Протодиакона Андрея Кураева отчислили из профессоров МДА — комментарии
Это стало одной из самых обсуждаемых тем первых дней 2014 года.
Пресс-служба МДА: Заявление Ученого совета
В ходе заседания был также рассмотрен вопрос об отсутствии со стороны протодиакона Андрея Кураева положительной реакции на постановление Ученого совета от 12 марта 2012 года, в котором ему братски напоминалось, что: «звание профессора Московской духовной академии налагает высокую ответственность за форму и содержание публичных высказываний, поскольку по ним судят и об учебном заведении, и о всей Церкви».
Ученый совет констатировал, что протодиакон Андрей Кураев регулярно выступает в средствах массовой информации и в блогосфере с эпатажными публикациями, и что его деятельность в этих областях остается в ряде случаев скандальной и провокационной.
В связи с этим Ученый совет постановил отчислить протодиакона Андрея Кураева из преподавательского состава и исключить его из числа профессоров МДА, имея при этом в виду, что звания профессора он был удостоен в другом высшем учебном заведении.
Протодиакон Андрей Кураев: Справедливостью будет возвращение чистоты жизни казанским семинаристам
В эфире телеканала «Дождь» протодиакон Андрей Кураев ответил на вопросы о своем увольнении.
— Скажите, за что же вас уволили?
— Насколько я могу судить по сообщению пресс-службы МДА — за те суждения в блогосфере, которые показались эпатажными Ученому совету. Для меня как профессионала это радостная формулировка — это означает, что ко мне как к профессору Академии — тем лекциям, которые я читал, тем книгам, которые я написал по своему предмету «Миссиология», — нет претензий. Это хорошо.
— Разве до вас кого-нибудь когда-нибудь увольняли из Московской духовной академии за высказывания в блогах?
— За это уволили Василия Осиповича Ключевского, который 36 лет преподавал в МДА, а затем баллотировался в Госдуму по списку не монархистов, а кадетов. Но его все же не Ученым советом увольняли. Было решение Синода, ректор настоял — а так, чтобы всех коллег замарали, — это впервые.
— А почему коллеги не высказались против?
— Я не был на Совете, это произошло в мое отсутствие, у меня были, к сожалению, похороны близкого мне человека, но мне рассказывали, что были разные голоса и по сути и по процедуре. Значительная часть профессоров МДА, это еще и профессора и выпускники МГУ — это люди университетской культуры. И в моем сознании — а я 20 лет преподаю в МГУ, как и в сознании других выпускников МГУ немыслимо чтобы ученый совет МГУ увольнял профессора за то, то он делает вне университетского пространства, за частные высказывания в блоге. Даже в советские времена это было немыслимо.
— То есть вас легализовали как церковного диссидента?
— Знаете, это очень странное решение, нелогичное. Если Академия увольняет меня за то, что я сделал что-то не то в моем блоге, что-то вынес наружу, что-то рассказал из церковных тайн, это мгновенно означает, что вся блогосфера бросается ко мне. Происходит — говоря языком Интернета — усиление аудитории, многократное усиление аудитории. То есть эффект ровно обратный. Они хотели что-то скрывать. Напротив, это стало предельно очевидно.
— То, что начальство следит за вашим блогом — это, с одной стороны, лестно для вас, с другой стороны — были ли такие намеки раньше?
— Намеки такие были, в том числе в ситуации с Пусси Райт, когда мое мнение разошлось с официальным мнением Патриархии. Понимаете, мы говорим о вопросах, в которых речь идет о моей совести.
Протоиерей Максим Козлов: К сожалению, отец протодиакон не услышал то братское увещание, которое имело место уже более полутора лет назад, в марте 2013, когда его корпорация его уже просила заботиться о достоинстве того места, в котором он призван служить, просила прекратить эпатажные провокационные выступления в сфере массовой информации. Проблемы, которые есть в Казанской семинарии, и которые, в частности, привели к увольнению проректора, они, как и в любой духовной школе, те или иные проблемы есть, они рассматриваются. Увольнение о. Андрея из профессуры МДА никак не следует связывать с данным казанским делом, в этом смысле он принимает желательное за действительное.
— Что это за казанское дело?
— Это беспрецедентный случай — увольнение профессора посреди учебного года. не в конце, когда можно было не продлить контракт. Ясно, что именно сейчас что-то произошло, не когда-то в прошлом. В прошлом у меня было расхождение по поводу Пусси Райотс, но они сейчас на свободе. Сейчас эта тема неактуальна.
Я жестко высказывался по поводу суррогатного материнства Филиппа Киркорова и Аллы Пугачевой, но моя позиция теперь — это официальная позиция Церкви. Посмотрите заявление Синода в конце декабря о суррогатном материнстве.
