережила разрушительные землетрясения, жестокие гражданские войны и перевороты. Последние тридцать лет авторитарные режимы сменяли друг друга в среднем каждые три-четыре года, не прекращалась партизанская война. Относительное затишье воцарилось только после выборов 2007 года, когда многие из лидеров непримиримых партизан получили возможность баллотироваться и были избраны в парламент.
Но эхо многолетней войны чувствуется в Гватемале до сих пор. Часто можно встретить военные патрули, в магазинах вместе с традиционным «не курить» висят объявления: «вход с оружием строго запрещен», туристов просят не носить с собою ничего ценного, даже если они передвигаются организованными группами, — рассказывает протоиерей Игорь Кропочев, сотрудник миссионерского отдела Кемеровской епархии, побывавший в Гватемале по приглашению игуменьи Инес (Айау), настоятельницы монастыря во Имя Святой Троицы Lavra Mambré.
Разговорный язык Гватемалы испанский, а большинство ее жителей относится к «ладино» — метисам, потомкам испанцев и индейцев майя. Долгое время господствующей религией страны был католицизм, но как и везде в Южной и Центральной Америке он теперь сдает позиции: его место занимают неопятидесятники-харизматы, их плакаты можно увидеть на каждом шагу, сейчас это самое активное, даже агрессивное религиозное движение в Гватемале.
Православных в Гватемале совсем немного, жизнь общины вращается вокруг единственного прихода — Свято-Троицкого монастыря мадре Инес, бывшей католической монахини, родившейся в очень известной и влиятельной в Гватемале семье. Матушка Инес 16 лет посвятила служению католическому ордену ассумпционисток — «Сестер Вознесения», но после знакомства с восточно-христианской литературой перешла в Православие и основала православный женский монастырь под омофором Антиохийского Патриарха. «Акт об основании» Православной Церкви Гватемалы был подписан архиепископом Антонием, управляющим антиохийской митрополией Мексики и Центральной Америки, монахинями монастыря и еще 25 прихожанами в день святителя Николая в 1995-м году.
Пока в монастыре только шестеро монахинь, включая настоятельницу. Постоянного священника нет, но не реже чем раз в месяц сюда приезжают группы миссионеров, среди которых обычно есть священник, который и служит литургию.
Приют для сирот при монастыре, самый старый в стране, основал еще в 1857 году предок мадре Инес дон Рафаэль Айау (тогда, конечно, приют был католическим), в годы гражданской смуты он был закрыт властями, и вновь открыт десять лет назад матушкой уже как православный. Хотя сам монастырь, Троицкий собор и кельи, находится за городом, на фамильных землях матушки Инес, детский приют расположен в центре миллионной Гватемала-сити — столицы государства. Именно в приютский храм Преображения Господня (первый православный храм страны, освященный в 1997 году) приходят православные горожане помолиться. Ежедневное богослужение служат здесь пока мирским чином, антифонно (то есть поют на два хора попеременно, каждый по одной строфе). Практически всю службу поют воспитанники приюта, только начальные возгласы и отпуст произносит по-испански мать-настоятельница.
Через приютский храм, больше схожий с летним полуоткрытым павильоном, монастырь поддерживает контакты с окружающим миром. В будущем приют переберется за город, в монастырь (строительство новых помещений уже началось), а храм в городе станет окончательно приходским.
Милосердие или миссия?
Большинство православных мирян в Гватемале — это сотрудники приюта: воспитатели и «нянечки» на ставке (шестеро монахинь были бы не в силах справиться самостоятельно). Детей здесь около 150, из них 30 грудничков, а самые старшие приближаются к 15-летниму рубежу. Нескольких детей уже усыновили православные семьи из США и Канады. И монахини, и работницы живут как одна большая семья. Когда одну из воспитательниц спросили, когда же она, наконец, выйдет замуж, та ответила: «как же я могу выйти замуж, когда у меня столько детей?» Так что наемными рабочими в прямом смысле этих женщин назвать сложно, возможно, больше подошел бы термин «община». Тем паче, что сотрудницы, принявшие Православие, как правило, причащаются вместе с насельницами и детьми, составляя, таким образом, костяк прихода.
Социальное служение — основа миссионерской деятельности монастыря, поэтому в Гватемале Православие на хорошем счету (сироты, подкидыши и беспризорники — серьезная проблема для бедной и изнуренной войнами страны). Пример монашеского трудолюбия и подвижническая социальная работа вызывают у многих уважение, и даже католики, совсем не заинтересованные в православной миссии, смотрят на монастырь мадре Инес с сочувствием. Так, с интересом наблюдает за православным богослужением молодой католический певчий, помощник восьмидесятилетней прихожанки приютского храма (кстати, русской по происхождению, дочери эмигрантов еще первой, революционной волны). Он честно отстаивает вместе со своею подопечной длинные службы, а в беседе признается, что православное богослужение находит очень красивым. Сама же восьмидесятилетняя прихожанка до сих пор помнит русский, хотя и молится на службе по-испански, в храме Антиохийского Патриархата, поминая за богослужением как правящего архиерея «архиепископа Мексиканского, Центральноамериканского, Венесуэльского и всех Карибских островов».
***
Протоиерей Игорь Кропочев: гватемальский опыт — в Россию!
В Гватемале о. Игорь был для знакомства с опытом OCMC ( Orthodox Christian Mission Center ) — православного миссионерского центра, объединяющего активистов из приходов канонических православных юрисдикций США и Канады. Они регулярно отправляются в «миссионерские походы» по тем странам, где Православие только становится на ноги: помогают молодым общинам налаживать социальную деятельность, приходскую жизнь и миссию «на местах». Как именно — рассказывает прот. Игорь КРОПОЧЕВ.
Очень важно, чтобы в тех местах, где православные люди живут преимущественно в инославном или атеистическом окружении, они чувствовали поддержку всей Церкви. В таких местах люди нуждаются в свидетельстве единства со своими собратьями по вере.
Стратегия, которую применяет OCMC — это, я думаю, сегодня для России оптимальный вариант миссионерской деятельности. У нас в России в крепких центральных приходах тоже есть миссионерские команды, которые отправляются в т. н. «миссионерские походы», где они крестят и проповедуют, но до сих пор эта деятельность не поставлена на должном уровне.
Главное, что отличает работу OCMC от наших российских миссионерских походов — они едут не наобум, не миссионерствовать «вообще», а с точно поставленными целями и задачами в определенную общину, причем задачи миссионерам ставит сама община. Если местное священство пассивно, если оно бездействует — то любые усилия миссионеров бессмысленны. Работа должна быть совместной и скоординированной. В Гватемале, к примеру, мы могли бы пойти в горы и проповедовать индейцам, но вместо этого мы помогали ухаживать за детьми в приюте, потому что миссионерская концепция у принимающей стороны была иная, они свидетельствуют о Православии через социальное служение и мы помогали им так , как они этого хотели.
Система такова: местная церковь обращается к миссионерам с конкретной просьбой — устроить семинар, обучить специалистов для воскресной школы, помочь с ремонтом и т.п. OCMC — это общецерковный миссионерский ресурс, которым может воспользоваться любой приход или община. Волонтеры-миссионеры собираются в группы по заранее спланированным проектам, они читают объявление на сайте центра, если их интересует какой-то определенный проект, то они заполняют анкету и подают просьбу включить их в группу.
Сейчас методика OCMC готовится к апробации на российской почве в Кемеровской, Барнаульской и Абаканской епархиях, по благословлению местных епископов. Реализовываться она будет как один из проектов Фонда прп. Макария Алтайского. Мы уже сформулировали наши миссионерские задачи, начинаем набор групп. Подробную информацию можно будет в ближайшее время найти на нашей страничке в Интернете, а первые походы, как ожидается, состоятся ближе к лету 2009 года. Страница Фонда преподобного Макария в сети Интернет: www.stmakarii.org .
Фото: протоиерей Игорь КРОПОЧЕВ
Нескучный сад – архив по номерам