Помните, пел Окуджава – не «духовное» пел, а, по терминологии, к которой мы православные успели навыкнуть, всё «душевное»: «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви высокие моменты»…
Господи, прости нас, дураков (ибо Ты один Судья, как любящий, так и точно знающий) – как мы когда-то высокомерно издевались над этими словами!..
Типа – человекоугодие!.. И мол «комплимент» по-латыни – «то, чего нет».
Разве мы тогда знали, что до этих вещей надо – не дорасти даже, а дожить. Достариться, что ли, доистрепаться, дооббиваться об углы, домяться как жесткий лён в мялке, дотомиться в зное и лютом хладе никомуненужности и одиночества, стать тем, о чем Псалмопевец говорил: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое».
Хорошо, ладно. Пусть даже – «то, чего нет». Пусть – просто вежливая «воспитанность» …
Но сказать человеку нечто доброе, приятное (ложное, «льстивое»? Да пусть и льстивое! Лишь бы этот человек, которому ты говоришь льстивое, не был твой начальник, пахан мира сего, которому ты просто решил вылизать его статус ради карьерных соображений), нечто его, человека, ободряющее и возвышающее над собой – на это от говорящего надобно усилие, совместный труд ума и воли.
А вот на этот добрый и трудный труд мы, современные, ох как уже во многом неспособны… Физики и богословы вам объяснят почему: смерть де вселенной, энтропия, деградация, чем дальше – тем жиже и гаже («в самовар с той стороны подливали сырую воду, а чай тем временем продолжали разливать»…)
Привыкли «ботать по-олбански», «воспитанность» стала пониматься как «утверждение в крутизне», благородные манеры перестали обозначать не просто реальные, но и реально существующие вещи, купюры речи стали не обеспечены поддержкой золотого запаса (как писал в исторической монографии профессор Зубов, когда стали менять в 20-е годы «ленинки», на один реальный рубль приходилось несколько миллиардов фуфловых денег, крашеной бумаги…)
Ладно.
Чего на современное зеркало пенять – у всех нас рожа крива…
Татьяна Горичева (над пафосом которой тоже смеивались многие) как-то, в 80-х годах прошлого ХХ-го («прошлого»!.. это же нашего, Господи, нашего!..) века как-то сказала в дневниках, что, мол, ныне в Европе обычные языческие (мы бы еще сказали – «общечеловеческие», БнейНоах) добродетели уж почитаются – сверхъестественными и христианскими, и что де по сему признаку видно, как пала Европа…
Ну да, пала.
А мы с вами на Руси – так-таки не пали, стоим как монолиты и скрепы? Ага, где там.
«Давайте жить, во всем друг другу потакая…»
А давайте.
Давайте!
И что? Попробовали? Кишка тонка?
Тонка.
Мы даже этого не можем. Вместо любовного потакания друг другу (как мать потакает дитяти, как любящий муж потакает жене) у нас разве что в самом продвинутом случае – либо невнятно усвоенная общественная политкорректность, либо обычное равнодушие. А они сами, знаете, что означают: «я либерал и демократ, так как я осознанно даю своему соседу свободу, гарантированную конституцией, у себя на частном дому насиловать и жрать детей, но чтоб он при сем не наступал на мой газон».
«… тем более, что жизнь – короткая такая…»
Вот тут, Булат Шалвович, – вы пронзительны. До слёз.
Но я с вами готов спорить.
Не короткая у нас жизнь – вечная. И ничто не кончится, и всё-всё продолжится…
Только доказать вам этого (по принципу: вытащив неопровержимое доказательство из левого кармана) я не смогу. Впрочем, простите меня – теперь-то вы сами это знаете лучше, чем я…
Давайте не будем спорить (хотя иногда чего бы и не поспорить, только не как в фейсбуке, с попыхливыми лайками, банами и троллингом, а по-благородному, с любовью и вежеством, с взаимовниманием, в неторопливой беседе за чашкой чая в саду?..), давайте – еще потерпим и подождем…
А там…
Вёдро будет – видно будет.
Лишь бы нам всем понять: как трудно, невозможно даже, прыгнуть на высшую ступень евангельских добродетелей, миновав ступень обычного человеческого тепла, благородства и порядочности… Этой-то ступеньки, увы, у нас у многих нет, не построена нами за жизнь, в этом мы и каемся и просим помощи Божией.
А построить ее, чтоб подниматься за Христом в Царство – просто необходимо. «Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова…»