Лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков в преддверии премьеры оратории «Семь песен о Боге», где семь его песен в переработке композитора Андрея Микиты прозвучат в исполнении оркестра и хора из более чем сотни человек, рассказал в интервью РИА Новости, как он воспринял идею оратории, какое отношение имеет к ее созданию, а также поделился своими взглядами на религию, правосудие, акцию Pussy Riot и вообще протест в творчестве. Беседовала Ольга Липич.
— Борис Борисович, как родился этот совместный с Русской церковью проект и в чем для Вас основной смысл «Семи песен о Боге»?
— Все началось с того, что мне пришло письмо от руководителя хора Московской Патриархии с вопросом, не буду ли я против, если хор исполнит несколько моих песен? Я, естественно, не мог поверить своим глазам. Предложение показалось мне со всех сторон совершенно невероятным, и я с удовольствием согласился. Отсюда, насколько я понимаю, и развилась идея оратории. А о замысле автора оратории лучше спрашивать у него самого.
— Почему для проекта отобраны именно эти семь песен («Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости») и что было новым, быть может, необычным для Вас в работе над проектом, что может удивить слушателей?
— Я не имел отношения к выбору песен, и в работе над ораторией я не принимал никакого участия.
— Что бы Вы пожелали тем, кто придет 20 ноября в Большой зал Московской консерватории на премьеру?
— Открытого сердца.
— Можете ли Вы ответить на вопрос о своем отношении к Богу сегодня, о своей вере и религиозной принадлежности? Неоднократно в интервью Вы называли себя православным христианином, в то же время интересующимся буддизмом. Что Вы вкладываете в эти понятия?
— Я с почтением отношусь ко всем известным мне религиям, но знания мои далеки от совершенства, поэтому ни к одной из них себя не отношу. Мне кажется, что Бог значительно больше любых слов и понятий.
— Есть ли у Вас духовные наставники и кто?
— Я всю жизнь старался прислушиваться ко всем мудрым людям.
— Как Вы относитесь к Русской православной церкви, ее предстоятелю и тому, что называют сегодня «информационной войной против РПЦ»? Обоснованы ли, на Ваш взгляд, распространяемые в СМИ и блогах обвинения Церкви в сращивании с государством, стремлении к обогащению и т.п.?
— Я более двадцати лет езжу по России, и за это время мне посчастливилось встретить многих замечательных священнослужителей, а копаться в слухах и оценивать действия РПЦ — не мое дело.
— Как оцениваете акцию группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя и вынесенный за нее приговор?
— Очевидно, что храм — не место для политических выступлений. К сожалению, какие-то недалекие деятели сделали из мухи слона: из нелепой околополитической акции сшили абсурдный церковно-государственный скандал. Тем не менее вынесенный приговор, на мой взгляд, компрометирует само понятие правосудия.
— Должна ли свобода самовыражения творца ограничиваться какими-то этическими рамками? Нужно ли развивать взаимопонимание и сотрудничество между Церковью и современным искусством и как? Или традиционная религиозность и свободное творчество обречены на противостояние?
— Я не думаю, что это противостояние когда-нибудь реально существовало. Просто в юности любой художник восстает против существующего порядка вещей, и это естественно. С течением времени и по мере овладения мастерством он начинает обнаруживать свое место в мире и понимать, чего ему на самом деле хочется. Ведь каждый творческий человек в первую очередь все-таки человек, и у каждого человека есть своя этика, а этика у людей одна, в общем-то. Ведь не зря Тертуллиан говорил, что душа человеческая по природе христианка. А ограничение свободы самовыражения – вопрос профессионализма каждого творческого человека. Вся история человеческого искусства – это повествование о том, насколько изобретательно художник обходит установления общественной морали.
— 30 ноября состоится концерт «Аквариума» в Крокус Сити Холле. Какую программу запланировали в Крокусе? Корректируете ли Вы программу в зависимости от места, где собираетесь выступать?
— Создавая программу любого концерта, мы в первую очередь отталкиваемся от того места, где мы будем играть. Крокус Сити Холл — очень интересный зал: одновременно комфортабельный и большой. Он предоставляет массу интригующих возможностей. Поэтому мы и выбрали его, чтобы сыграть заключительный московский концерт юбилейного большого состава. Эта программа начиналась в Москве, в Москве и закончится.