В духовном центе «Покровские ворота» открылась традиционная Рождественская выставка картин — вернисаж  художника Елены Черкасовой. На выставке представлены работы этого лета и осени, некоторые картины были закончены буквально накануне выставки, и краска даже еще не подсохла. Единственная картина – «Приглашение на пир» — написана весной 2012.

Ах!

Выставка Елены Черкасовой – это всегда радостное событие. «На фоне современного искусства, очень разнообразного, громко заявляющего о себе, дерзкого, а порой и агрессивного, Елена Черкасова выделяется особой, некричащей манерой, которую сразу узнаешь. В ее картинах сочетаются тишина и полнокровность жизни, ясность и даже трезвость мышления и ощущение тайны бытия, яркая образность и оптимистическое восприятие мира, мудрость и детский восторг перед чудом… Елена Черкасова дарит зрителю радость, дарит щедро, делясь с каждым тем, что ее переполняет. А переполняют ее вера и любовь к Богу, ликование и благодарность за дар жизни», — пишет о ее творчестве искусствовед Ирина Языкова.

Выставка картин Елены Черкасовой (1)

Корреспонденту портала «Правмир» удалось встретиться с художницей накануне открытия вернисажа. В зале было тихо, вдоль стен стояли еще не развешанные картины. Развеской занимался друг Черкасовой – поэт и телережиссер Константин Гадаев. «Вы знаете, он талант, он знает, как надо развешивать. Ведь он и сам художник, сын известного скульптора Гадаева. Я бы без него ни за что не справилась!» — тихо говорит Елена.

Выставка картин Елены Черкасовой (3)

Когда картины заняли свои места и выставка зазвучала – именно зазвучала – как стихотворение или какая-то таинственная мелодия – мы с Еленой Черкасовой прошли по залу. И художница рассказала о каждой картине – совсем немного. Да больше и не надо – потому что про картины рассказывать нельзя. Их надо видеть.

Выставка картин Елены Черкасовой (5)

«Приглашение на пир»

Приглашение на пир

Приглашение на пир

 

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти». (Матф.22:2,3)

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк, 15:22-25)

Эта картина писалась очень долго. В ней сложный замысел – по двум притчам.  Но в ней не о тех людях, которых зовут, а они не идут. Нет, здесь о другом. Я говорю о том, что все готово, вы только придите. И, если, как блудный сын, придешь, то принесут тебе и обувь на ноги, и лучшую одежду, и перстень на руку, и тельца упитанного. А куда нас приглашают? Да в царствие Небесное, в Церковь. Видите, две фигуры. Это Христос. А это Церковь. И они ждут нас  в Царствии Небесном.

«Овечка бедняка»

Овечка бедняка

Овечка бедняка

 

«И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; У богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» 2 книга Царств

На этой картине — тот самый эпизод, когда пророк Нафан обличает Царя  Давида. После этого события написан 50-ый – покаянный — псалом. А вот здесь – в окошках, видите, люди. И они – как  овечки, в сущности.

«Лев св. Герасима»

Лев св. Герасима

Лев св. Герасима

 

Эта картина — постоянная моя тема. У меня дома живут коты,  которые заставляют меня все время возвращаться к этому сюжету. И если раньше были какие-то картины с надрывом, с событием – старец исцеляет льва, лев умирает на могиле св. Герасима, то здесь — момент самой жизни. Видите, им хорошо вместе. У меня было три кота. Но этой осенью у меня очень долго умирал любимый кот, Рыня. И я не могу относится к котам как к обычным домашним животным. Они для меня как люди.  Очень хорошо Андрей Десницкий написал об этом в  «Некрологе коту».

«Домашняя молитва»

Домашняя молитва

Домашняя молитва

 

Идея этой картины пришла мне в голову, когда я читала  дома акафист Иисусу Сладчайшему. Я сразу увидела, как ее нарисовать. Пошла и нарисовала.

Домашняя молитва

Домашняя молитва

 

«Первомученик Стефан»

Первомученик Стефан

Первомученик Стефан

 

«Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой». (Деян. 8; 54-59)

«Пастырь добрый»

Пастырь добрый

Пастырь добрый

Выставка картин Елены Черкасовой (23)

«Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин. 10:10-11)

Эта картина по Евангелию от Иоанна. Про то, что вор приходит, чтобы убить, а Пастырь добрый приходит, чтобы имели жизнь. Видите, вот там вор, который украл овечку, убегает…

«Дерево познается по плодам»

Дерево познается по плодам

Дерево познается по плодам

 

Это просто картинка. Без особой нагрузки. Потому что и так все понятно. Вот дерево, вот плоды. И мы знаем, и Бог знает, какие они.

