— Ваше Блаженство, расскажите, пожалуйста, о задачах, стоящих сегодня перед Украинской Православной Церковью.
— Во все времена первоочередная задача Церкви — помочь человеку очиститься от греха и примириться с Богом. Примирять наших сограждан с Богом — сегодня важнейшая задача Украинской Православной Церкви.
Второе, на что мы должны обратить внимание, — социальное служение Церкви. В этом направлении Церковь находит совместную сферу сотрудничества со всеми слоями общества — с государственными структурами, с коммерческими и социальными организациями и др. И это служение нас сближает. Милосердие к страждущим и обездоленным, независимо от их национальности и социального положения — одно из главных направлений служения Церкви. Наше милосердие должно проявляться в виде молитвы, сострадания, утешения, если необходимо — предоставлении материальной помощи, а также в защите тех, кого обижают.
— Главное служение — все же молитва …
— С помощью молитвы Церковь решает почти все свои вопросы.
— Что нужно изменить в нашем обществе, чтобы в нем исчезли или хотя бы уменьшились ненависть и напряжение?
— Надо искоренять грех, который делает человека агрессивным, злым, способным на самые негативные поступки.
— А что в этом контексте должна делать Церковь?
— Мы сообщаем и напоминаем людям о том, как Господь учит нас вести при таких жизненных обстоятельствах. И не только напоминаем, но и молимся о людях, если они сами не могут освободиться от греховного бремени, чтобы по молитвам Церкви Господь помог им расти духовно, чтобы война была прекращена прежде всего в сердце человека, потому что именно оттуда начинаются все беды. Если человек не имеет мира с Богом, он не имеет мира с самим собой, не имеет мира с людьми — отсюда начинается вражда. Сначала — вражда против собственной совести, потом ненависть к тем, кто нас окружает, а потом — война. Война — это печальный плод крайней внутренней испорченности человека.
— Владыка, в недавнем интервью Вы сказали, что одна из функций Церкви — быть посредником между государством и обществом. Какова специфика такой посреднической функции?
— Церковь всегда защищала и защищает те слои населения, которые страдают от произвола и нищеты. Она напоминает государству о их существовании. Возможно, через озабоченность или по иным причинам чиновники не все замечают, не на все обращают внимание, и Церковь напоминает, что есть такие люди, которым нужно помочь.
— Большинство наших граждан крещены еще в детстве. Однако регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются сравнительно небольшой процент крещеных. В чем наша недоработка, что необходимо изменить?
— Чтобы повысить духовный уровень наших прихожан, нужно повысить уровень каждого из нас — служителей Церкви. Если этого не будет, нам станет трудно что-то изменить. Учитель низкого ранга никогда не сможет воспитать ученика высокого ранга. Чтобы улучшить духовное состояние общества, нужно улучшить наше собственное духовное состояние.
Преподобный Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи возле тебя спасутся ». Ты сам по-настоящему примирись с Богом, и можешь ничего не говорить — тысячи вокруг тебя найдут умиротворение и спасение.
— Может Церковь содействовать прекращению конфликта, например, диалогом с властью или с обществом?
— Церковь сама по себе не ведет такой диалог, потому что не участвует в этом конфликте. Она только призывает противоборствующие стороны к диалогу, чтобы они сели за стол переговоров и нашли решение, как прекратить кровопролитие.
— Помогает Церковь беженцам с востока страны?
— Мы отправили почти 150 тонн гуманитарного груза в пострадавшие районы Донбасса, собрали около миллиона гривен пожертвований для материальной помощи, предоставляем приют беженцам при храмах и монастырях.
В Святогорской Лавре нашли временную крышу около 400 беженцев, из них — 200 детей. В обители ежедневно кормят по 10 тысяч человек, которые приходят из города, где все разрушено, отсутствует поставки, нет еды и предметов первой необходимости.
Многих беженцы мы приняли в Днепропетровской области.
— Функционируют ли епархиальные управления в Донецке и Луганске?
— Да, функционируют. Ситуация в Луганске сложнее, чем в Донецке. Луганский епископ не может туда добраться — разрушены пути сообщения, взорваны мосты. Донецкое управление работает, хотя сегодня неизвестно точно, в каком помещении оно находится, поскольку все каждый день меняется. Однако и там, и в Славянске, и в других «горячих точках» есть епископы, и они несут миссию служения, находясь вместе со своей паствой.
— Владыка, Вы уже 24 года несете епископское послушание Церкви. Наверное, много времени и сил отнимает административная деятельность. Опираясь на собственный опыт, посоветуйте мирянам, отягощенным различными обязанностями, где брать силы, время для молитвы, для духовной жизни?
— Человек должен сам выделять время для своего духовного становления, за него это никто не сделает. Духовное обновление происходит в храме и в личной молитве. Надо находить время для посещения храма: пересмотреть свой режим, изменить привычки, от чего лишнего отказаться. Человека восстанавливает благодать Божия. Она дается, когда человек приходит в храм на совместную молитву или уединяется в домашней, личной молитве.
— Какие главные качества должен иметь архипастырь?
— Общеизвестно, что это должны быть живая вера, заверенная делами, терпение, страх Божий, смирение и покорность. А к этому уже добавляется и мудрость. Если человек проявляет и приумножает эти добродетели, Господь увеличивает и мудрость.
— А какие черты Вы цените в людях?
— Веру и страх Божий. Если человек имеет это в себе, значит у нее есть большой потенциал для того, чтобы духовно совершенствоваться. Если этого нет, то с таким человеком очень сложно работать и сложно помочь ему в духовном развитии.
— Блаженнейший митрополит Владимир писал о важности таких категорий, как свобода и соборность в Церкви. Как надо понимать эти категории?
— Свобода означает отсутствие греха, то есть освобождение от греха. Если человек освободился от греха, то он по-настоящему свободен. Если же нет, то он не может быть свободным. В Церкви свобода ограничивается Божественным законом. Есть закон, который определяет то, что человеку полезно и вредно. Вот в рамках этих заповедей и заключается нормальная свобода человека. Если человек не выходит за эти рамки, то он освобождается духовно.
Когда в человеке преобладает единоличность, то он представляет себя большим и неповторимым. А соборность побуждает людей уважать друг друга, повиноваться друг другу. А за смирение Господь дает человеку понимание истины и помогает ему.
— На Соборе епископов Вы инициировали создание стипендии имени Блаженнейшего митрополита Владимира. Что это за стипендия и кто ее может получить?
— Это стипендия для лучших студентов академии и воспитанников семинарии. Блаженнейший митрополит Владимир находил возможности поощрять таких студентов. Мы тоже будем искать некие источники, чтобы эта традиция продолжалась.
— Владыка, иногда Церковь становится объектом внешнего давления и нападок. Как Церкви достойно осуществлять спасительную миссию при таких обстоятельствах?
— Мы должны обратить внимание на свое основное служение, сделать все возможное, чтобы люди знали и понимали мнение Церкви. От людского не укроешься пеленой: невозможно отгородиться от скорбей, позора, нареканий, да и не стоит этого делать. У нас пример — Сам Спаситель, Единый Безгрешный. И на Него возводили ложные обвинения, что Он ест и пьет с грешниками. Но Господь терпел это. «Меня гнали — и вас будут гнать», «Меня оскорбляли — и вас будут оскорблять». Такой путь Церкви. Духовно не искушенные люди, которые слушают темных духов, всегда были теми источниками, откуда возникали неправда, поношение и оскорбление Церкви.
Для нас главное — выполнять свою миссию. Мы должны думать о том, как нас Бог рассудит, а что люди говорят — кто хвалит, кто позорит — это уже дела людские.
— Как при таких обстоятельствах научиться любить?
— Если есть определенный уровень духовного совершенствования, то человек перестает обижаться на обидчика. Если этого нет, то он начинает обижаться и ищет пути, чтобы отомстить.
— Что бы Вы пожелали читателям «Церковной православной газеты» и Вашей пастве в эти сложные и трагические дни?
— Желаю вам терпения, чтобы мы терпели друг друга такими, какие мы есть; чтобы каждый находил время для молитвы, потому что в молитве человек очищается и освобождается от греха и в ней же духовно совершенствуется; всем — здоровья и Божьего благословения.
Беседовал протоиерей Владислав Софийчук, главный редактор «Церковной православной газеты»
Перевод с украинского: редакция портала «Правмир»