Поэтому единственное, что могло считаться скандальным — это казанское дело. В конце декабря комиссия во главе с о. Максимом Козловым ездила в Казань в ответ на многочисленные жалобы семинаристов на сексуальное домогательство со стороны руководства этой семинарии. Они пробовали обращаться к местному митрополиту много лет. Комиссия съездила и к чести о.Максима — подтвердила правоту их. Проводилось анкетирование семинаристов — из 74 42 или больше сказали, что домогательства имели место.
Проректора, которого обвиняли, уволили с поста проректора, но в полицию это не было передано. А начальник, пристающий к подчиненному — это статья. Не было обращения в прокуратуру, не было церковного суда, не было заявлено, что это будет сделано, не было снятия сана или запрета, ему тут же был оформлен свободный полет, он стал искать себе новое место благоустройства и нашел его в Тверской епархии. Я об этом написал, но не я первый, я взял это из казанской прессы.
Затем когда местные семинаристы увидели, что я на их стороне, они стали слать мне свои иски. В частности они прислали мне выступление митрополита Анастасия перед ними после отъезда комиссии, дескать, как вы смеете жаловаться, мы вас поим-кормим, а вы меня предали и так далее.
— Вы ждали какой-то реакции?
— Нормальная реакция — это то, что результаты проверки о. Максима Козлова передаются в Следственный комитет. Пока получается, что скандал в Казанской семинарии, а увольняют за это почему-то меня.
— Наш спикер пояснил, что вы выдаете желаемое за действительное, и мотивы были другие.
— Он кривит душой и выдает желаемое за действительное. Иных мотивов нет.
— Он сказал, что вас о чем-то предупреждали и вы тогда не услышали.
— В марте было заседание Ученого совета, посвященное мне, специально созванное: в марте у нас обычно не проводятся заседания, только в конце декабря и в конце мая. Был один вопрос на повестке дня — Кураев и Пусси Райотс. Но мои заявления не были скандальными — предложение накормить блинами — что здесь эпатажного? Что здесь скандального?
— Были ли раньше такие скандалы?
— Были. Например, в Екатеринбурге в 1994 году был скандал с епископом Никоном Екатеринбургским, но только когда это ушло в прессу. Патриархия не реагировала никак. Когда возникла перспектива уголовного дела и начала реагировать пресса федерального уровня, тогда со скрежетом послали проверяющую комиссию из Патриархии и решение было такое: уволить всех. Епископа — по формулировке — за то, что не контролирует ситуацию в епархии. То есть не за педофилию, а за то, что писк послышался за стенами епархии.
— Что в ваших высказываниях в блогах еще могло повлиять?
— Все остальное многолетно проверено в рамках нормальной богословской дискуссии.
— Вы будете пробовать опротестовать решение?
— Я думаю, что это будет неприятно моим коллегам. Я не люблю появляться там, где меня не ждут. Пусть даже Патриархия заставит переголосовать — все равно будет неприятно. Люди свое решение так или иначе приняли, пусть и с нарушением протокола.
— То есть вы не хотите бороться за справедливость?
— Для меня справедливостью будет, если будет возвращена чистота жизни казанским семинаристам.
— Вы пишете, что «официальная позиция РПЦ» по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом…
— Нет такого термина в Библии и в древних канонах Церкви. Есть заповеди, есть церковные догматы, каноны — мы их все знаем. Но нет такого правила, что если церковное руководство дало какой-то комментарий к общественно-политической жизни то все члены Церкви должны с этим согласиться. Все комментарии неизбежно партийны, то есть это мнение части (слово «партия» — от слова «часть»). А Церковь объединяет людей на основании веры во Христа. Поэтому Церковь не может ставить политический партийный фильтр при входе в себя и не может требовать политической лояльности.
Есть в Церкви 5 человек — Патриарх, митрополит Иларион, прот. Всеволод Чаплин, Владимир Романович Легойда — у них такая тяжелая работа — вести GR — диалог с правительством — они вынуждены говорить комплименты правительству. Но они не требуют, чтобы все священники в своих проповедях то же говорили.
Я уже 20 лет преподаю в МГУ, уже сейчас получаю очень интересные предложения от разных университетов в Москве и за рубежом, моя писательская работа всегда со мной. Я не настолько идиот, чтобы занимать позицию человека, которого ссадили с поезда, а он издалека кричит: «Вы без меня теперь разобьетесь!». В Церкви все будет нормально, в Академии замечательные люди остались, которых я уважаю и ставлю выше себя по богословскому уровню. Я не собираюсь уходить из Церкви. Патриарх Кирилл — это мой канонический Патриарх.
— Вы не боитесь дальнейших преследований?
— Не исключено, что меня исключат еще из нескольких комиссий, где я состою. Возможно лишение меня сана. Наверное, епархии будут бояться приглашать меня с лекциями. Если епископы будут бояться меня приглашать — как заниматься миссией? Мне говорят: «Пишите книги» — покажите мне то издательство, которое согласится меня издавать. Придется больше выходить на светское поле.