«Апостол Павел в Мелите»

Апостол Павел в Мелите

Апостол Павел в Мелите

 

«Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его. Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд [Божий] не оставляет жить. Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда». Деян. 28;3-5

«Без названия»

Без названия

Без названия

 

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую». (Мф. 25; 31-33)

Эта картина понятна. Я стараюсь не давать ей названия. Придумана она была в один момент. Когда я по радио слушала проповедь, по-моему, о. Димитрия Смирнова. А может, он просто отвечал на вопросы. Речь шла о Страшном Суде. И он сказал, что Страшный суд уже происходит. Мы видим, как на наших глазах люди выбирают свое будущее. У меня были уже две картины о Страшном суде, но всегда с Христом, всегда изображался сам момент Страшного суда. А тут  — он еще не пришел, но уже видно, кто есть кто. То есть, то, что он будет отделять овец от козлищ — это не насилие с его стороны, а наш выбор уже здесь и сейчас. Что вы хотели, то и будет…

Я писала эту картину, когда жила в деревне. И там у соседки был черный козел, очень милый. И на картине – козлы тоже такие… Милые. И их жалко даже. Как жалко грешников. Ведь они все-таки живые!

«Иерусалим, Иерусалим»

Иерусалим, Иерусалим

Иерусалим, Иерусалим

 

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст». (Мф. 23; 37-38)

На этой картине – вход Господень в Иерусалим. Тот момент, когда звучит горестное пророчество об этом городе.

Выставка картин Елены Черкасовой (32)

«Слыши, дщи, и виждь»

Слыши, дщи, и виждь

Слыши, дщи, и виждь

 

«Слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо твое» (Пс. 44; 12)

На этой картине – пророчество царя Давида о Богородице. Видите, они вместе, рядом, хотя, конечно, исторически все было несколько иначе.

Эммаус

Эммаус

Эммаус

 

«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его». (Лк. 24; 32)

На этой картине – за столом Христос, Лука и Клеопа. Тот самый момент, когда в незнакомом им  спутнике они узнали Христа. И познан Он был им в преломлении хлеба.

«О. Серафим (Роуз) и белый олень»

О. Серафим (Роуз) и белый олень

О. Серафим (Роуз) и белый олень

 

На этой картине о. Серафим Роуз со своими любимыми животными. Это белый олень, Белан. А еще у него жили там и собака, и петух, и кошки. Вот это пес Свир, потому что он пришел к о. Серафиму на Александра Свирского. Всем своим животным он давал такие от необычные имена.

«41 псалом»

41 псалом

41 псалом

 

«Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Пс. 41; 56).

Это тоже постоянный для меня сюжет, много раз я писала его. Вот Христос с потерянной овцой, вот олень. А здесь кот. Да, его нет в псалме. Но поскольку у меня умер кот, то так получилось, что вот – мой Рыня тоже прибежал в источнику живому.

Кот Рыня

Кот Рыня

 

«Чаю воскресения мертвых»

Чаю воскресения мертвых

Чаю воскресения мертвых

Это, наверное, самая любимая здесь картина. Есть много европейских  картин на тему Воскресения, где сначала из земли вылезают скелеты, потом они одеваются плотью, потом кожей. И это странно. Зачем так сложно? И я подумала, что когда труба вострубит, то все просто встанут и всё. И пойдут. Господу не надо никакой последовательности. Разве сложно ему просто нас воскресить?

Елена Черкасова

Елена Черкасова

 

Подготовка выставки

Подготовка выставки

Елена Черкасова развешивает свои картины

Елена Черкасова развешивает свои картины

 

Выставка картин Елены Черкасовой (7)

Директор центра "Покровские ворота" Жан-Франсуа Тири

Директор центра "Покровские ворота" Жан-Франсуа Тири

Поэт Константин Гадаев помогает развешивать картины

Поэт Константин Гадаев помогает развешивать картины

Выставка картин Елены Черкасовой (16)

Отроки в пещи огненной

Отроки в пещи огненной

Таблички с названиями

Таблички с названиями

Выставка картин Елены Черкасовой (36)

Последние приготовления

Последние приготовления

Выставка картин Елены Черкасовой (35)

 

Рабочий беспорядок

Рабочий беспорядок

Выставка готова к открытию. Художнику - чай и минуты тишины

Выставка готова к открытию. Художнику - чай и минуты тишины

 

Выставка готова к открытию

Выставка готова к открытию

Елена Черкасова: Рождество и другие рисунки

Картины Елены Черкасовой

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.