Корреспондент AgionOros.ru побеседовал с афонским старцем Паисием Дионисиатским. Этот монах – отшельник. Большую часть времени он подвизается в одиночестве, приходя на богослужение в Дионисиат в дни больших Праздников. Сегодня мы публикуем продолжение этого разговора.
— Допустимо ли монахам переходить из монастыря в монастырь?
После того как послушник пройдет испытание и примет монашеский постриг, он может оставить свою обитель и перейти в какой-то другой монастырь только по благословению своего старца. В противном случае, любое своевольное и самочинное действие причинит ему духовный вред.
Столь же недопустимо превращать общежительный монастырь в особножительный: иноки не должны самочинно покидать территорию своей обители, приобретать в келью личные вещи, нарушать устав монастыря. Поступая подобным образом они проявляют своеволие, а значит, нарушают обеты, данные при принятии пострига.
— Можно ли, выезжая в мир, снимать рясу и переодеваться в гражданскую одежду?
— Это нарушение канонов. Допустимо подобное только в крайних и исключительных случаях: если ношение рясы запрещено государством и преследуется по закону (например, в Турции и некоторых других исламских странах).
— Как сохранить верность Православному Преданию в современных условиях?
Бог сотворил нас свободными. Мы вольны исполнять или не исполнять Его заповеди, можем сверять свою жизнь с Писанием и Преданием или отказаться от них, посчитав, что Евангелие и святоотеческие каноны устарели. Бог никого не принуждает к добру.
Еще раз напомню слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною»1. Наша задача – стремиться к тому, что нам полезно. Осознать, что исполнение воли Божией дает нам вечную жизнь, а своеволие и эгоизм несут вечную погибель.
Где бы мы ни находились и кем бы ни были, основа основ – это исполнение заповедей Божиих. Это «альфа и омега» духовной жизни. Нам необходимо взять свой крест и последовать за Господом, Который является для нас примером для подражания.
В Евангелии Спаситель говорит «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите; и Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век, Дух истины, его же мир не может прияти, яко не видит Его, ниже знает Его; вы же знаете Его , яко в вас пребывает и в вас будет»2.
Вот эта задача и стоит перед нами: через соблюдение заповедей стяжать Божественную благодать. И тогда Господь даст нам силы и вразумление.
— Мы должны любить всех людей вне зависимости от их веры, расы, национальности?
— К такой любви мы должны стремиться, ведь Господь заповедал нам любить не только своих ближних, но и врагов.
Но без Бога достигнуть совершенной любви у нас не получится. «Без Мене не можете творити ничесоже»3, – сказано в Евангелии. Прежде всего нам необходимо очиститься, приложить усилия, чтобы стяжать Божественную благодать. И тогда нам все будет по силам. «Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе»4, – говорит апостол Павел.
Без помощи Божией у нас ничего не получится.
— Могут ли быть у христиан враги, или наш единственный враг это диавол?
— Лукавый стоит за всем происходящим в мире злом. Любого человека, который причиняет несправедливость и боль другим, оседлал диавол.
Сатана действует через сознание человека, атакуя его злыми помыслами. При этом у него нет никакой власти над людьми и он не может насильно склонить их к творению зла. Но победив человека, побудив его ко злу, лукавый (в случае, если тот не покается) приобретает над ним определенные права. Он помрачает разум человека, заглушает в нем голос совести, и приводит к состоянию, когда он становится неспособным осознать, что творит зло и причиняет боль другим людям. Если обратиться к нему со словами вразумления, сказать “остановись! Задумайся над своими поступками” – он ответит: “я знаю, что делаю”. Единственный выход из состояния помраченного самолюбия – смирение. В стремлении к стяжанию этой добродетели и состоит жизнь христианина. Ведь “Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”5.
— Что такое смирение?
— Согласно учению Святых отцов, настоящие смирение есть у того человека, кто считает себя худшим из всей твари. Патриарх Авраам говорил “Я есть прах и пепел”6, праотец Давид называл себя червем, а не человеком7. И это несмотря на то, что они занимали высокое общественной положение и были людьми одаренными и благочестивыми. Это есть дух смирения.
Вспомним слова Господа: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем»8. Без смирения не может быть духовного прогресса. Какие бы подвиги мы не совершили – они пойдут прахом, если будут замешаны на гордыне.
— Почему сейчас такое тяжелое положение в мире?
— Когда человек оставляет Бога, все идет наперекосяк.