Как заявили аналитики некоммерческой службы «Среда» 13 марта на брифинге «Ценности оппозиции», не менее 30% последовательно опрошенных респондентов на трех последних акциях протеста в Москве назвали себя неверующими. По итогам социологического исследования, которое было проведено, 5 марта на Пушкинской количество таких людей достигло максимальной отметки в 38 %. Однако, что касается респондентов, которые, по их словам, наоборот, исповедуют православие и принадлежат к Русской Православной Церкви, то самое большее их количество собралось на акцию 4 февраля.
Напомним, речь идет о том самом митинге, который потребовал от всех собравшихся высокой морозоустойчивости. Результат в 28 % показывает, что в толпе собравшихся, по крайней мере, на одну акцию из ряда подобных было почти две равных трети верующих и неверующих. Любопытно отметить, что еще одна большая часть голосов на упомянутой акции протеста, а именно 22%, пришлась на долю тех, кто верит в Бога, но не исповедует конкретную религию. Это значит, что две трети опрошенных на митинге 4 февраля оказались верующими людьми.
Координатор службы «Среда» Алина Багрина процитировала один из самых характерных ответов следующей группы респондентов:
«Я, наверное, принадлежу к Православной Церкви. Но, так как сказано, что православные не участвуют в митингах, то, скорее всего, я уже не принадлежу к православным».
По мнению эксперта, именно люди этой группы предаются рефлексии больше всех остальных. Стабильные 5 % респондентов на трех последних митингах сказали, что исповедуют православие, но не принадлежат к Русской Православной Церкви. А это еще небольшая прибавка к той группе, которая состояла на две трети из верующих. Таким образом, на митинге 4 февраля неверующие оказались в меньшинстве.
Социолог и ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, по итогам опроса службы «Среда», обратил внимание на то, что сторонников и противников Путина разделяет не вера. По его словам, «общество не разделено по конфессиональному признаку. Либо люди стали называть себя православными, либо они не исповедуют ничего».
«Это не новые типы, а разночинцы», — прокомментировал данные опроса политолог и эксперт по России Ариэль Коэн. «И они будут разночинцами, пока власть будет относиться к ним, как к разночинцам», — отметил Роман Лукин. Как считает настоятель московского Храма святой Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский, то разномыслие, которое характерно для сегодняшнего общества, -признак того, что люди не боятся свободно мыслить. По его словам, «разномыслящие люди хотят созидать, а не разрушать».
Его слова подтверждают данные опроса, которые показали, что основными ценностями жизни для опрошенных на митингах являются свобода и семья. Например, на акции 10 марта на Новом Арбате 47 % опрошенных назвали именно их. Честность, справедливость и патриотизм стоят, соответственно, на следующих местах.
«По возрасту и материальному положению эти люди не совсем средний класс», — считает Роман Лункин. Только 30% тех, кто присутствует на акциях протеста, могут позволить себе автомобиль. «А все остальные – обычная российская интеллигенция. Это не менеджеры, но врачи, учителя и инженеры, которые не являются средним классом в России. Очень много студентов».
Несмотря на то, что от декабря к марту число православных, отмеченных на акциях протеста, несколько снизилось, все-таки какое-то их количество продолжают туда ходить, отметили эксперты. Известно, что на последней акции протеста маршем прошла колонна людей с крестами. Однако, что же это была за группа, присутствующие на брифинге эксперты затруднились ответить.
10 ФАКТОВ О МИТИНГУЮЩИХ
НЕ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОТЕСТ, А ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА?
Комментарии экспертов к итогам опроса
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах
В данном случае разномыслие – это признак того, что люди не боятся быть свободными, думающими
Такое впечатление, что в стране происходит процесс зарождения гражданского общества и гражданского сознания. За последние 20 лет и Русская Православная Церковь проходила важный период своего возрождения, и в значительной мере то, что относится к гражданскому сознанию, можно перенести и на церковное сознание.
Протодиакон Александр Агейкин, Протодиакон Храма Христа Спасителя
Воцерковленные люди не ходят на митинги
Нельзя говорить о новом типе человека в России! Это всего лишь сиюминутная мода, спровоцированная внешними раздражителями и идеологией глобализации. К религиозному мировоззрению это вообще не имеет никакого отношения. В этом случае, все ссылки на некие религиозные взгляды – это всего лишь удобная ширма, за которой явно проглядывает полная невоцерковленность этой части российского общества! Воцерковленные люди не ходят на митинги, потому что для Церкви не свойственна эта форма самовыражения.
Статистика и комментарии — Некоммерческая исследовательская служба «Среда«