Праздник Богоявления – Крещения Господня – это праздник Просвещения, день, в который Господь приоткрывает всем нам тайну, о которой Он в Евангелии от Иоанна (3:3-5) говорит фарисею Никодиму: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»
Самой заметной особенностью церковного Богослужения этого праздника является Великое Водоосвящение, которое совершается только в этот день, в память о принятии Иисусом Христом водного крещения от руки Иоанна Предтечи. Этот чин совершается дважды, в канун и в сам день праздника.
В конце праздничной литургии священство и верующие либо собираются у наполненной водой купели, либо совершают торжественную процессию к близлежащему водоему или водному источнику. Чин Великого Водоосвящения состоит из трех частей: пения особых торжественных песнопений – тропарей, чтения библейских текстов и особых молитв.
Тропари поются многократно, медленно и торжественно, на простую легко запоминающуюся мелодию, так что все молящиеся могут без труда понять смысл их текстов, запомнить и петь вместе с хором. В них в поэтической форме, но богословски точно раскрывается глубинный смысл события Крещения Господня. Если Рождество Христово иногда называют «второй Пасхой», то праздник Крещения Господня можно по праву назвать «второй Троицей».
Во-первых, впервые в библейской истории мы встречаемся со всеми тремя Лицами Святой Троицы одновременно – слышим глас Бога Отца, который открывает людям Богочеловечество Своего Сына, принимающего Крещение в реке Иордан, а Дух Святой, низходящий на Христа, зримо является нам в виде голубя. Во-вторых, этот день прообразует принятие Духа Святаго всеми нами через Христа, что более ясно является нам в день Пятидесятницы. Об этом нам и рассказывает первый тропарь Водосвятия «Глас Господень на водАх», зовущий нас ВСЕХ принять в явлении Христа «Духа Премудрости, Духа Разума, Духа Страха Божия».
Второй тропарь «Днесь вод освящается естество» повествует нам о том, что сама природа воды изменилась в результате Крещения Христа в Иордане. Эта мысль дополняется окончанием четвертого и последнего тропаря «Ко гласу вопиющаго в пустыни», восклицающего от имени Иоанна Предтечи и, в то же время, каждого христианина: «…Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех!» С этого дня вещество воды стало способным очищать грехи людей в церковном Таинстве Крещения. Знамением такого преображения свойств воды является агиасма – богоявленская святая вода, обладающая многими известными чудесными свойствами, которую мы и «почерпаем» в конце крещенского богослужения.
В третьем тропаре «Яко человек на рекУ» Церковь напоминает нам о величайшем смирении Божественного снизхождения, Бог не только принял человеческий образ, но идет принять крещение – как раб, как один из грешников. А ведь даже для благочестивых иудеев обряд Иоаннова крещения казался унизительным и позорным, ведь в те времена такой ритуал омовения совершался для принятия в иудаизм язычников, которые считались средоточием всякой грязи, греха и пороков.
Заключительный тропарь возвращает нас к евангельским событиям и, словами Предтечи, выражает наш трепет и недоумение при встрече с одной из величайших Божественных тайн: «Како просветит светильник света? Како руку положит раб на Владыку?» Но не только людей охватывает этот трепет, даже материальная вселенная, представленная водами реки Иордан «убояшася».
После пения тропарей совершается пять чтений: три пророчества Исаии, отрывки из Послания к Коринфянам и из Евангелия от Марка. Евангелие кратко напоминает нам о событиях Праздника. В апостольском чтении Христос сравнивается с камнем, из которого истекает живая вода Спасения, поившая еще ветхозаветных иудеев, а теперь напояющая христиан. А в предваряющих новозаветные чтения отрывках из Исаии речь идет о будущей Церкви Христовой, как об источнике Спасения всех народов, исцеляющем все недуги и утоляющем любую жажду. Лейтмотивом их являются слова: «Почерпите воду с веселием, от источник Спасения».
Затем возглашаются молитвы, и всенародные, и священнические, которые являются не только просительными – о ниспослании «благословления Иорданова» и о «приводящей в жизнь вечную» воде – но также в значительной степени благодарственными и славословными, прославляющими Бога как Творца и Благодетеля.
Последнее благословение воды совершается троекратным погружением в нее Креста под многократное пение тропаря праздника «Во Иордане крещающуся Тебе Господи», который еще раз в сжатой форме выражает мысли четырех начальных тропарей Великого Водоосвящения. После этого священник окропляет святой водой собравшихся, все возвращаются в храм, помещения которого тоже окропляются, и дальше поется благодарственная стихира «Воспоим вернии» и служится заключительная часть праздничной литургии.