Накануне праздника Благовещения протоиерей Андрей Ефанов – об умении просто радоваться.
Случись это сейчас, вряд ли бы православный народ охватила паника. Посмотрели бы в Интернете, обсудили бы на форумах и успокоились. Но тогда, в далеком уже 1991 году, праздник радости, помноженный надвое, вызывал у большинства панический страх. Еще бы – Пасха совпала с Благовещением!
Такого не было на памяти даже древних старушек, еле-еле добиравшихся до храма. Ходили слухи о конце света, первые самиздатовские листовки (потом они превратились в газеты и продолжали пугать прихожан) подливали масла в огонь, в общем, ожидание праздников вместо радости вызывало ужас.
Наверное, именно Кириопасха 1991 года стала точкой отсчета для массового апокалиптического настроения. В некоторой степени это настроение до сих пор остается для части верующих в качестве доминанты их религиозного сознания. Хотя, конечно, массовая истерия постепенно сошла на нет.
Последним сильным всплеском, мне кажется, был 2000 год. Помню, как один молодой монах абсолютно серьезно говорил мне, что обязательно постарается рукоположиться в 1999 году, потому как хиротонии третьего тысячелетия будут недействительны. И правда – рукоположился. Именно рукоположился, на коленях упрашивая архиерея о хиротонии.
Сердце владыки — не камень, сдался под напором монашеского рвения. Да и что оставалось делать, все равно бы пришлось рано или поздно рукоположить постриженика известного духовника, живущего на приходе и неспособного к монастырской жизни. Что с ним еще делать?
Успел монах получить «правильную» хиротонию, да не впрок она ему стала. Скитался с прихода на приход, не находя себе места, затем сменил несколько епархий. Нигде не ужился, вернулся на свою родину на Украину, но уже не стал проситься в штат епархии, живет в окружении группки столь же экзальтированных последовательниц, почитает «старчиков» и «святыньки», распространяет диски против ИНН и про Славика Чебаркульского.
Думается мне, что это наш грех – в праздниках и знамениях видеть всегда что-то злое. В каждом знамении нам видится что-то плохое. Кириопасха – к кончине мира, комета 1997 года – к трагедиям, мироточат иконы – слезы святых перед бедствиями.
Если бы Пречистая Дева была бы подобна нам, она бы не стала слушать Архангела. Сразу бы сказала ему: «Знаю, знаю, нас ждут беды и несчастья».
Но Приснодева была иной. Она смиренно выслушала Архангелькое благовестие и покорно приняла на Себя тот груз, который не под силу молодой девушке. Она уповала на то, что Тот, кто избрал Ее на особое служение, даст и силы перенести все.
Поэтому праздник Благовещения – это не только радость о «главизне нашего спасения», но и урок всем нам, как нужно доверять Богу. Ведь только Он знает, что полезно для нас. А раз так – значит, исполнимся доверия к Нему.
Господь ведет нас непростым и нелегким путем, но это спасительный путь. Любая другая дорога приведет нас к погибели. Повторим же в этот день вместе с Пречистой: «Се, мы рабы Твои, Господи, да будет нам по слову Твоему».
В этом году Благовещение совпало с Лазаревой субботой. В один день мы отмечаем начало земного пути Спасителя и завершение этого пути. Воскрешением Лазаря Господь окончил свою земную миссию. Завтра Он войдет в Иерусалим, идя на вольные страдания ради нашего спасения. Это уже совсем другая часть Его земной жизни, предельно сопряженная с Крестом и избавлением нас от рабства вечной смерти.
А пока Господь лишь возвращает к земной жизни своего ученика. Возвращает для того, чтобы Лазарь мог послужить Господу, став епископом. Так и каждого из нас, верующих, Господь воскрешает от смерти вечной ради служения Ему.
Так послужим Господу с ревностью святых, потому что только то служение угодно Богу, которое сопряжено с безграничным упованием на Господа и является самым важным делом нашей жизни!
Читайте также: