Дело монастыря Ватопед: о чем спор?
На официальном сайте Общества друзей обители Ватопед опубликован подробный рассказ о том, из-за чего ведется судебная тяжба.
Святогорский Монастырь Ватопед (далее: Монастырь, Обитель) владеет озером Вистонида или Буру, которое находится недалеко от г. Ксанфи (ном Ксанфи, восточная Македония, Фракия). Права Обители на это озеро с прилегающими землями основываются на хрисовулах византийских императоров, заверены султанскими фирманами Османской Империи, утверждены патриаршими и синодальными грамотами Константинопольского патриархата.
В мае 1920 г., когда Западная Фракия была возвращена Греции, Греческое Государство присвоило озеро и находящиеся в нем рыбные садки и поставило под сомнение права на владение им Монастыря.
В 1922 г. Обитель подала судебный иск против Греческого Государства требуя признания ее прав. В ответ было принято соглашение, по которому Государство забирало 38 000 стремм (3 800 гектар) земли Обители в Халкидиках, а взамен отдавало озеро признавая Титулы («τίτλοι», зд.: документы, грамоты о законном владении земельными участками) Обители в том виде, каком они упоминались в ее иске. Это стало Вступительным Актом, за которым последовала ратификация соглашения Законодательным Указом («νομοθετικό διάταγμα»).
Этим Указом, изданным 8 апреля 1924 г., Греческое Государство признавало права Обители на озеро и отказывалось от всяких возможных претензий на него. Но в качестве оснований для принятия этого решения упоминались только два условия: а) передача Ватопедом Государству 38 000 стремм (3 800 гектар) земли в Халкидиках для расселения беженцев из Восточной Фракии и Малой Азии; б) обязательство Монастыря содержать Афониадскую Школу доходами от рыбных садков озера. Указ также предполагал заключения последующего Договора о возвращении озера.
Необходимо отметить, что до этого, в 1922 г. профессора юридического факультета Университета Афин двумя экспертными заключениями подтвердили права Обители на владение озером Вистонида. Надо отметить, что эти люди были самыми выдающимися представителями правоведения в Греции тех времен. Позже Земельными Службами номов Ксанфи и Родопы этим территориям были выданы соответствующие Титулы, которые побудили Консультативный Совет Народных Имуществ и Обмениваемой Собственности абсолютно законно и единогласно признать права владения за Монастырем. Это признание зафиксировано в четырех (4) заключениях принятых в разные времена, разными составами участников и при разных правительствах в период с 1998 по 2004 гг.
К сожалению, Государство обмануло Монастырь, нарушив условия соглашения. Получив 38 000 стремм (3 800 гектар) земли, оно не возвратило озеро Обители. Тогда Монастырь обратился за помощью к Государственному Совету (τό Συμβούλιο τής Επικρατείας) и был оправдан. Было решено подписать наконец-то Договор, предусмотренный Указом 1924 г., на основе которого озеро было бы возвращено Монастырю.
Но Министр сельского хозяйства, подписывая Договор и искаженно толкуя положения Указа, вынудил Обитель выплачивать также процент от рыбного дела Государству, несмотря на то, что Указ не предполагал никаких других условий кроме вышеупомянутых двух.
Таким образом важные пункты Договора были составлены вопреки Указу 1924 года в ущерб Монастырю. Но и этого не было достаточно. В 1935 г. Государство принудительным законом своевольно упразднило те условия Договора, по которым Монастырю предоставлялись права и оставило только те пункты, по которым у Обители забиралось 38 000 стремм (3 800 гектар) земли. Таким образом, мы имеем дело с односторонним нарушением Договора.
Монастырь попытался реабилитировать Указ 1924 г. и добился этого изданием толковательного Указа в 1941 году. Но после 1950 года он уже не мог отстаивать свои права, потому что в Обители, как и на всей Святой Горе в то время, из-за войн сороковых годов и последующих внутренних нестроений в Греции, проживала крайне малочисленная и немощная братия.
