Вопрос «какой формат чтения вы выбираете, электронный или бумажный, и почему?» мы задали представителям медиа и СМИ, студентам и домохозяйкам.

«Бумажные книги вымрут»

Илья КОЛМАНОВСКИЙ, редактор медиапроекта «Сноб»:

book_250— Я предпочитаю ту форму чтения, которая несет нужную мне информацию, и это, конечно же, интернет, научные и новостные публикации. То есть электронной информации в моей жизни гораздо больше. На мой взгляд, поколение, которое пользуется только бумажными носителями, уже ушло. Причем это не зависит от возраста. Например, моя бабушка (она профессор фармакологии, и ей под восемьдесят) весь рабочий день проводит в интернете. Считаю, что бумажные книги и как предмет культуры умрут. Их эпоха останется мигом — всего каких-то 600 лет. До них были деревянные и глиняные таблички, берестяные грамоты, а после них — iPad. Но у книги остается одно-единственное удобство: параллельный доступ к любому месту, причем обрез книги для перемещения по тексту более удобен, чем компьютерный скролл мышкой. В общем, пресса, газеты и журналы тоже вымрут. Их заменят электронные версии. Например, немалая доля подписчиков «Сноба» читают его только онлайн. Но профессия журналиста останется. Способ выжить для них — писать чаще, превращать большую статью в серию репортажей, выбирать интересные, а не новостные темы. До сих пор львиную долю контента для обсуждения в блогах поставляют профессиональные журналисты, и дальше так будет.

 

«Электронная книга существует до тех пор, пока в проводах есть ток»

Анна ДАНИЛОВА, главный редактор сайта «Правмир»:

— При чтении электронной книги исчезает ее полномерное восприятие: цвет, фактура бумаги, возможность оставить пометы на полях… А ведь многие домашние библиотеки ценны именно тем, что писал автор на полях своих книг. При чтении электронной книги не чувствуется ее динамика, не осознаешь, сколько прочитано страниц, сколько осталось. Труднее воспитать любовь к безликой серой электронной книге у ребенка. Я часто слышала от пожилых книголюбов: «Какая у нас была библиотека, какие фолианты, как зачарованно мы на них смотрели и как рвались прочесть». Теплая рельефность книги исчезает, электронная книга не дает зацепки ни уму ни сердцу. Зато в электронных книгах очевидно выигрывают скорость, выбор, широкая возможность поиска. Все это накладывает отпечаток и на то, как мы читаем книги. Мне периодически хочется кликнуть в книжке на слово, чтобы получить больше информации, и задать поиск по тексту. Значительная часть книг по филологии, с которыми я работаю, есть только в бумажном виде. Кстати, к этому трудно привыкают студенты: «А мы не нашли эту статью в интернете!»

С другой стороны, больно думать о том, какое количество леса изводится на абсолютно макулатурное чтиво, сколько тратится на периодические издания, которые завтра потеряют актуальность. А кто не сталкивался с проблемой перегруза домашней библиотеки — много пустых и не очень нужных книг. Так что электронная книга позволяет оградить свое личное пространство от нагромождения макулатуры.

Я долго протестовала против электронной книжки, мне привычнее носить с собой по две-три бумажных. Но когда этим летом муж увидел, сколько книжек я собрала с собой на отдых, на следующий день купил мне электронную книгу: зачем возить с собой чемодан фолиантов, часть из которых не будет прочитана? И оказалось удобно.

В переходе на электронные носители информации: новости, книги, презентации — есть одно роковое уязвимое место: «чем сильнее оружие, тем беззащитнее человек». Все удобства электронной цивилизации существуют до тех пор, пока в проводах есть электрический ток.

 

«Через 30 лет любую древнеегипетскую рукопись можно будет найти в сети»

Андрей МИРОШНИЧЕНКО, специалист в сфере массовых коммуникаций, руководитель Школы эффективного текста, ведет блог на Slon.ru:

— Как носитель информации книги перестанут быть актуальными, хотя как артефакт культуры книга, конечно, сохранится. Но вот Google сейчас ведет глобальный проект по оцифровке всего печатного знания человечества. Лет через тридцать любую книжку или рукопись от египетских времен, если она дошла до наших дней, можно будет найти в сети. Интернет даст демократизацию знаний: все тексты всего человечества будут доступны всем. Раньше это было немыслимо. Сумеет ли человек этим воспользоваться или предпочтет скабрезные ссылки — это вопрос. Конечно, физическая книжка как источник знания после этого будет не нужна. Но в истории-то культуры она останется.

Возможно также сохранение книги как элемента винтажной моды. Наверняка через 20 лет будет стильно книги дарить, например. На эту тему есть хороший образ у генерального директора Издательского дома «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева. Конечно, с точки зрения удобства курения курильщики используют сигареты, но есть и всегда будут люди, которые ценят сигары. Курение сигар носит оттенок элитарности, они дорого стоят. Возможно, нечто похожее произойдет с книгами и журналами.

Главным и плюсом, и минусом чтения на электронных носителях является принцип гипертекста — то есть возможность мгновенного перехода по ссылке в другое место. Это удобно, но глобально человек утрачивает культуру линейного чтения. Кроме того, простота серфинга по информации приводит к тому, что на одной площадке конкурируют и важные знания, и низменная информация. Кто победит в этой конкуренции? Человечеству предстоит решать этот вопрос каждый раз в миллиардах состязаний Сократа с виноторговцем.

Если раньше чтение требовало усилий, то сейчас этого нет. Людей захлестывает вал информации, которая все еще считается ценностью, но уже перестает быть таковой, ибо насаждается со всех сторон. Это противоречие между отношением к информации как к ценности и ее фактическим обесцениванием порождает маниакальную зависимость от интернета и другие перемены в массовой и личной психике, осмыслить которые мы часто еще не можем.

Простота чтения убивает «длинное» чтение. Для культуры в целом это, видимо, негативный процесс. С другой стороны, «длинное» чтение вероятно, будет требовать еще больших личных усилий, что будет служить очевидным критерием отбора интеллектуалов.

Нельзя сказать, что формат чтения — выбор нового поколения. Выбор уже сделан за него. Последним «бумажным» поколением станут люди, родившиеся в год Московской олимпиады. Их подростковая социализация пришлась на середину девяностых, когда в семьях еще сильны были традиции книжного чтения и газетной подписки.Поколение, родившееся в девяностых, подростком уже осваивало интернет, сразу оторвавшись от культуры родителей. Одно подписное агентство проводило опрос среди студентов, и молодые люди двадцати лет серьезно считают, что подписка — это «подписка о невыезде». То есть они даже не знают, как покупать газеты. Они еще встречаются с газетами в быту, но приобретать не умеют. Конечно, скоро это подорвет рынок СМИ. Похожие процессы происходят и на книжном рынке. Зачем радиола, когда есть плеер? Зачем печатная машинка, когда есть более удобные способы работы с текстом? Радиола и печатная машинка ушли в прошлое не только потому, что устарели технически, но и потому, что молодежь уже не умеет ими пользоваться.

«Чтение художественной литературы — это

не только поглощение информации»

 

Михаил КРОТОВ, финансовый консультант:

— Художественную литературу я читаю только в бумажном виде. Я люблю ходить в книжный магазин, выбирать и покупать книги. Кроме содержания, для меня имеет значение, как книга издана, формат, бумага и даже то, что издатель позаботился об удобстве и подшил закладку. Мне приятно, дочитав книгу, поставить ее на полку. Все это — часть чтения для меня, времени, когда я отдыхаю от работы. В офисе же все документы приходится читать с экрана компьютера — я работаю в иностранной организации, где не принято лишний раз что-то распечатывать, потому что наша компания, как и другие, которые я знаю, выступает за сохранение лесов — распечатывать рабочие документы для собственного ознакомления считается некорректным. Прессу я тоже читаю в интернете, но по другой причине — я не готов платить за доступную бесплатно информацию. Хотя, если есть выбор и бумажную газету мне кто-то дал (например, в самолете), ее читать, конечно, приятнее.

 

«Детская бумажная литература бессмертна!»

Владимир ПРОХОРЕНКОВ, главный редактор портала об электронном чтении The-eBook.org

— По профессиональной причине   электронной информации в моей жизни больше. Но я не отказываюсь от бумажных носителей, просто отдаю предпочтение специализированным, электронным. Для меня бумага и электроника — это только носитель, важнее — информация. Ее качество. Основная задача электронных книг — это не замена книг на файлы, а расширение читательской аудитории. Есть конкретные направления, которые электронные книги не вытеснят никогда: например, детская литература, особенно для самых маленьких. Электронная книга может заинтересовать ребенка медийными возможностями, но не может заменить тактильные ощущения.

Не стоит питать иллюзий по поводу электронных средств информации и в СМИ. Их рост ограничен техническими возможностями потребителей и низким качеством. Читатель хочет держать издание в своих руках, и тут не важно, бумажное оно или электронное. Важно качество, скорость и доступность. Следовательно, развитие мобильных устройств будет подстегивать рынок информации. Выпуск того же iPad очень сильно подстегнул издательства на выпуск электронных версий своих изданий. Хотя читать с него, на мой взгляд, неудобно, так как при включении устройства на экране появляется слишком много отвлекающего, моментально возникают другие «потребности», и мне не хочется читать книгу, когда можно почитать что-то в интернете, посмотреть фильм или ответить на ваши вопросы по почте.

 

«Учебники в электронном виде — это плохо»

НАТАЛЬЯ, мама двоих детей:

— Я слышала, что какими бы образованными и интеллектуальными ни были родители, если в домашней библиотеке менее 500 томов, ребенок не сможет достичь в своем развитии уровня родителей. А тем более превзойти их. Поэтому для детей я покупаю именно бумажные книги, часто заказываю их в интернете. Обычно в больших интернет-магазинах можно купить и цифровую версию книги для электронной «читалки», но ребенка нельзя приучить к чтению, дав ему в руки скучное и однообразное электронное устройство.

Когда дети вырастут, полюбят читать и научатся ценить именно содержание книги, то разницы, как читать, для них уже не будет. А пока я раскладываю по всему дому бумажные книги, и на бегу кто-то нет-нет да и схватит книгу, полистает, посмотрит картинки, заинтересуется. Кроме того, я считаю, что учебники в электронном виде — это плохо. Потому что в учебниках школьникам нужно делать пометки, подчеркивать что-то интересное, выделять главную мысль с листа. При помощи электронной книги, где нет никакой верстки, помогающей ребенку увидеть главное и второстепенное, трудно научить работе с текстом.

 

«Автору электронной книги — памятник от благодарных заочников!»

Анна МАКАРОВА, студентка ПСТГУ:

— На заочном отделении ПСТГУ, где я учусь на миссионерском факультете, студентам не выдают книги на руки. Это, вероятно, связано с тем, что большинство студентов приезжают из других городов и библиотеке страшно расстаться с учебниками на полгода, до следующей сессии, — мало ли, может они больше и не приедут вовсе! Естественно, студенты очень опечалены: не всякую книгу можно найти и купить в университетском магазине, да и место в чемодане ограничено. Но учиться и сдавать экзамены как-то нужно.

На помощь пришли электронные книги. Уж не знаю, кто их сканирует и распознает, но этому человеку нужно поставить памятник от благодарных заочников! Теперь перед началом семестра студентам раздают компакт-диск с учебными и дополнительными материалами. Все книги на семестр по всем предметам, вопросы к экзаменам, методические пособия — все помещается на один диск! Пользоваться электронными учебными пособиями очень удобно — можно задействовать весь их цифровой потенциал: поиск, выделение и копирование текста. А если добавить к этому арсеналу возможности интернета: Википедию, электронные словари, поисковые машины, студенческие форумы, — получается мощный инструментарий для учебы. Теперь все заочники приезжают на сессию со своими компьютерами: некоторые во время вводных лекций даже успевают набирать конспекты сразу на ноутбуке — зачем по сто раз переписывать? Электронный текст — удобнее для работы, не теряется, под рукой и всегда можно поделиться лекциями с проспавшим однокурсником. По электронной почте.

 

«Какой ложкой вкуснее есть икру?»

Дмитрий БЫКОВ, писатель и журналист:

— Ваш вопрос о предпочтениях в форматах — все равно что спрашивать какой ложкой вкуснее есть икру. Была б икра. Я с равным удовольствием читаю электронные книги и бумажные. Для меня это совершенно одинаково, что одно, что другое. А вот печатная пресса, например газета, обладает рядом дополнительных прикладных преимуществ, которых нет у ее электронной версии: из газеты можно сделать кулек или шапочку. Вот я сейчас сижу на пляже в такой шапочке, и она помогает мне обезопасить себя от солнца.

Для чтения и набора текста я использую маленький компьютер — нетбук. Это очень удобно. Я когда-то купил его за копейки в Штатах.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.