43% россиян не видят ничего общего между терроризмом и исламом – опрос общественного мнения
По результатам Всероссийского репрезентативного опроса, проведенного Службой СРЕДА, большинство россиян уверено, что люди разных вероисповеданий в России обязаны жить в мирном соседстве друг с другом. Об этом сообщили 93% от числа всех опрошенных. При этом 40% российских граждан считают, что терроризм и ислам связаны между собой. Также 77% россиян заявили, что необходимо сотрудничество государства и Русской Православной Церкви для повышения уровня межрелигиозной и этнической терпимости. Чаще об этом говорили мусульмане и православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви.
Результаты опроса комментирует диакон Георгий Максимов, кандидат богословия, преподаватель Московской Духовной академии, религиовед, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Научно-консультативного совета при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма.
Любовь вместо терпимости
Дьявол посредством ненависти, вражды и зависти разделяет людей, а Бог соединяет их посредством истины и любви. Поэтому христиане верят, что когда мы стараемся преодолеть вражду и вносить мир и любовь среди людей, то мы становимся немножко похожи на Бога и на нас исполняются слова Христовы: «блаженны миротворцы» (Мф. 5:9).
Честно говоря, мне не очень нравится слово «терпимость», хотя оно и вошло в официальный обиход. Недостаточно просто терпеть других людей, которые отличаются от нас национальностью, религией, политическими взглядами. Господь не сказал «терпи ближнего своего», но «возлюби ближнего своего».
Заповедь о любви к ближнему — это путь исполнения самой главной заповеди — о любви к Богу, потому что «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4:20). Когда у Господа спросили относительно этой заповеди, «кто ближний мой?», Он рассказал притчу про доброго самарянина, свидетельствующую о том, что ближний — это не просто «свой» по национальности и вере человек — это всякий человек, с которым Господь сводит нас в этой жизни.
Древний русский святой прп. Феодосий Печерский ещё в XI веке говорил: «Если увидишь нагого или голодного, или в беду попавшего – будет ли то иудей или мусульманин… – ко всякому будь милосерден, избавь его от беды, как можешь, и не лишен будешь награды у Бога». Но, что касается собственно сотрудничества Церкви с государством, то мы подходим к очень важной теме. Дело в том, что существует принципиальное отличие между взглядом православного христианина и взглядом светского человека на условия установления мира между людьми разных вер и убеждений, проживающих в одном государстве.
Искренний православный христианин должен смотреть на иноверца глазами любви. И очень часто бывает, что когда мы перестаём смотреть на «чужих» с недоверием, подозрительностью, неприязнью, страхом, и начинаем смотреть глазами Христовой любви, то перед нами оказывается вдруг не какой-то подозрительный или неприятный тип, а живой, страдающий человек.
И когда мы его видим таким, то возникает мысль: что я могу сделать для этого человека, чтобы облегчить его ношу? И когда православный христианин делает это ради Христа и с молитвой, то часто даже через самые простые вещи, самую элементарную помощь, поддержку, внимание, даже вежливость, рождается не просто «терпимость» — рождается мир, любовь и радость в отношениях нас с людьми другой веры.
В нашем мире большой дефицит добра, и каждое доброе дело, совершаемое во имя Христа, это семя, которое вырастёт в крепкое дерево нелицемерной дружбы. И чем больше будет таких семян в нашем обществе, тем больше оно будет меняться к лучшему. Но для православного человека очень важно то, что наша любовь к человеку не означает, что мы должны при этом любить все его взгляды и убеждения, тем более такие, которые противоречат истине Христовой.
Для верующего человека истина превыше всего. Многие светские люди не понимают этого, и им кажется, что добиваться межрелигиозного мира нужно так, чтобы заставить верующих людей разных религий отказаться от веры в истину и признать, что все остальные религии столь же истинны. Об этом говорил ещё святой Николай Сербский в прошлом веке: «Христианам строго заповедано милосердие ко всем людям, независимо от их вероисповедания, но в то же время и строгое хранение истины Христовой.
Как христианин, Вы можете пожертвовать для иноверного имением и жизнью, но истиной – никогда». К сожалению, люди, равнодушные к истине, не понимают этого и даже думают, что именно в этом проблема. Многие люди всерьёз считают, что будто бы сказать: «моя вера истинная, а те, которые ей противоречат — ложные» уже является экстремизмом.
Но это не так. Если мы любим человека, который допустил ошибку и сказал, что 2+2=5, то это не значит, что мы должны любить его ошибку и заявлять, что 2+2=5 и 2+2=4 это одинаково верные утверждения. Человек не тождественен своим ошибкам. Если человек в чём-то ошибается, то это совсем не повод его презирать или ненавидеть, напротив, это повод ещё больше любить его и сострадать ему.
Поэтому, возвращаясь к нашему вопросу, если сотрудничество государства и Церкви будет происходить в сфере создания условий и поощрения деятельной любви и взаимопомощи между людьми разных национальностей и религий, то такое сотрудничество будет очень полезным для общества. Если же восторжествует точка зрения тех, кто считает, что государство должно насаждать среди последователей всех религий плюралистические взгляды и подавлять всякое убеждение в истинности и единоспасительности своей веры, то это не только не создаст условий для мирного сосуществования, но породит принципиальный конфликт между искренне верующими людьми и государством, что в итоге только дестабилизирует наше общество.
Читайте также:
43% россиян не видят ничего общего между терроризмом и исламом – опрос общественного мнения
Роман Силантьев, исламовед: Люди часто не разделяют традиционных мусульман и ваххабитов