Большинство родителей школьников выступают за расширение курса ОРКСЭ
В работе Совета приняли участие заместитель председателя Синодального Отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) и руководитель сектора Основ православной культуры диакон Герман Демидов, — сообщает Патриархия.ru.
Против поспешных действий в вопросе расширения курса ОРКСЭ выступил директор 109-й московской школы Евгений Ямбург, сопредседатель Совета, заслуженный учитель России.
Вместе с тем, результаты исследования, проведенного по поручению Минобрнауки в начале 2015 года, показали, что более половины опрошенных родителей российских школьников поддерживают расширение преподавания курса ОРКСЭ, — об этом сообщил на заседании ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов.
По его словам, в исследовании принимали участие около 6 тыс. родителей четвероклассников, изучающих ОРКСЭ на протяжении шести месяцев.
Директор Департамента госполитики в сфере общего образования Анастасия Зырянова отметила, что на сегодняшний день почти 1,5 млн российских школьников изучают курс ОРКСЭ в 21 регионе.
Представители Русской Православной Церкви предложили несколько вариантов позитивного развития ситуации с «преподаванием в общеобразовательных учреждениях основного общего и среднего образования предметов, связанных с религией»:
1. Расширение ОРКСЭ по всем ступеням и годам обучения в общеобразовательной школе в качестве стержневого курса.
2. Внесение в содержание школьных предметов гуманитарного цикла знаний о роли традиционных религий в истории и культуре России и, соответственно, установление межпредметных связей между стержневым курсом ОРКСЭ и другими школьными предметами, имеющими воспитательную направленность.
3. На региональном уровне развитие духовно-нравственного воспитания за счет включения в число предметов, преподаваемых в рамках компонента, формируемого участниками образовательного процесса, предметов, курсов (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Как это уже имеет место в ряде регионов (Белгород, Курск, Московская область, Смоленск, Чеченская Республика и др.). Это может быть «Духовное краеведение», «Истоки», «Основы православной (исламской) культуры» и др.
Главная проблема, по мнению специалистов Синодального отдела, заключается в несоответствии сроков преподавания предметов по религиозным культурам масштабу воспитательных задач, стоящих сегодня пред школой. В настоящее время предметы по религиозным культурам и светской этике преподаются только в одном 4-м классе один учебный час в неделю. В связи с этим не выработана практика профильной подготовки педагогов по религиозным культурам, пока недостаточен опыт конструктивного сотрудничества в образовательном пространстве представителей органов управления образованием, традиционных религиозных организаций, педагогов и родителей.
Русская Православная Церковь ранее предлагала выработать «дорожную карту», в соответствии с которой могла быть проведена работа по подготовке необходимой инфраструктуры (в том числе методической базы, программ, учебников, пособий, системы подготовки преподавателей) для планомерного расширения преподавания курса. В рамках такой совместной работы удалось бы решить ряд существующих сегодня проблем.
О необходимости расширения курса «Основы религиозной культуры и светской этики» говорил с трибуны Государственной Думы и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в рамках III Рождественских Парламентских встреч.
В работе Общественного совета приняли участие министр образования и науки Дмитрий Ливанов, заместители министра, руководители структурных подразделений ведомства, члены Общественного совета, заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк, представители традиционных религиозных общин России, педагогического и родительского сообщества, разработчики учебников, представители органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования.