После службы в храме ко мне подошла молодая женщина и, заметно волнуясь, сказала:
— Батюшка, мы с мужем недавно переехали сюда из Америки, он у меня американец… Мы с ним много лет празднуем День благодарения. Скажите, можно ли нам праздновать его и здесь, в Москве, не грех ли это?
— Почему же грех? — удивился я.
— Ну, мало ли… Мы с ним оба православные. А праздник приходится обычно на начало Рождественского поста, а там же полагается индейка… Но там, в Америке, и батюшки американские, и церковное начальство всегда всех благословляют отмечать!
— Ну вот, говорю, и хорошо, что благословляют… На доброе здоровье.
«Как вы можете одобрять такое! — воскликнет какой-нибудь ригорист. — Неправославный праздник! Загнивающий Запад!..» Неправославный, да. Но нам, современным россиянам, неплохо было бы внимательнее присмотреться к Дню благодарения — на мой взгляд, он заслуживает этого куда больше, чем позаимствованный нашим обывателем монструозный Хэллоуин или ванильно-паточный День святого Валентина…
День благодарения, один из самых популярных праздников в США, отмечают в четвертый четверг ноября. Впервые он был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего.
Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первую голодную зиму. Колонисты — а все они были христиане, пусть и не православные, а протестанты — привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл: они видели в нем способ поблагодарить Бога за Его милости.
День благодарения стал государственным праздником в США и Канаде после соответствующего указа первого президента страны Джорджа Вашингтона в 1789 году. С Днем благодарения связан ряд традиций, которые американцы свято хранят. Все члены семьи обязательно должны сходить в церковь, а после службы собраться за праздничным столом, обычно — младшие члены семьи в доме старших.
В преддверии Дня благодарения американцы стараются накормить и как-то порадовать тех своих ближних, которым не повезло в жизни, благотворительность в связи с этим праздником считается доброй традицией. Скажем, на станциях метро устанавливаются особые столы, на которые все желающие могут класть свои пожертвования, в том числе продукты (нуждающихся во всем этом, тех, кого мы называем «бомжами», в США, как и у нас в России, хватает). В канун праздника благотворительные организации раздают нуждающимся собранные подарки, а для бездомных организуют обеды.
Индейка — непременный атрибут Дня благодарения, в воспоминание о том, что на первом празднике колонисты и индейцы зажарили и совместно съели четырех индеек, подстреленных в ближайшем лесу. Такой же атрибут праздника — большой сладкий тыквенный пирог и костюмированные шествия, напоминающие американцам о важных событиях их истории.
Этот день многие этнографы возводят к общечеловеческой традиции, присущей всем земледельческим народам — на исходе осени благодарить Бога за Его дары, за плоды земли. Это — благодарность человеческого сердца Богу и просто за жизнь, за тепло семейного очага, за крепкие руки отцов и дедов, которые поддерживают детей и внуков в их шагах на земном пути…
Вот этот смысл праздника — благодарность — видится мне очень важным. Благодарность — то, чего так остро не хватает нам сегодня в нашей суетной, судорожной, поверхностной жизни…
Бог — Отец, мы — дети. Дети подчас инфантильные, капризные, неумные, жестокие, эгоистичные, словом — грешные. Но любимые Отцом. И как часто, выпросив у Него тех или иных благ, мы не удосуживаемся даже спасибо сказать, убегая снова в нашу круговерть жизни… А еще чаще — мечтая о несбыточном, не ценим то хорошее, что уже есть у нас.
Не ценим того, что еще живы наши родители, и мы пока еще можем подержать их за руку, сказать им теплое слово, хотя бы и по телефону. Не ценим того, что рядом с нами — муж, жена, дети, друзья, такие привычные, но такие уязвимые, ведь жизнь — это война, на которой не щадят никого.
Не ценим быстротекущего времени, минут покоя и счастья, домашнего тепла, накрытого стола, того, что мы пока еще живы и здоровы, но растрачиваем блага земные, не задумываясь о том, что в основе их — благословение Божие нам, грешным, странникам на этой земле…
Святые отцы и подвижники говорят о том, что благодарность Богу за всё — лекарство от многих духовных болезней, в частности, от уныния, акедии, поразившей современного человека до самых основ его естества, выражающейся в широко распространившихся депрессиях и неврозах.
Евхаристией, благодарением, называется самая сердцевина Литургии, собрания верных, во время которого Христос Господь снова и снова приносит нам в дар, чтобы быть единым с нами, Тело и Кровь Свои…
«Да за что нам благодарить-то?! — воскликнет кто-то. — Нам, россиянам — кого и за что?! Отцов и дедов благодарить, которые устроили революцию, обмотали Россию колючкой ГУЛАГа, уничтожали друг друга в борьбе за „светлое будущее“? Говорить „спасибо деду за победу“, когда он проливал кровь в боях за чужие страны, а в своей так и не мог наладить человеческой жизни? Благодарить власти, которые у нас в России испокон веку равнодушны к нуждам своего населения? Благодарить за безобразное состояние наших дорог, нашей медицины и образования, за умирание деревни, за коррупцию и беззаконие, за нищенские пенсии, за невозможность дать детям приличное будущее?»
Да, список горючих и болючих претензий к жизни у нас велик. Но всё-таки, всё-таки — подумаем вот о чем: изменить окружающий мир во все века пытаются все, и ни у кого это не получается. Истоки благодарности нужно искать и взращивать прежде всего в своем собственном сердце.
Примерно об этом говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и вокруг тебя спасутся тысячи…» И памятны нам слова святителя Иоанна Златоуста: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога, и худое прекратится».
Вот как раз напоминанием об этом многим людям служит праздник День благодарения, праздник, по происхождению своему христианский. Многим людям — но, увы, пока еще не нам, обитателям одной шестой части планеты (или уже не одной шестой — сколько ее там на данный момент осталось?)