Епархии
К 80-летию Декларации 1927 года

Среди причин церковных разделений второй половины 1920 х гг. как правило указывают прежде всего на Декларацию 1927 г. о лояльности советской власти. Между тем непосредственная реакция духовенства и верующих на этот документ была далеко не столь отрицательной, как обычно считается1. Исследователи уже отмечали, что гораздо более значимыми с точки зрения причин последующих разделений были церковно-адми­ни­стративные действия митрополита Сергия (Страго­род­­ско­го) 1927 г., прежде всего — предпринятые им перемещения правящих архиереев. Именно это стало поводом для возникновения таких серьёзных разделений как “иосифлян­ская” или вятская (“викторовская”) оппозиции2. В этой работе мы хотим ответить на вопрос: насколько эти перемещения были обоснованы с точки зрения Церкви? Действительно ли они были только уступкой властям, излишним и недопустимым компромиссом, или же они были предприняты, исходя из церковной пользы? Для полного ответа на этот вопрос рассмотрим эти действия митрополита Сергия в контексте того положения, в каком находилась Российская Православная Церковь к 1927 г., а также в контексте других мероприятий её священноначалия в 1927 г.

Православная Российская Церковь к 1927 году

29 июля 1927 г. исполняющий обязанности Местоблюстителя патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) и епископы образованного им Синода обратились к пастве Российской Православной Церкви с посланием, которое стало позднее известно как Декларация о лояльности советской власти. Издание Декларации о лояльности было итогом десятилетнего пути, пройденного Российской Церковью3. Напомним, что к 1927 году Православная Российская Церковь находилась в ситуации, которую можно описать как ситуацию двух кризисов — кризиса легальности и кризиса легитимности церковного управления. Оба они, в конечном счете, были следствием политики советской власти в отношении Православной Церкви.

Кризис легитимности церковного управления поразил Российскую Церковь почти сразу после окончания работы Поместного собора 1917–1918 гг. Уже в начале 1919 г. в работе органов Высшего церковного управления (Священного Синода и Высшего церковного совета) принимали участие менее половины их членов, избранных Поместным собором. В 1921 г. трехлетний срок их работы истек, и для избрания новых членов должен был собраться новый Поместный собор, который однако в условиях острого противостояния с властью созвать не было никакой возможности4. Ещё более отчетливым кризис легитимности церковного управления стал после кончины в 1925 г. Патриарха Тихона. Патриарх был последним церковно-должностным лицом, избранным Собором 1917–1918 гг. С его смертью необходимость созыва нового собора и урегулирование положения центрального церковного управления стала очевидна не только представителям высшего духовенства, но и широким слоям клира и мирян. Однако советская власть последовательно увязывала своё разрешение на созыв собора с “легализацией” Патриаршей Церкви, то есть с законной регистрацией её центрального и епархиального управления.

Такая регистрация отсутствовала у церковных органов с начала советской власти, но кризисной эта ситуация стала в 1922 г., когда власть осознала, что незаконность органов церковного управления может быть инструментом давления на иерархию. 8 мая 1922 г. московский трибунал в ходе процесса над группой духовенства, обвинявшейся в сопротивлении Декрету об изъятии церковных ценностей, провозгласил, что он “уста­нав­ливает незаконность существования организации, называемой православной иерархией”5. В советской риторике определение “незаконный” тесно смыкалось с эпитетом “контррево­люционный” и само по себе было основанием для репрессий в отношении “незаконных” организаций. В случае с Патриаршей Церковью ситуация усугублялась тем, что права “законной” Православной Церкви власти предоставили обновленцам, зарегистрировав их органы церковного управления. Перед лицом репрессий и угрозы превращения Поместной Российской Церкви в обновленческое еретическое сообщество священноначалие Патриаршей Церкви стало рассматривать легализацию церковного управления не только как условие выживания, но и как необходимое условие нормализации церковной жизни через проведение нового Поместного собора6.

Стремлением преодолеть взаимосвязанные “кризисы двух л” во многом была продиктована политика предстоятелей Патриаршей Церкви в 1922–1927 гг. Мы не будем здесь останавливаться на деталях этой политики. Напомним лишь, что 1927 год начинался для Церкви трагически. В конце 1926 г., после неудачной попытки провести так называемые “тайные выборы Патриарха”7 были проведены аресты самого заместителя Патриаршего местоблюстителя и ряда епархиальных преосвященных. Центральное управление Патриаршей Церкви, как и в 1922 — начале 1923 гг., было фактически парализовано8. Острота ситуации заставляла церковноначалие искать пути к неотложному компромиссу с властью. Можно предполагать, что когда митрополит Сергий был в тюрьме, между ним и представителями советской власти были достигнуты договорённости, предполагавшие взаимные уступки9.

