В Великую Субботу, 23 апреля, состоялась благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть». Акция, организованная издательством «Никея» при поддержке Издательского Совета Русской Православной Церкви и портала «Правмир», прошла в более чем двадцати приходах и социальных учреждениях Москвы и других городов.
Специально к этому дню было издано 12 тысяч экземпляров Евангелия от Марка, причем евангельский текст в этом издании сначала представлен с классическим толкованием блаженного Феофилакта Болгарского, а следом текст Евангелия дублируется, но уже целиком, с традиционной разбивкой на главы и стихи. Так что читающий Слово Божие может целиком сконцентрироваться на самом тексте и обратиться к его толкованию.
«Нет, ребята, вы, вероятно, сектанты, потому что православные так себя не ведут!» – такова была реакция одного человека в ответ на предложение взять в подарок и прочитать Евангелие.
Разные были курьезы, от критики внешнего вида, длины или полного отсутствия бород на лицах волонтеров, до расспросов о происхождении и значимости нашумевшего в недалеком прошлом бренда «Евангелие от Иуды».
Но эти самые курьезы были скорее исключением из правила, а если говорить о реакции большинства наших соотечественников на предлагаемое им Церковью в подарок Евангелие, то это было смешение чувств удивления, сомнения, интереса, и, несомненно, благодарности и доброжелательности.
Удивление, в первую очередь, как это ни печально звучит, вызывало то, что в Церкви вообще могут что-то дарить безвозмездно. И не в меньшей степени люди как-то виновато удивлялись самому вниманию к себе. Я говорю, конечно, о людях, лишь изредка заходящих в храм, именно с ними мы старались беседовать в Великую Субботу, именно в их руки мы старались вложить Священное Писание.
Для наших соотечественников, родственников, друзей, сослуживцев, соседей, одним словом, для большинства наших ближних, выражающих хоть какую-то внешнюю принадлежность к православию стала удобной и практичной потребительская схема религиозного минимума. Прийти по мере необходимости и заказать определенную духовную услугу, а Православная Церковь рассматривается (увы, не без основания) как организация, имеющая традиционное право эти услуги продавать. Причем наряду с признанием монополии Православия на вопросы духовной защиты, также глубоко укоренилось и убеждение в том, что Церковь состоит сплошь из чудаков, слепленных из другого теста. И поэтому призыв к живому общению, проявление внимания и подарки вызывали удивление и чувство неловкости.
Что касается сомнения, то оно также происходило от нарушения привычного стереотипа. Если из религиозной среды тебе пытаются что-то подарить, тем более Евангелие, то обычно это имеет отношение к протестантизму в лучшем случае, а в худшем – к тоталитарной секте. Ну не привыкли люди, что в Церкви могут что-то дарить, и особенно Евангелие!
Не нам винить их за это. Впрочем, они имеют полное право винить нас за равнодушие и пассивность, лично я очень боюсь этого справедливого обвинения в день оный. И вообще, возможно ли противопоставление на «мы» и «они», когда речь идет о наших ближних, которых мы должны возлюбить как самого себя, и о наших друзьях, за которых не больше и не меньше Господь призывает не пожалеть и собственной жизни? Конечно, в Евангелии говорится о мече и разделении людей. Но это разделение производит Слово Божие, более того, сама человеческая свобода: или ты идешь к Свету, или остаешься в полюбившейся тени.
Так вот, никакого разделения быть пока не может, так как большинство людей, одевшихся в Великую Субботу по всем правилам церковного этикета, собравших и украсивших корзины с куличами и яйцами, знающих, как правильно креститься и прикладываться к Плащанице, никогда не читали Святого Евангелия.
Более того, многие вообще не понимают, в чем связь Евангелия и Православной Церкви. Они не знают о том, что Церковь призывает следованию за Христом, они уверены, что Церковь – это особое, священное место со специально обученными людьми, где нужно креститься, венчаться (причем только в том случае, если уверен, что в дальнейшем не захочешь развестись), отпевать покойников, при серьезных проблемах заходить и ставить свечи, ну и конечно, на Пасху освящать куличи, а на Богоявление – воду. Так что небезосновательна критика протестантов в наш адрес.