В 1990 г. монах Иосиф и его братия (в том числе и будущий игумен Монастыря иеромонах Ефрем), подвизавшиеся ранее в Неа Скити («Новый Скит»), перешли в Ватопед.
В 1995 г. государство стараясь отобрать также и островок, находящийся на озере, потребовала от Монастыря предоставить соответствующие Титулы. В результате после исследований, которые согласно законам государственные службы провели в 1999 г., Монастырь наконец-то был оправдан.
Дело восстановления правосудия согласно Указу 8/10 апреля 1924 г., имеющему силу до сих пор, продолжалось до 2003 г., когда Монастырь окончательно был оправдан правительством партии ПАСОК, а позже правительством партии Неа Димократия.
Но некоторым деятелям, преследующим свои личные политические и другие интересы, не нравилось присутствие Обители в пределах озера. Начиная с 2004 г. делались попытки понудить Правительство, чтобы оно сделало обмен озера на другие недвижимости. К 2008 г. обмен состоялся.
Подчеркиваем, что этот обмен совершился по инициативе и решению Правительства партии Неа Димократия, а не Монастыря. Оценку обмениваемых земельных участков и озера Греческое Государство поручило независимому государственному полномочному органу, «Σώμα Ορκωτών Εκτιμητών» («Сόма Оркотόн Ектимитόн», специалисты по оценке имущества). Сама оценка совершилась на основе международных и европейских стандартов. Обитель в этом процессе не принимала никакого участия.
Казалось бы после 13 лет разбирательств (т.е. с 1995 до 2008 гг.) дело должно было быть закрытым. Но некоторые решили воспользоваться им для того, чтобы создать проблемы Святой Горе и тогдашнему Правительству.
Так в 2008 г. началась, и продолжается по сей день, грязная кампания против Обители Ватопед, подобной которой не существовало никогда в истории святогорских обителей. СМИ представили вышеупомянутый обмен как черное предпринимательство и обвинили монастырь и его Игумена архимандрита Ефрема в обмане целого ряда государственных чиновников и министерств.
Монастырь, ради сохранения мира и любви снова пошел на уступки, предложив возвратить недвижимость, которую получил в результате обмена, но Правительство не приняло предложение, потому что его не интересовала возможность ущерба Государства (все дело-то ведь было ложным, притворным), а хотело воспользоваться делом в политических и других понятных целях.
На наш взгляд, клеветнические обвинения, выдвинутые Монастырю, преследуют следующие цели:
а) Создание прецедента игнорирования исторических Титулов, а значит и закрепленных ими имущественных прав всех древних Православных Патриархий (Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима).
б) Игнорирование Договора между Обителью и Государством и Указа 1924 г., в результате чего Монастырь в конце концов остается без имущества.
Для достижения этих целей были выдуманы некоторые журналистские ухищрения:
а) Будто озеро это только вода и не имеет никакой цены. Этим нарочно игнорируется тот факт, что там существуют рыбные садки, рыбопроизводство, рыбовыводительные центры, участки пригодные для возделывания, пастбища и т.д. Выдумка о воде повторяется СМИ и по сей день.
б) Будто была недооценена недвижимость государства, в то время как недвижимость оценили государственные службы и их оценки позже были перепроверены. К тому же, вторичный контроль доказал законность процедур. Но, к сожалению, результаты контроля были намеренно скрыты от общества.
в) Что на обмениваемых территориях есть места, которые представляют археологическую ценность. Но и это по закону не является препятствием к обмену или продаже.
г) Якобы леса были переданы как лесные участки. Но даже если бы это было так, цена недвижимости не меняется. Все обвинения – выдумки журналистов без научного или законного подтверждения.
