Увы и ах, а, может быть, наоборот хорошо, что наши естественные возможности ограничены. И не только физические, но и душевные и психические… хоть и бродит масса таинственных историй о «неисчерпаемых глубинах» человеческой психики. На самом деле глубины эти вот уж воистину глубины, но уж никак не высоты, что и подтвердили, например, господин Фрейд и иже с ним. Человек падший – вот предмет изучения психоаналитиков, и мы все – вот тут уж воистину, увы – являемся падшими созданиями, с омрачённой природой.
Но есть у нас и радость. Неизреченная радость обетования, надежды на преображение, на обретение немыслимой с точки зрения «естественности» полноты. Ах, если бы мы только могли оценить эту невероятно счастливую возможность! Мы бы всё время нашей земной жизни употребили бы на кропотливое и настойчивое искание этой божественной и счастливейшей полноты.
Но омрачение -страшная вещь, и страшно оно прежде всего тем, что человек перестаёт понимать и чувствовать – к чему он призван, к чему ему должно стремиться, чего искать. И от этого нечувствия рождается и ширится в душе страшная уничтожающая пустота, ставшая в последнее время просто приметой времени.
Нынешний человек (особенно молодое поколение) – это или человек развлекающийся, прикалывающийся, убивающий время… или человек скорбящий и озлобленный, задавленный непроходимой бессмысленностью тяжкого быта. Оба эти типа порождение маловерия или вовсе даже неверия.
Человек молодой большей частью своей развлекается… и это уже не просто безделица, а мировоззрение, единственная возможность наполнить свою опустошенную жизнь хоть призрачным подобием осмысленного существования. Я живу, чтобы развлекаться – страшная, но реальная формула наших дней.
А старшее поколение, та его часть, кто так и не захотели принять Христа в свою жизнь – продолжают томиться и «тянуть свою лямку», часто в силу воспитания, привычки мириться с бессмысленной тяготой жизни… так – без особой цели, без особых устремлений… В вечной озлобленности, в вечном брюзжании, в вечном недовольстве всем и вся…
Но и то и другое состояние хоть и безысходно в неизменной своей перспективе, но не безвыходно в смысле возможностей, и здесь весь секрет в свободе в желании иной жизни.
Я это к чему говорю. А к тому, что сегодня, вот именно сегодня мы вспоминаем, (но не обращаясь к прошлому, а участвуя в вечно-настоящем)… мы вспоминаем сошествие Святаго Духа на апостолов и начало жизни Церкви.
«Святым Духом всяка душа живится» – так говорится в псалме…. И это в первую очередь относится к нам – людям. К существам, наделённым счастливой способностью познавать Бога и общаться с Ним в Духе любви и истины. Но для того, чтобы эту жизнь, эту полноту жизни принять, чтобы «расширить до бесконечности» пределы своего существования, нам нужно этого, как минимум, захотеть. Апостолы хотели этого, искали всем сердцем и всей душой, и к такому настроению их готовил Господь всей своей проповедью, всем своим примером, жизнью, страданием на кресте, светлым всепобеждающим воскресением и последующим затем вознесением на небо…
Всё это совершенно невместимо ни скудным человеческим разумом, ни чувствами, ни самой «естественной» природой человека. Вот почему бесплодны и даже вызывают жалость и сострадание мучительные попытки человека познать Бога путём каких-то личных потуг – умственных, душевных, аскетических. Даже если эти усилия воспринимаются как торговля, купля или некий механизм по «приобретению Бога».
Нет. Всё не так. Всё и проще, и величественнее, и прекраснее, чем мы можем себе это представить. Господь, Бог, Троица Святая дарует нам Себя и только для того, чтобы принять этот дар, чтобы стать способным к его обретению человеку надобно потрудиться над собой, с Божией помощью и по Божьему совету преобразить себя, соделать иным. И, опять же, не своими силами, не собственным разумением, а благодатью Духа Святаго в полном и внимательном Ему послушании.
Это особенно важно понять сегодня, когда многие тщатся собственными силами взгромоздиться на небо, но вползают только на табурет собственного высокоумия и восседают на нём торжественно, как на небесах. Ох, ох… горюшко горькое.
Сегодня мы вспоминаем Сошествие Духа Святаго на апостолов и называем этот день рождением Церкви. Потому, что именно так – в совокупности единомыслия и единодушия, в совокупности Церковной все мы обретаем, можем обрести богоданную полноту жизни. И всё, чем живёт Церковь в её неизменных основах – всё это и есть путь преображения, путь очищения и освящения нашей жизни. То, что святые отцы называют обожением.
Это не какой-то одномоментный акт, вроде буддийского «просветления» — это именно путь, в котором внимательная и чуткая человеческая совесть руководима благодатью Святаго Духа. И этот путь начинается в земной человеческой жизни. В этом пути, в этом преображении и восхождении к Богу и заключён наш главный смысл… и горе, если мы сами себя этого смысла лишаем. Потому что заменить его невозможно ничем!
Троица Святая явила Себя во всей доступной нашему восприятию полноте в день Пятидесятницы. И доселе и до скончания века эта полнота открыта для нас. Какой неизреченный и величайший дар! Так будем же помнить об этом даре, искать его обретения, жалея, плача и сетуя о своём окаянстве и прося снова и снова, чтобы Господь очистил нас, чтобы вразумил на путях, чтобы научил — что нам подобает «творити и глаголати», чтобы стать причастниками подлинной жизни, красоты, любви и совершенства. Будем всеми силами искать единства со Святой Троицей, помня какой неизмеримой ценой куплена для нас эта неизреченная и радостнейшая возможность – быть с Богом!
Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков!