Самый простой ответ
Церковнославянское слово «устроение» означает то, как устроен человек, – с точки зрения духовной. И не только «устроен» кем-то другим, но и как человек сам себя «устрояет».
Поговорим об этом конкретнее. Авва Дорофей опирается на писания святителя Василия Великого и различает у христиан три устроения [1].
1) Рабы угождают Богу, боясь адских мук. 2) Наемники служат Богу, надеясь на райскую награду. 3) Сыны (и дочери, конечно) совершают добрые дела из любви к Богу.
Вот представлены три устроения: раб, наемник, сын. В каком человек находится устроении, зависит от него. В немалой степени. Человек же сам боится, надеется, любит. Не кто-то другой за него боится или любит.
А от Бога устроение тоже зависит? Разумеется. Бог может одного человек сподобить устроения сына, а другого – нет. До устроения сына (дочери) не всем удается дорасти.
По каким причинам это происходит? И как авва Дорофей объясняет «постепенность трех устроений»?
Псалтирь и древняя аскетика
Древние монахи очень любили молиться по Псалтири. Черпали из нее духовные уроки. Приведу на память урок про устроение человека, его усвоил и передал другим авва Дорофей.
Урок буквально в одну строчку псалма: уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. Всё! Уклонись от зла и сотвори доброе дело, ищи мира и преследуй его, – то есть преследуй как желанную цель благодатный мир.
Эту последовательность действий – и устроений – объясняет преподобный Дорофей. Когда человек уклоняется от зла и старается, с помощью Божией, делать благо, то на него сейчас же восстают вражеские брани. Человек не только боится наказания за злое (как раб), но надеется получить награду за благое дело, подобно наемнику.
Ему трудно бороться с врагами, но когда «он получит помощь от Бога и приобретет некоторый навык в добре, тогда видит он покой, тогда вкушает мир, тогда ощущает, что значит печаль брани и что – радость и веселие мира. И потом уже ищет мира… чтобы приобрести совершенно» [2] этот духовный мир. Подвижник, который вкушает радость мира, тем более в совершенной степени, может быть наречен сыном.
Более поздняя аскетика
Переведем слова преподобного Дорофея на классический язык православной аскетики. Авва Дорофей упоминает о трех устроениях. Наказания за злые дела боится раб Божий. Боится, потому что в человека вселяется первоначальный страх Божий – это покаянное чувство. Раб боится наказания за грехи и кается перед Господом. Первое духовное устроение связано с восхождением человека на ступень покаяния.
Следующий этап на христианском пути связан не только с уклонением от зла, но и с понуждением себя на добро. За добрые дела Господь Иисус Христос обещал верному наемнику великую награду. И вот человек удваивает свои усилия на пути Божии и входит в «брани вражеские». Это ступень борьбы со страстями. Наши грехи – это действия страстей [3]. Даже только уклоняться от грехов трудно. Еще сложнее бороться с грехами и с глубинными замаскированными причинами грехов (страстями).
Тот, кому с Божией помощью удалось выдержать борьбу со страстями, получает от Бога мир на ступени священного безмолвия. Кто однажды вкусил этого свышнего мира, и не смог сохранить безмолвническое устроение, тот вновь ищет его. Он стремится его «приобрести совершенно», что удается тем, кто достиг до ступени бесстрастия [4]. У сына постепенно страх Божий приходит в меру совершенной любви к Богу [5].
Итак, типы устроения человеческого связаны с теми ступенями духовного восхождения, которые подробно описаны у исихастских подвижников: покаяние, борьба со страстями, безмолвие… бесстрастие.
Добавим, что перед тем, как начать свое духовное восхождение, человек живет в круговороте грехов, живет «по страстям». И эта грехолюбивая жизнь тоже представляет собой особое устроение человека, весьма далекое от заповеданного Христом.
Одна восьмая и три восьмых с половиною
Мы привыкли все свое внимание сосредотачивать на делах, точнее на деятельности человека, на ощутимом результате нашей деятельности. Конец – делу венец. Такой подход оправдан часто, но не всегда.
Вот что пишет о духовной жизни авва Дорофей: «Всякое дело… есть осьмая часть искомого; а сохранить свое устроение, если и случится от этого не исполнить дела, есть три осьмых с половиною» [6]. Не будем входить в детали, что именно в позднеантичном быту времен аввы Дорофея означало «три осьмых с половиною». Сосредоточимся на другом. Сохранить свое устроение в 3,5 раза важнее, чем довести дело до конца!
Невыгодно «терять три осьмых с половиною для того, чтобы сохранить одну осьмую» [7]. Вот какой практический вывод. Невыгодно доводить дело до конца ценой утраты устроения.
Как это? Например, я намерен построить дом – и упорно довожу дело до финала. Однако в ходе строительных работ я перессорился со всей родней и своим лучшим другом. В созданный ценой больших усилий дом близкие люди не хотят ко мне приходить. Я на них смертельно обижен. Это значит, что мое внутреннее устроение поменялось, оно пронизано злопамятством и гневом на родных.
Общий смысл слов аввы Дорофея ясен. В этой теме есть свои нюансы, их лучше посмотреть у аввы Дорофея в «Поучении четвертом. О страхе Божии».
Устроение: между завершенным действием и состоянием
«Устроение» занимает особое место среди прочих полезных понятий. «Устроение» отличается от многих употребительных слов, таких как «дело» и «состояние». «Дело» – это действие с конкретным результатом в конце. «Состояние» не имеет такой жесткой «фиксации на результат»; пожалуй, оно более «пассивное» понятие, чем «устроение».
Таким образом, «устроение» вырисовывается каким-то «медиопассивным» понятием… Трудно это всё точнее сформулировать, простите.
Вернемся от сложного к простому. Понятие «устроение человека» близко к понятию «образ жизни человека». Что это такое, спецально объяснять не надо.
Еще близко «устроение» к церковному понятию «навык» (греч.: эксис, что можно перевести как «опыт»). Кажется, опять я начинаю усложнять… Пора завершать этот разговор на трудную тему устроения. Если кто дочитал статью до конца, не судите автора строго.
- Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения… <М., 1995.> С. 55, 58.
- Цит. изд. С. 59.
- Цит. изд. С. 23.
- «Были некоторые боголюбивые люди, которые во святом крещении не только пресекли действия страстей, но восхотели победить и самые страсти и быть бесстрастными, каковы были святой Антоний и Пахомий». – Цит. изд. С. 27. Есть у аввы Дорофея и свидетельство об умно-сердечной молитве, см. его вопросы 16-17 и ответы старца Варсануфия на них. – Цит. изд. С. 228-230.
- Цит. изд. С. 54.
- Цит. изд. С. 67.
- Цит. изд. С. 68.
Читайте также:
- Прикровенное учение «Лествицы» о молитве
- Святитель Григорий Палама о том, что характерно для тщеславия
- Палестинское руководство к духовной жизни
- Золотые уста архиепископа Иоанна