Комментарии
Протоиерей Владислав Цыпин,
профессор Московской духовной академии прокомментировал причину исключения протодиакона Андрея Кураева из профессорского состава
«На Совете Академии не шла речь о позиции отца Андрея по вопросам богословским, церковно-историческим, или по вопросам отношений Церкви, государства и общества. Причиной стали вопросы этические. Поскольку отец Андрей около двух лет назад уже был предупрежден о необходимости изменить тон своих публикаций, ввести его в рамки церковного этикета, но этим предупреждением пренебрег, то у Духовной академии не оставалось иного выбора, кроме принятия административных мер».
Протоиерей Всеволод Чаплин:
с пониманием отнесся к решению об исключении из числа профессоров Московской духовной академии (МДА) протодиакона Андрея Кураева, отметив, что подчас его высказывания воспринимались как противоречащие документам, которые выражают соборную волю Церкви. «Я ему (Кураеву — ред.) не судья и не начальник, но решение принято профессорско-преподавательской корпорацией Московской духовной академии; по-моему, достаточно четко объяснено. Я лично мог бы добавить только одно: посещая регионы, встречаясь с духовенством и мирянами, я постоянно слышу вопросы о некоторых высказываниях отца Андрея, и вопросы это критические», — сказал РИА Новости Чаплин на просьбу прокомментировать решение руководства МДА по поводу Кураева. Как пояснил священнослужитель, многие люди, с которыми ему приходилось встречаться, «считают, что ради того, чтобы сделать оригинальное и неожиданное высказывание, он подчас уходил достаточно далеко от соборного самоощущения нашей Церкви, от позиций, которые разделяются абсолютным большинством ее духовенства и мирян». Эти высказывания Кураева «подчас противоречили документам, в которых выражена соборная воля Церкви», добавил собеседник агентства.
По словам Чаплина, яркое, оригинальное, нестандартное высказывание — это не всегда плохо, и «сегодня, чтобы докричаться до людей, иногда нужно говорить кратко и ярко».
«Но по многим вопросам — вспомним хотя бы историю с кощунством в храме Христа Спасителя или взгляд на российскую государственность, на принципы устройства церковной жизни, на возможность обращения христианина к власти для защиты значимых для христиан ценностей и святынь — мнение отца Андрея довольно сильно расходилось с тем, что думают и о чем говорят, за немногими исключениями, практически все пастыри и миряне нашей Церкви. А прислушиваться к их голосу стоит, потому что этот голос лежит в русле православной традиции, основанной на Евангелии и являющейся Божиим откровением людям», — отметил представитель РПЦ.
Протоиерей Максим Козлов
По словам протоиерея Максима Козлова, решение об исключении Кураева из числа профессоров МДА «касается человека, выступающего в публичной сфере, — это не какое-то дисциплинарное обвинение или нарушение профессиональной дисциплины внутри корпорации».
Прот. Максим Козлов отметил, что протодиакон в свою очередь «не поставил Ученый совет академии в известность о том, что он не будет на нем присутствовать». Как отметил священнослужитель, способы принятия решений на Ученом совете различны. «Абсолютное большинство вопросов, которые обсуждаются на Совете, не предполагают голосования руками и уж тем более какого-то тайного голосования. У нас академическая корпорация, семья, где люди обсуждают друг с другом те или иные вопросы, и когда ясно, что консенсус и общее видение ситуации достигнуто, то это не требует каких-то формальных процедур с подсчетом голосов», — сказал прот. Максим Козлов РИА Новости.
«Странно говорить, что мы обсуждаем заявления человека, который не присутствовал сам (на заседании совета МДА) и пишет (о том, что там происходило) не известно с чьих слов, не известно какой степени авторитетности», — отметил прот. Максим Козлов.
Комментируя заявление протодиакона о том, что одной из причин его исключения стало его высказывание «о гомосексуальном скандале в Казанской семинарии», представитель РПЦ отметил, что «если отец Андрей хочет увидеть себя пострадавшим в Московской духовной академии за свою позицию по поводу Казани, то он принимает желательное за действительное».
Протодиакон Андрей Кураев: Остаюсь верующим православным христианином
Протодиакон Андрей Кураев заявил, что не изменит позиции: Быть может, разочаровывая ожидания некоторых людей, говорю, что я не изменился после вчерашнего. Это значит, что я остаюсь верующим православным христианином, считаю патриарха Кирилла каноническим главой Русской православной церкви, по-прежнему считаю, что «официальная позиция РПЦ» по актуально-политическим сюжетам в своей претензии на непогрешимость и внутрицерковную обязательность является богословским новоделом
Подготовлено по материалам открытых источников: Телеканал «Дождь«, РИА Новости, «Российская газета«.