Будет ли XXI век веком Православия?
перевод Ирины Прохоровой
Статья «Будет ли XXI век веком православия?» была опубликована в январе 2007 года в евангелистском журнале «Христианство сегодня» и, хотя и обращена к инославной аудитории, отражает те очевидные тенденции, которые нельзя не заметить в религиозной жизни современной Америки. Хотя православие было принесено в Америку еще в 19 веке препродобным Германом Аляскинским, несколько столетий знали о нем немногие. И вот сегодня — все больше и больше американцев открывают для себя православие и с радостью принимают его.
Об авторе: Бредли Нассиф, американец родом из Ливана, принадлежит к антиохийской Православной Церкви. В США он учился у прот. Иоанна Мейендорфа и многие годы посвятил тому, чтобы познакомить с православием североамериканских евангелистов.
Ярослав Пеликан, покойный профессор Йельского Университета писал о христианстве так, как никто в двадцатом веке не пытался. После того, как фактически в течение всей жизни Я. Пеликан изучал историю религий, он – лютеранин – за несколько лет до смерти принял Православие. Я. Пеликан умер в мае прошлого года в возрасте 82 лет.
Я. Пеликан – это только один человек из огромного количества людей, принимающих сегодня православие. Интересно, будет ли 21 век – веком Православия? Я не пророк, я не хочу обращать евангелистов в православие и не хочу заново открывать Православие. Но я хотел бы предложить богословское объяснение тому, почему я думаю, что в 21 еще больше евангелистов перейдут в православие.
Возрождение Православия
Ученые определяют Православное Священное Предание как богословское единство первых 500–1000 лет христианской истории (существуют определенные разногласия в установлении точной датировки)
Это единство включается в себя единство в вопросах символа веры, соборов, отцов, молитвы и духовной жизни. Среди ключевых имен и слов: никейский символ веры, Халкидонский собор. Отцы–каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов. Григорий Нисский), духовные творения монахов таких, как Антоний Великий и ряд библейских толкований и пастырских трудов.
В течение последних 20 лет многие ученые и богословы открыли для себя творческую значимость христианского Востока, с его приверженностью авторитетам первых 500 лет христианства. Одно из недавних свидетельств интереса евангелистов к православию – это книга Томаса Одена «Возрождение Православия: Знаки новой жизни в христианстве»». Объединяя под одним названием католиков, протестантов и православных, почитающих традиции 500 первых лет христианства, Оден выделяет 6 уровней, показывающих пробуждение духа православия в 21 веке. Эти слои включают:
Свидетельства современников об обращении : жизни обычных христиан и известнейших ученых, чьи жизни кардинально изменило обращение к классической богословской традиции. Сред них Ярослав Пеликан и Ричард Суинборн, принявшие православие и Роберт Уикен и Ричард Нейхаус, ставшие католиками.
Духовная интерпретация религиозного опыта Аскетический опыт святых отцов получает в наши дни намного больше внимания, чем когда–либо в прошлом веке. Их труды вновь становятся основой толкования Священного Писания, о чем свидетельствует возрастающее число переводов древних книг и толкований.
Многокультурная природа православия
Ни один мультикультурализм не сравнится по глубине и богатству и многокультурностью античности. Многокультурное богатство ранней церкви в наши дни становится все более очевидным.
Твердые границы веры
После десятилетий некритической вседозволенности в церкви, мы становимся свидетелями того, как с новой силой и мощью вырисовываются границы в вопросах веры. Тысячи верных вновь вместе учатся тому, как сказать «нет» ереси и сказать уверенное «да» классической правде православия.
Возвращение к общим корням
Проблема традиционного восприятия протестантами Священного Предания заключается в том, что между тем, как обращаются к Св. Преданию протестанты и отношением к нему православных существуют значительные расхождения.
Для большинства протестантов Предание представляет из себя своего рода библиотеку, где можно найти книгу, которая в данный момент наиболее необходима. Можно выкинуть из этой библиотеки книги, которые кажутся устаревшими и выбрать другие, ценность которых проверена временем
Так что же заставляет меня думать, что возобновление интереса к Св. Преданию может вести к присоединению всё большего количества христиан к восточной ветви — Православию, или, по крайней мере, принятию христианами протестантских деноминаций православного видения многих вопорсов ? Проще говоря , я думаю, что все больше и больше людей увидят живую связь между основными течениями и проблемами, которыми жила Христианская древность и основой восточной Православной Церкви, откуда эти течения и взяли свое начало.
Православная Церковь сохранила преемственность по отношению к древней церкви, что особенно заметно в двух аспектах, которые как раз и вызывают наибольший интерес у растущего числа христиан.
Писание
Несомненно, что Богодухновенность Писания – это основа для Церковного учения. Предание только охраняет и корректирует само себя, опираясь на подлинность того, о чем говорит Библия. Но Церковь первых веков христианства (как Западная, так и Восточная) отобрала тексты, которые должны были войти в канон Св. Писания, основываясь на подлинности их происхождения от св. апостолов и на всеобщем принятии текстов христианской общиной. Наверное, правильнее будет сказать, что канон Св. Писания был не просто установлен самими верующими – это было сделано ими под водительством Св.Духа. Тем не менее, канон был сформирован внутри самой первохристианской общины ее непосредственными членами. Писание никогда не было чем-то внешним по отношению к общине. Это означает, что Св. Дух пребывал в Церкви и в ее священных текстах. Таким образом, Церковь служила своеобразным связующим звеном, которое свидетельствовало о действии Бога внутри нее.
Поэтому, независимо от того, признают ли евнгелисты это или нет, каждый раз, когда они берут в руки Библию, они выражают свое доверие суждению Церкви, которое было вынесено ею по важнейшему вопросу о каноничности.
Я верю, что все больше людей, увлеченных историей ранней Церкви, увидят, что Св. Дух, Св. Писание, Предание и реальные, исторически сложившиеся церкви были неразрывно связаны, тогда и сейчас.
Историческая непрерывность
Мне кажется, что чем больше евангелисты будут погружаться в историю Церкви, тем реже они станут относить понятие «ортодоксия» к первым пяти столетиям или первому тысячелетию христианства. Постепенно они смогут воспринять всю историю христианства в целом, а не только те ее фрагменты, которые нравятся лично им. Они обнаружат, что истинное христианство во всей полноте не исчезло из церкви в определенный момент истории, а продолжает жить в «сознании Церкви», как об этом писал Георгий Флоровский, а Иоанн Мейендорф называл это «живой традицией». Евангелисты увидят, что богословская и институциональная история Св. Предания напрямую связана с Великой Церковью, а именно с современными Православными Церквами Востока и Греции, России и Восточной Европы, а также их ветвями на Западе.
Разумеется, вера в истинность Св. Предания, а не просто «организационное преемство» имеет наибольшую важность. Моя точка зрения состоит в том, что те, кому дорога исконная вера, постепенно будут объединяться с Православной Церковью, в которой Св. Предание сохраняется как живая традиция. Я не настаиваю на том, что Св. Предание является исключительной собственностью Восточной Православной Церкви. Это не так. Древние отцы и матери церкви, аскеты догматы, живопись, музыка, духовный опыт это наследие в равной степени всех христиан – католиков, православных, протестантов. Для православного романтизма и триумфализма здесь нет места. Всех христиан объединяет общее наследие. Но немного найдется историков, готовых поспорить с тем, что в сравнении с 20 000 протестантских деноминаций, именно Православная церковь сохранила Св. Предание во всей полноте.
В то же время, у меня есть основание предполагать, что возрождение интереса к Св. Преданию может в свою очередь косвенно повлиять на Православие, привнеся в него что – то. Евангелисты понемногу оказывают влияние на наших прихожан – открывая для них актуальность наследия Христианского Востока и описывая его гораздо более ярко и привлекательно, чем мы, уже привыкшие к этом, делаем это сами.
Несомненно, что великое множество людей переживает расцвет духовной жизни, становясь частью живого православного сообщества верующих. Однако, по-прежнему существует необходимость для Православия начать настойчивую внутреннюю проповедь за духовное обновление и возвращение ко Христу. Из личного опыта мне известно, что можно быть «верующим, но потерянным». Во почему всем нам, православным прихожанам, необходимо поставить Евангелие в центр нашей жизни. Мы должны вновь и вновь открывать для себя личностное присутствие Бога в ежедневной жизни Церкви. Это естественным образом к возрождению Православия и расцвету самой Церкви.
Конечно, эти предсказания носят спекулятивный характер. Возможно, им не суждено сбыться так, как я на это надеюсь. Однако, я вижу признаки того, что XXI век может действительно стать веком Православия.
Читайте также:
Возрождение Православия: Сегодня все больше американцев принимают православие
Протестантский пастор из США Джон Фентон принял православие
Американский журналист Род Дриэр: Мой путь в православие
Люди забыли, что в Церкви есть красота