Сергею Абрамову 16 лет, он ученик 9-го класса обычной питерской школы. Он создал сайт «Блог школьного всезнайки». Там публикуются новости науки по основным школьным предметам, обзоры образовательных ресурсов, и все это Сергей делает в одиночку. Он нашел спонсоров, подключил 5 тысяч школ к системе вебинаров, а теперь хочет менять систему образования и добиваться, чтобы право голоса человек получал в 16 лет
Полгода назад я писала статью «Рейтинг чучела» — о том, как зависимость от социальных сетей может довести подростка до самоубийства. Сергей оставил к ней комментарий. Так мы познакомились.
«Как подросток, мне 16 лет, могу сказать, что идет серьезный разрыв поколений. Вы оцениваете подростка как играющего в городки, футбол и куклы. Но мои ровесники — это люди со взрослыми компетенциями. Возьмите геймеров — якобы проклятие моего поколения. Асоциальные, ничем не интересуются. Но уберем патологии и слово “игра”:
— социальные (ребята сбиваются в группы в играх, планируют совместные действия, распределяют роли и ответственность);
— ориентируются в сложных условиях. В стратегиях подросток управляет в условиях тысяч неуправляемых факторов, при ограниченных ресурсах, чутко реагирует на конъюнктуру. Это вообще потенциальный менеджер высшего класса. В игре ребята устраивают психологические атаки и маневры, научились пиару. Это компетенции высшего класса. А что предлагается взрослыми? Кружок мягкой игрушки?
Этот вакуум, кокон вокруг подростков, в котором происходит извращение любых ценностей, создают взрослые вокруг нас. Я сейчас планирую выйти с законодательной инициативой, чтобы в корне изменить такую ситуацию».
Вот что написал Сергей.
Мы встретились на Неделе российского интернета, куда он приехал из Питера, потому что ему интересно. Директор департамента госполитики в области СМИ Минкомсвязи Екатерина Ларина что-то говорила в микрофон про закон о черных списках сайтов. Потом увидела во втором ряду щуплого сероглазого подростка. Узнала.
— Сергей, пользуясь случаем, хочу высказать вам респект и уважение за тот сайт, который вы делаете. Всем бы рекомендовала зайти.
Сергея знают не только чиновники от образования и от СМИ, но и многие школьные учителя по всей стране. Уже 5 тысяч школ разместили у себя на сайтах анонсы вебинаров — лекций по интернету для школьников. Эту кампанию тоже запустил питерский подросток.
Захожу на его сайт http://www.e-parta.ru/. Открываю раздел «История Древнего мира» и вижу статью «20 заблуждений о Древнем Риме». Такая структурированная информация для «клипового сознания» школьника интереснее, чем в учебнике. В разделе «Литература» можно найти историю русского молодежного сленга и большую статью про то, как создавалась сказка «Алиса в стране чудес». Все статьи Сергей пишет сам, используя многие достоверные источники. Он делает обзоры полезных в учебе сайтов, загружает в блог головоломки, проводит среди школьников викторины. Сейчас на сайте как раз висят баннер очередной викторины и анонс вебинара «Энергетика будушего».
Когда тебе пришла в голову идея создать сайт для школьников?
Началось все так: в 2008 году родители подключили меня к интернету, и я начал искать контент для своего возраста. Но ничего не нашел, кроме «Коммерсанта» и Ленты.ру.
Это для твоего возраста был контент?!
Мне нравится читать интересную журналистику. Но поначалу сложно было вникнуть, и это привело меня к мысли, что другие подростки тоже ищут познавательный, а главное, адаптированный для себя контент и не находят. Так и родилась идея «Блога школьного всезнайки». Но у меня не было никаких знаний по информатике и по продвижению в интернете, поэтому два года я просто сидел и все это изучал. Я собирал информацию, на какой платформе лучше делать сайт, как покупать домены, как продвигать портал среди школьников. Так как никто из окружающих не мог меня этому научить, мне пришлось прочесть старый вузовский учебник по маркетингу. И в 2010 году я запустил сайт. Сначала это был чисто научный портал, потом он стал общеразвивающий.
И как ты продвигал свой сайт?
Первоначально его посещали только ученики моей школы, и на них я пытался понять, какой контент интересен школьникам. Потом я пошел по другим школам с просьбой разместить баннер моего блога на их сайте. Параллельно я начал продвигать блог через социальные сети: в моих группах во «ВКонтакте» состоят 40 тысяч школьников. Обычно это подростки с 15 до 18 лет. Еще я стал взаимодействовать с крупнейшими сайтами для педагогов и распространяю информацию через них.
Ты проводишь опросы, что им интересно?
