Грустно видеть, как мало читают люди Евангелие – но вот Послания читают совсем уж немногие ценители (а посланий в Новом Завете двадцать одно, и это из двадцати семи книг!). Казалось бы, зачем они нужны? В Евангелиях сказано всё самое главное, любители мистики могут открыть Откровение Иоанна Богослова, ну еще в Деяниях рассказ про апостолов прочитать…
А эти книги, послания, были обращены к общинам и людям, которых давно нет на земле. Кто, например, слышал про церковь в Галатии? Или в Эфесе (пиво такое турецкое есть, да)? Где это вообще: Колоссы, Филиппы? Кто такие были эти Тит и Тимофей? К чему это нам теперь?
Но именно в Посланиях, особенно Павловых, говорится о том, что такое Церковь, как и чем она живет. И не удивительно, что люди, которые давно не раскрывали этих книг Нового Завета, легко могут перепутать ее то ли с коммерческой корпорацией, то ли с политической партией, то ли с клубом по интересам.
Послания говорят в основном о конкретных проблемах и ситуациях, с которыми сталкивались первые христиане, но есть в них и несколько общих определений. И что характерно, эти определения не выглядят как некие формулировки из устава – апостол Павел, писавший о Церкви удивительно много и подробно, говорил почти исключительно метафорами. Но эти метафоры способны научить нас большему, чем великое множество параграфов с точными формулировками.
Таких метафор две: Церковь как невеста Христова и как тело Христово. Они кажутся не связанными меж собой, на первый взгляд даже в чем-то противоречат друг другу, но на самом деле они раскрывают две стороны одной и той же реальности.
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес 5:25-27). Строго говоря, тут Церковь – жена, но когда читаешь эти строки, видишь скорее новобрачную, ту девушку, которая стала женой только что, она сидит рядом со своим возлюбленным на брачном пире, на виду у всех, и люди любуются ее красотой и чистотой. Но она отдана только одному и будет хранить ему верность, не размениваясь на гостей, которые могут быть на этом брачном пиру – а среди них и славные правители, и состоятельные господа, и властители дум, и законодатели мод. Но это они пришли к ней, а не она побежала за ними в поисках чего-то важного и нужного лично для себя. Да и что нужно новобрачной на свадьбе, кроме своего Супруга?
Она еще совсем юна и неопытна, эта девушка. Она заранее готова последовать за Любимым куда угодно и вытерпеть за него всё, но нет у нее этого опыта, не знает она, что предстоит ей в жизни, с чем и как придется иметь дело. Но Любимый подскажет и поможет, главное – быть вместе с Ним. Всё самое главное – в будущем, всё обязательно получится и состоится.
А вот совсем другой образ: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом… Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор 12:12-27). Здесь, конечно, говорится о единстве и взаимозависимости всех, кто в Церковь входит, о том, что различия необходимы, и что невозможно отказаться пусть даже от самого слабого и неблаговидного члена единого Тела (он ведь ничуть не менее важен, чем прочие).
Но попробуем расширить эту метафору, подумать, что говорит она о самой Церкви. Здесь, напротив, всё как будто зависит от нас самих. Христос доверил действовать в этом мире от Своего Имени – но не по собственному разумению. А вот когда тело начинает двигаться в собственном режиме, причем руки и ноги отдельно друг от друга – это уже получается эпилептический припадок…
Хотелось бы сидеть и ждать, пока Он всё сделает за нас, но не получится. Ну нет у Христа в этом мире после Вознесения других рук, кроме наших. Да, он сотворил Вселенную из ничего и может сотворить точно так же из ничего хлеб для голодного и одежду для замерзающего, но отчего-то Он доверил именно нам накормить и согреть их. И устроить свою собственную жизнь можем только сами – лишь бы только руки и ноги были послушны своей Главе.
Одна метафора говорит о надежде и ожидании, о терпении и готовности – а другая о действии здесь и сейчас, о единстве и взаимосвязи всех и каждого. Два образа Церкви, которыми она жива.
Вот, собственно, и всё, что я хотел сказать на сей раз. Никаких далеко идущих выводов, никаких великих открытий или призывов. Просто повод задуматься…
А может быть, я что-то упустил? Может быть, в Посланиях есть какие-то другие очень важные слова о том, что есть Церковь и чем она жива в этом мире? Перечитайте, пожалуйста, и подскажите, что я упустил.
Читайте также:
Трудные места Евангелия: Кто не против вас…
Трудные места Евангелия: Хула на Духа
Трудные места Евангелия: «Оправдана премудрость…»
Трудные места Евангелия: «Отойди от Меня, сатана!»
Трудные места Евангелия: «Мертвые погребают мертвецов»
Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»
Трудные места Евангелия: «Ты сказал»
Трудные места Евангелия: Гробницы пророкам
Трудные места Евангелия: «Тела усопших святых воскресли»