Православная Энциклопедия

О создании Евы — жены Адаму — книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека… мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp.  — это не только «ребро» (как в cинодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» от слова «муж» (Быт 2. 23).

32

Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей.

Создание жены — это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

Изгнание Адама и Евы из рая. Бенджамин Уэст.

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт 1. 28).

В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт 2. 19-20), он призван «возделывать… и хранить» окружающий мир (Быт 2. 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец… Небесный» (Мф 5. 48).

Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, ведь она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2. 17).

Адам и Ева не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт 3. 1-6).

Пасхальная икона. Иконописец John Reves.

В результате первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в котором, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» (Быт 3. 18).

Первые люди являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт 2. 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт 3. 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр.  — жизнь), так как стала матерью всех живущих, то есть праматерью.

Адам и Ева. Ливерпуль, Великобритания.

Читайте также:

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.