Да, и в школах, и среди посетителей сайта. Мне пришлось узнать, что такое статистика. Забавно, но интересует подростков все. И научные открытия, и технологии, и развлечения. Но я стараюсь публиковать только интеллектуальные новости. Неинтеллектуального хватает и без меня. Как-то один программист сказал, что Рунет от детей тупеет: мол, слишком много бестолкового контента.
Сайт не зарабатывает денег?
Нет, его финансируют спонсоры.
Как ты их нашел?
Я пошел на конкурс стартапов, был готов отдать часть проекта инвестору. А там такие серьезные люди были — управляют миллиардами, огромный опыт, крупные корпорации. Со многими стартаперами не церемонились, а в моем случае, видимо, сыграл роль возраст. И в моей группе собрались известные специалисты нескольких крупных компаний и устроили мозговой штурм: как развивать блог дальше, как продвигать, чему учиться, куда обращаться… У меня было ощущение, что мой мозг лопнет. Я по возрасту этим людям не конкурент, поэтому они без опасений делились знаниями и опытом. Это был незабываемый момент! Тогда я познакомился с человеком из «Майкрософта», который управлял фондом инвестиций. И он сказал, что поможет мне просто так: мол, школьники — это хорошо, их нужно обучать, так что бери наши деньги. Теперь «Майкрософт» оплачивает расходы на техническую часть сайта, которые для меня непомерны: их платформа для вебинаров очень дорогая.
Что за проект «Вебинар на школьном сайте»?
Это лекции по интернету. Теперь у каждого подростка в любой точке страны есть возможность получать дополнительное образование. На школьный сайт устанавливается код плеера вебинаров блога, и учащиеся этой школы могут принять в нем участие. Правда, задать вопрос спикеру можно только в моем блоге. Сейчас в проекте участвуют около 5 тысяч школ. Технология позволяет подключаться большому количеству слушателей: когда нагрузка повышается, система подключает новые сервера и перераспределяет нагрузку.
И кто твои спикеры, о чем они говорят?
Тематика вебинаров — профориентация. Я стараюсь приглашать профессионалов своего дела — у таких людей надо брать опыт и знания. Была целая серия лекций преподавателей Высшей школы экономики — по социологии, биологии, политике, экономике. Была серия трансляций концертов-встреч, в том числе с художественным руководителем Мариинского театра Валерием Гергиевым, с примой Дианой Вишневой. Ребята могли задать вопросы и услышать ответы в прямом эфире.
На чем ты хочешь зарабатывать?
У меня сейчас нет времени даже на то, чтобы подумать о подарке для моей девушки, а ты спрашиваешь, чем я хочу зарабатывать… Конечно, когда я стал ездить на переговоры, форумы, круглые столы, сразу встал вопрос денег. В своей будущей профессии я хочу влиять на страну. Сейчас я поставил себе задачу сделать лучше жизнь школьников, возглавил молодежное жюри конкурса сайтов «Позитивный контент». Я могу донести до взрослых, принимающих решения, мнение подростков. Пока что инициативы с нами не обсуждаются, хотя это мы — конечные потребители образовательных услуг. Только когда я говорю это, взрослые делают большие глаза.
А как ты относишься к законодательству о защите детей от информации в области интернета?
Поддерживаю, более того, я участвовал в Российском интернет-форуме и Форуме безопасного интернета как докладчик по этой теме, несколько инициатив отправлял в Государственную думу. Я считаю, что этот закон впервые вводит в российский сегмент интернета цивилизацию. Если раньше там занимались черт знает чем, сейчас это уже не пройдет. Все понимают, что Рунет должен перейти на другую стадию развития, стать более безопасным и цивилизованным.
Как повлиял хаотичный нецивилизованный интернет на твое взросление?
На меня никак, а вот на моих знакомых повлиял. Была неприятная история с моим другом, который решил покончить с собой, нашел инструкцию по самоубийству в интернете и применил ее на практике. Слава богу, все хорошо закончилось, мама успела его спасти.
Но разве интернет виноват в том, что он пытался покончить с собой?
По телевизору это не показывают, по радио не говорят, в библиотеке инструкции по самоубийству не лежат. Конечно, не интернет причина его намерения. Но я надеюсь, что сегодня вы уже не найдете в Рунете сайтов, продвигающих суицид среди подростков. Я сейчас занят запуском нового портала по безопасности в Сети, где подростки в доступной форме узнают, как защищаться от спама, буллинга, секстинга, взлома.
Как ты относишься к идее создать «детский интернет» с «белыми списками» сайтов?