Кстати, говоря о протестантах, я перейду к чувству интереса, возникавшего у людей вслед за удивлением и сомнением. Несмотря на массу претензий, существующих в уме каждого нашего соотечественника к Церкви, ее пастырям и нам, жалким четырем процентам так называемых практикующих православных, нельзя не отметить живой интерес к мнению Церкви в целом, и верующего в частности, а также какое-то неявное уважение и доверие. Неоднократно приходилось показывать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» для того, чтобы развеять всякие сомнения приемлющих Евангелие, и, кстати, сомнения мгновенно рассеивались, и тут же зарождался живой интерес.
Огромное спасибо Издательскому Совету за помощь и участие в издании Евангелия для бесплатной раздачи. Если бы не было грифа Издательского Совета, было бы существенно сложнее, особенно тем, кто не ограничился раздачей только на территории храма. Как, например, волонтеры прихода соборного храма во Имя Всемилостивого Спаса, которые по окончанию освящения куличей продолжили раздачу Евангелия на просторах близлежащего парка. Так что, несомненно, есть доверие и интерес и даже раскрытие людей для диалога.
Общение состоялось, вслед за доверием и интересом следовала и доброжелательность. Приходилось в самых общих словах объяснять, что такое Евангелие, как оно тесно связанно со всем, что совершается в Храме, и почему именно на учении Спасителя и неразрывно с Его Церковью необходимо стараться строить свою жизнь. Люди с радостью брали Евангелие, обещав обязательно его прочитать. Мы сами не заметили, как раздали две тысячи экземпляров, два часа пролетели как несколько минут, на сердце осталось чувство тихой радости.
Солнце не только слепило глаза, но, что казалось особенно невероятным после холодного марта, как-то по-летнему согревало. Ясное голубое небо, по-детски наивная пестрота приношений на столах, радость и улыбки от щедрого и размашистого окропления святой водой не только куличей, но и их счастливых обладателей, пение поэтичного тропаря, повествующего о умерщвлении ада Блистанием Божества Спасителя и, конечно, надежда на то, что кто-нибудь из этих доброжелательных людей прочитает Евангелие и войдет в эту победу над адом и радость Воскресения, которую Бог уготовил для каждого идущего к Нему.
Конечно, мы отчетливо понимаем необходимость изъяснения Священного Писания на вполне понятном современному человеку языке, в актуальном контексте нашего времени. Поэтому в нашем издательстве параллельно ведется работа над двумя проектами. Один проект – Новый Завет с комментариями и пояснениями к тексту, этот труд осуществляется под руководством Андрея Сергеевича Десницкого. Другой – беседы на Евангелие протоиерея Алексия Уминского.
Возвращаясь с акции «Пасхальная Весть», хотелось бы выразить признательность всем нашим друзьям и коллегам, благодаря которым мы смогли осуществить свой замысел.
Очень надеемся, что этот замечательный опыт издания и бесплатной раздачи просветительской литературы мы вместе сможем осмыслить и доработать для постоянной и неуклонной миссионерской работы. Наверное, излишне было бы повторяться и вновь говорить о том, что люди, приходящие освящать воду, куличи, вербы или часами простаивающие в очереди к мощам блаженной Матроны, уже в определенном смысле готовы к настоящему разговору о вере. Слово за нами.
Список приходов и организаций, принявших участие в благотворительной просветительской акции «Пасхальная весть»:
- Издательский Совет Русской Православной Церкви
- Епархиальная комиссия по церковной и социальной деятельности города Москвы
- Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском
- Соборный Храм Всемилостивого Спаса
- Храм Святой мученицы Татианы при МГУ
- Храм Иоанна Русского в Кунцево
- Храм Святой Троицы в Хохлах
- Храм святителя Николая (Рождества Богородицы) в Голутвине
- Храм Живоначальной Троицы на Борисовских прудах
- Храм Святых Апостолов Петра и Павла в Лефортово
- Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще
- Храм Смоленской иконы Божией Матери (домовая церковь при НИЯУ МИФИ)
- Миссионерский отдел Ижевской и Удмуртской Епархии
- Свято-успенский храм, г. Ковдор Мурманской и Мончегорской Епархии
- Николоугрешский монастырь
- Храм Всех Святых в Красном Селе
- Храм Успения Богородицы в Путинках
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе