В духовном центе «Покровские ворота» открылась традиционная Рождественская выставка картин — вернисаж художника Елены Черкасовой. На выставке представлены работы этого лета и осени, некоторые картины были закончены буквально накануне выставки, и краска даже еще не подсохла. Единственная картина – «Приглашение на пир» — написана весной 2012.
Выставка Елены Черкасовой – это всегда радостное событие. «На фоне современного искусства, очень разнообразного, громко заявляющего о себе, дерзкого, а порой и агрессивного, Елена Черкасова выделяется особой, некричащей манерой, которую сразу узнаешь. В ее картинах сочетаются тишина и полнокровность жизни, ясность и даже трезвость мышления и ощущение тайны бытия, яркая образность и оптимистическое восприятие мира, мудрость и детский восторг перед чудом… Елена Черкасова дарит зрителю радость, дарит щедро, делясь с каждым тем, что ее переполняет. А переполняют ее вера и любовь к Богу, ликование и благодарность за дар жизни», — пишет о ее творчестве искусствовед Ирина Языкова.
Корреспонденту портала «Правмир» удалось встретиться с художницей накануне открытия вернисажа. В зале было тихо, вдоль стен стояли еще не развешанные картины. Развеской занимался друг Черкасовой – поэт и телережиссер Константин Гадаев. «Вы знаете, он талант, он знает, как надо развешивать. Ведь он и сам художник, сын известного скульптора Гадаева. Я бы без него ни за что не справилась!» — тихо говорит Елена.
Когда картины заняли свои места и выставка зазвучала – именно зазвучала – как стихотворение или какая-то таинственная мелодия – мы с Еленой Черкасовой прошли по залу. И художница рассказала о каждой картине – совсем немного. Да больше и не надо – потому что про картины рассказывать нельзя. Их надо видеть.
«Приглашение на пир»
«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти». (Матф.22:2,3)
«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк, 15:22-25)
Эта картина писалась очень долго. В ней сложный замысел – по двум притчам. Но в ней не о тех людях, которых зовут, а они не идут. Нет, здесь о другом. Я говорю о том, что все готово, вы только придите. И, если, как блудный сын, придешь, то принесут тебе и обувь на ноги, и лучшую одежду, и перстень на руку, и тельца упитанного. А куда нас приглашают? Да в царствие Небесное, в Церковь. Видите, две фигуры. Это Христос. А это Церковь. И они ждут нас в Царствии Небесном.
«Овечка бедняка»
«И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» 2 книга Царств
На этой картине — тот самый эпизод, когда пророк Нафан обличает Царя Давида. После этого события написан 50-ый – покаянный — псалом. А вот здесь – в окошках, видите, люди. И они – как овечки, в сущности.
«Лев св. Герасима»
Эта картина — постоянная моя тема. У меня дома живут коты, которые заставляют меня все время возвращаться к этому сюжету. И если раньше были какие-то картины с надрывом, с событием – старец исцеляет льва, лев умирает на могиле св. Герасима, то здесь — момент самой жизни. Видите, им хорошо вместе. У меня было три кота. Но этой осенью у меня очень долго умирал любимый кот, Рыня. И я не могу относится к котам как к обычным домашним животным. Они для меня как люди. Очень хорошо Андрей Десницкий написал об этом в «Некрологе коту».
«Домашняя молитва»
Идея этой картины пришла мне в голову, когда я читала дома акафист Иисусу Сладчайшему. Я сразу увидела, как ее нарисовать. Пошла и нарисовала.
«Первомученик Стефан»
«Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой». (Деян. 8; 54-59)
«Пастырь добрый»
«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин. 10:10-11)
Эта картина по Евангелию от Иоанна. Про то, что вор приходит, чтобы убить, а Пастырь добрый приходит, чтобы имели жизнь. Видите, вот там вор, который украл овечку, убегает…
«Дерево познается по плодам»
Это просто картинка. Без особой нагрузки. Потому что и так все понятно. Вот дерево, вот плоды. И мы знаем, и Бог знает, какие они.
«Апостол Павел в Мелите»
«Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда». Деян. 28;3-5
«Без названия»
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую». (Мф. 25; 31-33)
Эта картина понятна. Я стараюсь не давать ей названия. Придумана она была в один момент. Когда я по радио слушала проповедь, по-моему, о. Димитрия Смирнова. А может, он просто отвечал на вопросы. Речь шла о Страшном Суде. И он сказал, что Страшный суд уже происходит. Мы видим, как на наших глазах люди выбирают свое будущее. У меня были уже две картины о Страшном суде, но всегда с Христом, всегда изображался сам момент Страшного суда. А тут — он еще не пришел, но уже видно, кто есть кто. То есть, то, что он будет отделять овец от козлищ — это не насилие с его стороны, а наш выбор уже здесь и сейчас. Что вы хотели, то и будет…
Я писала эту картину, когда жила в деревне. И там у соседки был черный козел, очень милый. И на картине – козлы тоже такие… Милые. И их жалко даже. Как жалко грешников. Ведь они все-таки живые!
«Иерусалим, Иерусалим»
«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». (Мф. 23; 37-38)
На этой картине – вход Господень в Иерусалим. Тот момент, когда звучит горестное пророчество об этом городе.
«Слыши, дщи, и виждь»
«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (Пс. 44; 12)
На этой картине – пророчество царя Давида о Богородице. Видите, они вместе, рядом, хотя, конечно, исторически все было несколько иначе.
Эммаус
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его». (Лк. 24; 32)
На этой картине – за столом Христос, Лука и Клеопа. Тот самый момент, когда в незнакомом им спутнике они узнали Христа. И познан Он был им в преломлении хлеба.
«О. Серафим (Роуз) и белый олень»
На этой картине о. Серафим Роуз со своими любимыми животными. Это белый олень, Белан. А еще у него жили там и собака, и петух, и кошки. Вот это пес Свир, потому что он пришел к о. Серафиму на Александра Свирского. Всем своим животным он давал такие от необычные имена.
«41 псалом»
«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41; 56).
Это тоже постоянный для меня сюжет, много раз я писала его. Вот Христос с потерянной овцой, вот олень. А здесь кот. Да, его нет в псалме. Но поскольку у меня умер кот, то так получилось, что вот – мой Рыня тоже прибежал в источнику живому.
«Чаю воскресения мертвых»
Это, наверное, самая любимая здесь картина. Есть много европейских картин на тему Воскресения, где сначала из земли вылезают скелеты, потом они одеваются плотью, потом кожей. И это странно. Зачем так сложно? И я подумала, что когда труба вострубит, то все просто встанут и всё. И пойдут. Господу не надо никакой последовательности. Разве сложно ему просто нас воскресить?
Елена Черкасова: Рождество и другие рисунки