Сейчас детский сегмент в Рунете отсутствует: информации о нем нет, имеющиеся ресурсы развиты плохо. У сайта с играми — трафик, деньги, раскрутка, квалифицированные специалисты. Сайты с позитивным контентом могут о таком только мечтать. Так что каталог «белых сайтов», пока самих этих сайтов нет, бессмыслен. К тому же, какая у меня будет мотивация зайти на сайт из этого каталога, если я могу просто вбить запрос в старый добрый поисковик?
А как ты использовал интернет в своей школьной жизни?
Я часто готовился к урокам с помощью Википедии, особенно к истории и обществознанию, я рассказывал о прочитанном на уроке. Там более широкая информация, чем в учебнике. В школе не узнаешь о современных научных открытиях, технологических разработках. В учебнике информация даже не прошлого века, а позапрошлого. Я думаю, что в будущем мы будем учиться с помощью интернета. По крайней мере, ЕГЭ точно будем сдавать через интернет, и никто не будет мучиться этими переходами из школы в школу.
Какие у тебя есть претензии к школьному образованию?
Не нравится формат ЕГЭ и ГИА, потому что это не более чем проверка «записи на корку мозга», а натаскивать на тесты начинают уже с 1 сентября. Конечно, ЕГЭ — хороший социальный лифт для подростков из провинции. Но я бы дополнил тесты ЕГЭ еще курсовым и дипломным проектированием, как в вузах. Потому что проект показывает умение думать. И при поступлении в вуз была бы полная картина об абитуриенте: и знания, и мышление. Школьники не знают, что уже сейчас с помощью проекта можно заработать дополнительные баллы для поступления в вуз! Им этого не говорят.
Еще я прочитал идеи министерства по поводу реформирования образования — был в шоке. Отчеты, проверки, аттестации учителей. А учителя уже сейчас приходят домой в 11 вечера злые и голодные. Мне классный руководитель как-то сказала: «Сережа, заберешься наверх — скажи там, чтобы отчетов сделали поменьше». Я сужу как подросток: мне отчеты не нужны. Они нужны чиновникам и директорам школ — так пусть они их и составляют. А учителя должны заниматься со мной как можно больше.
Ты оставил комментарий к моей статье «Рейтинг чучела», что офлайновая жизнь не предлагает школьникам замены онлайну, что в офлайне остались тупые советские кружки. Ты сам с этим столкнулся?
Я приехал отдыхать к бабушке в Великий Новгород, пошел в местный дом молодежи, думал, что там чем-то можно заниматься. А увидел, что там со времен Советского Союза ничего не изменилось: старенькое здание, где нет ни инфраструктуры, ни техники, зато есть кружок лепки и мягкой игрушки, а кружководы предлагают: «Давайте, дети, мы будем ходить вместе за ручку». Спасибо, но подросток лучше пойдет домой и поиграет в Counter-Strike, потому что там можно себя реализовать хотя бы в виде нового звания стрелка.
А какие виды деятельности надо создать в офлайновой жизни, чтобы отвлечь подростка от маниакальных игр?
В школах должна быть проектная деятельность. Каждый ребенок хочет однажды создать свой «Фейсбук». Есть идея — должна появиться схема ее реализации, иначе идея угаснет, потому что нет возможности ее реализовать. Когда мы понимаем, что это никому не нужно — ни учителям, ни родителям, ни государству, — это все загибается. Вопрос не только в деньгах, нет даже консультативной помощи. Мой сайт — это моя инициатива, меня никто не поддерживал. Да, бизнес поддержал, потому что я там бил головой. А чтобы получить поддержку комитета по образованию, нужно полгода головой биться. Я стал смотреть на свой сайт по-другому, когда меня стали критиковать инвесторы и IT-специалисты: кнопка не там размещена, люди не найдут раздел… Я подумал: «Блин, чем я занимался последние два года!» Я взял и за два месяца полностью изменил свой сайт. Нужно выращивать из нас кадры, оказывать консультативную помощь. Даже если ничего из проекта не получится, мы решим главную задачу: ребенок начнет думать, фантазировать, чем-то заниматься. И это будет уже не мышление подростка, который играет в Counter-Strike.
Удалось ли тебе осуществить какие-то инициативы в школе?
В моей бывшей школе, в которой я учился до того, как перешел на экстернат, все мои инициативы директор школы сворачивала. В пятом классе я решил создать школьное телевидение. Я нашел спонсора.
Ты в пятом классе нашел спонсора?!
Да, это была дочка «Икеи» — «Мега Парнас». Я познакомился с директором магазина, рассказал об идее школьного телевидения, и он согласился дать мне 600 тысяч рублей. Это был бы первый в России проект подобного рода, поэтому он счел, что это будет хорошая реклама для магазина. Меня обучили всему: видеосъемке, монтажу, какие кабели куда надо подключать… И я пришел в школу уже с 7-страничным бизнес-планом. Говорю директору: «Просто скажите мне “да” — и я все сделаю сам, у вас через пару месяцев будет телевидение, а школа сэкономит деньги». На что мне директор школы сказала «нет», потому что «в комитете по образованию это не поймут». С этого момента у меня с ней взаимоотношения испортились. Я даже не смог заниматься школьной газетой, потому что понял, что не смогу реализовать свои идеи. Там я познал, что такое истинная цензура! Администрация боялась, что я напишу, что в столовой плохо кормят, и скомпрометирую школу.
То есть школьные СМИ — это профанация?
По моему опыту, завуч говорит, что можно, а что нельзя писать. В декабре может выйти и сентябрьский номер. Главное — отчитаться перед отделом образования, что в школе есть газета и школьники получают информацию. Не догадываются, что мы все понимаем. Но я знаю человека, который руководит школьным самоуправлением и жестко критикует школу, ему даже оценки за это снижали. Пока школьная газета не победила на межрегиональном конкурсе. Тогда отношение к нему изменилось.
А сколько времени занимает наполнение «Блога школьного всезнайки»?
Раньше занимало три-четыре часа в день, теперь это практически вся моя жизнь, кроме девушки и учебы. Это уже не хобби, это мое дело. Проект расширился, появились новые идеи. Совмещать со школой стало сложно: много командировок. Мне пришлось перейти в другую школу, чтобы учиться на экстернате.
Из каких источников ты берешь информацию для статей?
И из западных, и из российских СМИ, у меня есть свой каталог сайтов, которым я доверяю. Иногда я даже пишу отзывы на сайты и рекомендую их к прочтению. Иногда что-то интересное присылают учителя.
Как ты работаешь с новостями на своем сайте?
Я переписываю все новости заново так, чтобы они были понятны подростку. В исходном виде обороты, которые используют взрослые в научных текстах, сложны для восприятия школьника.
Это очень компетентная журналистская работа. Правда, ошибок у тебя много…
Меня спасают Word и учителя, которые согласились вычитывать новости. Нет, не мои учителя, а те, которых я нашел в интернет-сообществе: они заходят на сайт и исправляют мои ошибки. А в своей нынешней школе я вообще никому не говорю, чем занимаюсь. Все-таки, когда молоком уже ошпарился, не хочется снова.
Планируешь привлекать к ведению сайта других сотрудников?
Я всячески за то, чтобы привлечь к своему сайту школьников. Но пока что ничем хорошим это сотрудничество не заканчивалось: нет компетентных людей. У меня волосы встают дыбом от того, как они пишут, мне приходилось переделывать всю работу самому.
Ты знаешь, в большой журналистике та же история!
Я все еще надеюсь, что найду инициативных и творческих людей. У меня выложены контакты в социальных сетях, открыты профайлы, я приглашаю школьников к сотрудничеству.
В комментарии к статье «Рейтинг чучела» ты мне еще написал, что хочешь выйти с законодательной инициативой, чтобы изменить ситуацию оторванности подростков от жизни. О чем идет речь?
Я хочу, чтобы те, кому 16 лет, имели право голоса на муниципальных выборах. Молодежь — это большой процент населения, на который тратятся бюджетные средства, и зачастую неэффективно. А ведь это вопросы широкого спектра: детские площадки, светофоры, вопросы безопасности, оборудования школ, трудоустройства. Здесь мало политики, а больше реальных дел, поэтому для подростков это может стать политической школой. Много говорят о воспитании гражданского общества, но мало что для этого делается, и делается фрагментарно. А начинать надо с подросткового возраста. Судя по тому, что творится сейчас во взрослой политике, взрослых перевоспитывать поздно. Кроме того, муниципальный уровень — это как раз молодежный уровень: первая ступень в политике. Конечно, это приведет к смещению центра управления молодежной политикой в регионы. Но на месте лучше знают о потребностях молодежи, проще выйти на контакт, соответственно расходы на молодежную политику будут более эффективными. Сейчас в регионах идет процесс формирования молодежных структур в исполнительной власти. Поэтому стоит передать право на введение 16-летнего порога самим регионам. У них будет время на подготовку, обучение молодежи.
Но право голоса дается экономически активному населению. Подростки проголосуют так, как голосуют их родители.
Право голоса — это дележ общественного пирога. Часть пирога выделяется, но у потребителя не спрашивают мнения на этот счет. В 16 лет уже большинство имеют свою точку зрения, так что выбор будут делать самостоятельно. Я понимаю, что вопрос очень сложный, что нужны исследования и политическая воля. Но я уже создал сайт «странамолодых.рф», где можно проголосовать за мою инициативу.