Мысли о самоубийстве возникают задолго до него
Решение ребенка о самоубийстве и его реализация происходит не одномоментно, а в течение недель, а то и месяцев, и все это время сопровождается сигналами бедствия, направленными к взрослым: мне плохо, мне невыносимо плохо. К несчастью, большинство причин, толкающих детей и подростков на самоубийство, не замечаются или не признаются горем во взрослом мире.
Самоубийца всегда одинок. Его чувства – брошенность, невозможность обратиться хоть к кому-то, одиночество, «загнанность в угол», часто в сочетании с переживанием вины и страхом осуждения.
Причиной суицида могут стать неблагополучная семейная обстановка или длительные стрессы, связанные с внешними обстоятельствами; неудачи и унижения в личных отношениях, особенно в первой любви; насилие; беременность; расставания и измены; ссоры с друзьями; несправедливые обвинения; утраты. Все это переживается как неисправимое, конечное.
Часто на принятие решения о суициде действует также и иррациональное понимание смерти самоубийцей (желая умереть в невыносимой ситуации, в действительности он хочет улучшить, изменить ее, а не убить себя), поэтизация паранормального, максимализм.
В числе прочих факторов суицидального риска, судя по современным данным, все чаще оказывается тревожность. Боязнь будущего (страх, направленный в будущее, о котором сообщают подростки – самоубийцы) — классическое определение тревожности. В современном мире это одна из самых распространенных психологических проблем, которая стала почти всеобщей, в том числе, у детей и подростков.
Почему растёт тревожность
В значительной мере факторами развития тревожности оказываются отчужденность человека от его актуального состояния, так называемого «здесь-и-сейчас», и культурно-обусловленный «диктат успеха».
Первый фактор связан с неспособностью взрослых находиться в настоящем: типичное «учись хорошо, а то не поступишь, будешь нищим, станешь дворником» — пример высказывания, не порождающего ничего, кроме тревоги. Вместо обращения к реальной актуальной ситуации взрослый рисует негативное будущее.
Тревога растет и потому, что в большинстве семей гласно или негласно существует запрет на выражение эмоций – иногда всех, иногда некоторых, признанных «негодными». Но невыраженная эмоция не становится несуществующей. Задача здоровой семьи – научить ребенка выражать все чувства, а не запретить им проявляться.
Второй фактор тревожности – активно тиражируемая идея успеха. Понятия преуспевания, престижа, достижений, причем понимаемых узко, примитивно-гедонистически, меркантильно, становятся прессингом, выдержать который способен далеко не каждый. При этом утрачена идея аскетизма – не только в религиозном смысле, но и в целом как способности к самоотречению, терпению, отказу от чего-то.
По меткому выражению психолога К. Кеннета, массовая культура очарована полуфабрикатами и супергероями — обещаниями всего того, что избавляет от труда. Для подростков это особенно трудно. Этот возраст нацелен на достижения, самопрезентацию, открытие себя. Если вместо поддержки и принятия подросток встречает морализаторство, указания, сравнения, критику, обещания неудач, он попадает в зону риска.
Причина самоубийства – депрессия. Как распознать?
Однако обычно как психологическое состояние, предшествующее суициду рассматривается не тревога, а депрессия. Типичные симптомы депрессии — подавленность, тоска, чувство вины и безысходности, часто с мыслями о смерти, иногда физически ощущаемыми как тяжесть в груди; снижение активности, памяти, креативности; трудности в принятии решений; апатия, слабость, вялость; суточные колебания состояния с некоторым облегчением к вечеру; плохой сон.
При наличии депрессии о вероятности суицидальных попыток могут свидетельствовать такие признаки:
- «триада Бэка»: негативная оценка прошлого, настоящего и будущего;
- высказывания о своей ненужности, виновности, грехе;
- чувство бессмысленности жизни, нежелание строить планы;
- внезапное успокоение после длительного периода тоски;
- накопление лекарственных препаратов;
- разговоры о самоубийстве, фантазии на эту тему, акцентирование внимания на эпизодах суицидов в СМИ, в произведениях культуры;
- появление литературы о суицидах, просмотр соответствующей информации в интернете;
- разговоры ребенка о том, что он никому не нужен, что в том случае, если он исчезнет, его никто не будет искать, не заметит его отсутствия;
- маскируемые попытки ребенка попрощаться с родителями и близкими – непривычные разговоры о любви, дарение друзьям своих любимых и ценных вещей.
Если вы видите что-то из этого списка в поведении вашего ребенка, незамедлительно обратитесь к психологу или психотерапевту.
Как не надо общаться с детьми
Сейчас семья, школа, общество в целом в один голос транслируют идентичные лозунги: будь успешен, улыбайся, не напрягайся, будь модным, выгляди хорошо. На поддержку нет времени, понимание заменяется на фразу «все будет хорошо», провал карается. Но чтобы дети не уходили из жизни добровольно, очень важно, чтобы их родители умели:
- любить ребенка таким, какой он есть, позволять ему быть самим собой, а не исполнителем маминых и папиных амбиций;
- не считать себя правым и непогрешимым; чаще вспоминать собственное детство, чтобы уметь ставить себя на место ребенка;
- извиняться за свои ошибки и неправоту. Помните слова Д.В. Винникотта: хорошая и плохая мать отличаются не наличием ошибок, а тем, что они с ними делают;
- уметь слушать, признавать события жизни ребенка не менее важными, чем события жизни взрослого;
- считаться с мнением ребенка, учитывать его в реальных делах семьи, советоваться с ним;
- не унижать, не запугивать, не насмешничать, не применять насилия; не ругать публично, не сравнивать с другими детьми (если есть необходимость сравнить, сравнивайте ребенка с ним самим в другие периоды его жизни);
- при возникновении у ребенка неудач общаться с ним так, как общались бы с другом, попавшим в беду – поддерживая, разрешая выразить эмоции, помогая, а не превращаясь в испуганного или карающего родителя;
- быть правдивым, рассказывать о разных сторонах жизни;
- обеспечить ребенку право на приватность, собственную территорию, вкусы, ошибки, решения;
- уметь самому просить о помощи, не стесняться быть «слабым» и позволять это ребенку, но и не выручать его в тех делах, где он сам может справиться;
- быть примером в делах, а не на словах, не превращать религию в наказание для близких, помнить, что вера – это милосердие и любовь, а не назидание и ритуал.
Но даже если дома все прекрасно, никого нельзя считать застрахованным от детского суицида. Поэтому если вы видите любые непонятные или тревожные симптомы в поведении ребенка, важно немедленно обратиться за помощью к специалистам.