Евангелие от Матфея, Глава 19, стихи 3-12.
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано,
12 ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Протоиерей Павел Великанов
— Евангелие, которое мы только что слышали, очень трудно для слуха нашего современника. Действительно, утверждение Христа о том, что есть только один союз между мужчиной и женщиной, благословленный Богом – это единственный союз, а всё, что за пределами этого – грех и мерзость перед Богом. Это утверждение сегодня кажется кому-то слишком радикальным. Действительно, вокруг столько несчастных браков, распадающихся семей, которые, казалось бы, начинаются с глубокой искренней привязанности людей друг к другу, и потом вдруг, после пересечения некоей роковой черты, все исчезает, размывается и распадается.
На самом деле таинство брака – это удивительный и очень эффективный инструмент изменения людей, изменения не только их отношения друг к другу, но и, прежде всего, отношения к Богу. В настоящем правильном здоровом христианском браке происходит постоянное сопротивление супругов неверию друг друга, неверию в то, что предмет твоей любви достоин этой любви, неверию в то, что он может стать лучше, неверию в то, что в тебе может быть достаточно силы, терпения и кротости, чтобы переносить рядом с собою другого человека.
Настоящий брак – это всегда таинство и радость открывания другого. Открывание другого – не как присвоение или пользование одного человека другим, а открывание другого, как таинство божественной милости, той самой милости, которую человек начинает ощущать здесь и сейчас именно в этом брачном союзе. Апостол Павел не стесняется сравнивать отношения между супругами с жизнью самой Церкви. Для него брак – это не просто инструмент воспроизведения поколений, а, прежде всего, образ малой церкви, самого тела Христова. Из-за этой близости христианского брака к самому Богу проистекает его святость. Если брак свят, то понятно, почему он не расторжим. Он – есть раскрытие в жизни тайны Пресвятой Троицы – тайны абсолютно жертвенной и беззаветной любви божественных лиц друг другу, любви, в которой нет ничего собственного, нет ничего личного, но все принадлежит друг другу.
Дай, Господи, и нам мудрости, силы и терпения творить настоящий христианский брак, который в каждой семье может стать быстрой лестницей к достижению вечного блаженства еще здесь, на земле.