Священник Феодор Людоговский — о ходе и самых ярких местах богослужения Богоявления.
Изначально Богоявление было двуединым праздником, содержание которого складывалось, во-первых, из события Крещения Господня и, во-вторых, Рождества Христова. Позже, как мы знаем, Рождество отделилось от Богоявления и стало самостоятельным праздником (древнее единство сохраняется лишь в Армянской церкви). Но и сейчас два эти крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.
Предпразднство Богоявления длится четыре дня, начинаясь сразу вслед за однодневным праздником Обрезания Господня, который совершается, в соответствии с евангельской хронологией, на восьмой день по Рождестве. Однако с одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. На девятом часе звучит стихира (по указанию Минеи, поется она канонархом, «посреде церкве»):
Днесь раждается от Девы
рукою всю содержай тварь.
Пеленами, якоже земен, повивается
Иже существом неприкосновенен Бог.
В яслех возлежит
утвердивый Небеса словом в началех.
От сосцев млеком питается
Иже в пустыни манну одождивый людем.
Волхвы призывает
Жених церковный,
дары сих приемлет
Сын Девы.
Покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе;
покланяемся Рождеству Твоему, Христе:
покажи нам и Божественная Твоя Богоявления.
Как видим, эта стихира, написанная, очевидно, по образцу знаменитой стихиры Великой Пятницы «Днесь висит на древе…», рассматривает Рождество как событие, по своему смыслу и значению тесно связанное с Богоявлением, — точно так же, как в песнопении Великого Пятка в качестве такого события по отношению к Воскресению рассматривается Распятие.
Богослужение кануна Богоявления имеет тот же строй, что и навечерие Рождества: часы, изобразительны, а во второй половине дня (таково требование устава) — литургия свт. Василия Великого, начинающаяся вечерней с чтением паремий.
Прихожанин со стажем может добавить, что по сходной схеме организовано и богослужение Великой субботы — с той разницей, что предпразднство Пасхи, каковым является Страстная седмица, имеет большую продолжительность, и потому то, что в службах кануна Рождества и Богоявления оказывается рядом, здесь разнесено по разным дням: часы читаются в Великий Пяток (но литургии в этот день не совершается), а литургия свт. Василия Великого, предваряемая вечерней с 15 паремиями, служится вечером в Великую Субботу.
После литургии в канун Богоявления совершается великое освящение воды. Собственно говоря, праздник уже наступил: отслужена праздничная вечерня и первая, наиболее торжественная, литургия. Поэтому нет никакого нарушения логики в том, что устав предписывает освящать воду до всенощной (и, тем более, — до литургии). Однако сложившаяся приходская практика такова, что часы, а вместе с ними — и вечерню и литургию свт. Василия мы служим утром 5/18 января, и потому эта служба не воспринимается как служба праздника. Отсюда естественным образом вытекает желание освятить воду дважды: один раз — «как положено», а другой — «на сам праздник».
Всенощное бдение на Богоявление, как и на Рождество Христово, состоит из великого повечерия, включающего в себя литию, и утрени. На утрене — два праздничных канона, надписанных именами величайших византийских гимнографов: первый принадлежит прп. Косме, епископу Маюмскому (память 12/25 октября), второй — прп. Иоанну Дамаскину (4/17 декабря). (Заметим, что каноны на Рождество Христово — тех же авторов).
После шестой песни канона — как обычно, кондак и икос. Мы настолько свыклись с этим фактом, что для нас два эти песнопения (а наряду с ними — седален или ипакои по третьей песни и светилен или эксапостилларий по девятой) превратились уже в составную часть канона. Между тем, наши «современные» кондак и икос — это во многих случаях остатки, обломки гимна, относившегося к другому жанру, который тоже именуется кондаком.
В случае Богоявления (равно как и во многих других случаях) у кондака есть вполне определенный автор — знаменитый Роман Сладкопевец (память 1/14 октября). Строфа «Явился еси днесь вселенней…», которую мы сейчас именуем кондаком, — это вступительная строфа (проимий) к его поэме «На Крещение Христа», а икос «Галилеи язычестей…» — первый из икосов (строф) этой поэмы.
Попразднство Богоявления, не считая первого дня праздника, длится восемь дней, отдание совершается 14/27 января. А уже через две с небольшим недели — предпразднство Сретения Господня, которое вновь возвращает нас к событию Рождества нашего Спасителя.
Читайте также:
Крещенская вода, богоявленская вода — вера, мифы и суеверия