К делу примкнул бывший Прокурор Ареопага г-н Санидас, который совершенно любопытным образом проник в гражданскую часть дела и превратил его в уголовное, аргументируя это тем, что в силе быть должен не Указ 1924 г., а Договор 1930 г., согласно которому Государство отбирает по сути все имущество Обители, т.е. 38 000 стремм (3 800 гектар) в Халкидиках и озеро (так как, по его словам, монастыри вообще не должны иметь имущества!). Таким образом, он вынес приговор до судебного разбирательства и передал его, чего не должен был делать, СМИ. Также Средствам Массовой Информации была передана судебная документация, хотя это запрещено законом.
Прошло три с половиной года. Были проведены всяческие контроли, которые не обнаружили как ни следа подкупов, так ни личных счетов или личного имущества монахов. Тем не менее, были незаконно арестованы не только полученные в результате обмена деньги и имущество, но и все счета Обители, которые никакого отношения к делу озера или обмена вообще не имели.
СМИ поносят Монастырь и Святую Гору представляя Монастырь сборищем худшим, чем шайка разбойников или наркоторговцев. Деньги Священной Обители, полученные законным путем и прозрачными процедурами между Государством и Монастырем за целых 13 лет, называют отмыванием черных денег.
В действительности же, эти деньги были бы израсходованы на восстановление храмов, исторических памятников, библиотек, музеев Обители, что всё вместе составляет приблизительно 100 000 кв.м. застроенной площади. До сих пор меньше, чем 1/4 памятников отреставрированы. Также нуждаются в ремонте половина зданий Обители, скиты святого Андрея, святого Димитрия, Колицу и десятки келлий. Реставрации требуют и более 400 000 реликвий, которые являются достоянием не только Православия, но и всей вселенской культуры.
Монастырь из-за экономической блокады затрудняется вести благотворительные дела и принимать паломников. И в то время, как Государство представляет монахов обманщиками, они 8 часов в сутки молятся в храме, а остальные часы посвящают безвозмездному служению и уединенной молитве.
С 1995 до 2008 министры обоих правительств признали права Обители и подписали предусмотренные законом экспертные заключения соответствующих Консультативных Органов. Поэтому вызывает недоумение тот факт, что обвиняются представители только одного Правительства. Считается, что Монастырь оказывал на них давление (моральное подстрекательство) тем, что отстаивал свои права в процессе.
Народ почитает Святую Гору и уважает ее монахов так как знает, что монахи Святой Горы подвизаются для стяжания добродетелей. Это естественное почитание святогорцев очень обеспокоило некоторых чиновников. Так, если кто-нибудь, испрашивая благословения, прикладывается к руке монаха, то это по их мнению, является самым большим моральным подстрекательством (именно такую формулировку употреблял главный прокурор г-н Санидас в Допросительной Комиссии Парламента (Η Εξεταστική Επιτροπή της Βουλής)). Такое якобы «подстрекательство» послужило основанием для разговоров о возможном предварительном заключении Игумена и монахов, которые этим занимались.
Дело Ватопеда по сути гонение. Целенаправленно создается такая атмосфера, в которой трудно сделать правильные выводы о деле.
Хотя экономический контроль показал, что Монастырем не было соделано ничего противозаконного, банковские счета и имущество Обители по прежнему находятся под арестом. Подавались прошения об открытии некоторых счетов, которые не имеют отношения к делу, но и они без причин были отвергнуты.
Подчеркиваем, что недопустимо отождествлять монахов с шайкой разбойников. Монахи нестяжательны и приносят себя в жертву ближнему, бескорыстно заботясь о сохранении уникальных духовных традиций, исторических памятников и реликвий вселенского православия.
Обитель в ущерб себе неоднократно шла на уступки, доказывая этим свое мирное расположение. Государство со своей стороны должно наконец-то завершить дело, прекратить гонения и открыть незаконно арестованные счета Монастыря.
Читайте также:
Заявление Фонда Андрея Первозванного в связи с ситуацией вокруг Ватопедского монастыря
Христофор Козмидис: Вопрос о пребывании игумена Ефрема скорее решается в пользу тюрьмы
Архимандрит Ефрем пока находится в монастыре