Деятельность священноначалия Патриаршей Церкви в 1927 году

7 апреля 1927 г. митрополит Сергий (Страгородский) снова принял на себя обязанности заместителя Патриаршего местоблюстителя. 18 мая им был образован Временный Патриарший Священный Синод и подано заявление о регистрации центрального церковного управления Патриаршей Церкви. 20 мая Наркомат внутренних дел уведомил митрополита Сергия о регистрации Синода, пока что временной. 25 мая заместитель Местоблюстителя направил епархиальным преосвященным предписание подать заявления о регистрации епархиальных советов10. Однако их местные органы НКВД регистрировать не спешили: ждали дополнительных указаний из Москвы11. Наступила двухмесячная пауза, в течение которой, очевидно, шла работа над окончательной редакцией обращения к пастве. В ходе этой работы, как видно из текста послания, представители власти оказывали серьёзное давление на митрополита Сергия. 29 июля 1927 г. послание появилось на свет, было разослано по приходам и 19 августа напечатано в “Известиях”12.

В сентябре центральное церковное управление Патриаршей Церкви наконец получило постоянную регистрацию в органах государственной власти13. Кризис легальности, в котором Церковь находилась в течение пяти лет, был преодолён, тем самым был сделан важнейший шаг на пути к новому Поместному собору.

21 октября митрополит Сергий издал указ о поминовении при богослужении предержащей власти, подтвердив аналогичный указ Патриарха Тихона 1923 г., поскольку тот, по признанию самого заместителя Местоблюстителя, практически игнорировался на местах14. Тем же указом от 21 октября митрополит Сергий отменял поминовение за богослужением в качестве правящих тех епископов, которые долгое время не находились в своих епархиях, фактически были в заключении и ссылке. Это означало их увольнение с занимаемых ранее кафедр. Практика священноначалия Российской Церкви не увольнять от должности насильно удалённых с кафедр архиереев восходила ещё к первым годам гражданской войны. В ней, безусловно, выражался протест против политики власти, что не могло власть не раздражать15. Вместе с тем такая практика привела и к сложной для Церкви ситуации, когда большая часть епархий к 1927 г. не имела правильного возглавления (подробнее об этом мы скажем ниже). Нужно отметить, что митрополит Сергий, прежде чем издать этот указ, попытался добиться от властей освобождения репрессированных епископов. Ещё 7 октября он подал в ОГПУ заявление с просьбой об их амнистии16.

Между тем перемещения архиереев начались уже с весны 1927 г. и стали особенно активны в конце лета и в начале осени. Это касалось прежде всего епископов, которые из-за противодействия власти не могли находиться в своих епархиях. Они получали назначение туда, где власть готова была смириться с их присутствием. Именно в этот период (17 сентября) состоялся перевод митрополита Иосифа (Петровых) с Ленинградской на Одес­скую кафедру, получивший вскоре после этого печальный резонанс и давший повод для возникновения так называемой “иосифлян­ской оппозиции” митрополиту Сергию17. Посмотрим, насколько оправданы были эти перемещения и увольнения епископов.

Перемещение епархиальных преосвященных
в контексте деятельности
заместителя Патриаршего местоблюстителя в 1927 году

Не вызывает сомнений, что именно проведение Поместного собора митрополит Сергий имел в виду, начиная обозначенную нами выше многоходовую комбинацию 1927 г. по урегулированию отношений с советской властью. Об этом, в частности, недвусмысленно говорится в завершающей части его Декларации:

«Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовление к созыву и самый созыв нашего Второго Поместного Собора, который изберёт нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление, а также вынесет решение и о всех “похитителях власти” церковной, раздирающих хитон Христов. Порядок и время созыва, предметы занятий Собора и пр<очие> подробности будут выработаны потом. Теперь же мы выразим лишь наше твёрдое убеждение, что наш будущий Собор, разрешив многие наболевшие вопросы нашей внутренней церковной жизни, в то же время своим соборным разумом и голосом даст окончательное одобрение и предпринятому нами делу установления правильных отношений нашей Церкви к Советскому Правительству»18.

Взяв курс на нормализацию отношений с советской властью, митрополит Сергий тем самым наметил подготовку ко второму Поместному собору. Однако стоит задаться вопросом: была ли у него возможность собрать Собор в кратчайшие сроки? Достаточно ли было для этого только зарегистрировать Патриарший Синод и епархиальные управления?

Непременными членами предполагаемого Поместного собора должны были стать епископы самостоятельных епархий, причём не временно исполняющие их обязанности викарии, которые сами по себе не имеют голоса на церковных соборах, или предстоятели соседних епархий, а именно правящие архиереи. Их присутствие от большинства епархий Российской Церкви было бы необходимым и достаточным условием для проведения легитимного Поместного собора даже в том случае, если бы советская власть не разрешила или не дала бы возможности провести в епархиях выборы представителей клира и мирян.

Если к июлю 1927 г. большая часть (допустим, две трети) самостоятельных епископов Российской Церкви находилась на своих кафедрах и могла прибыть на предполагаемый Поместный собор, то перемещения преосвященных, предпринятые митрополитом Сергием, выглядят как необоснованная уступка власти. Если же большинство кафедр были вакантны, а предстоятели остальных не могли составить легитимный Поместный собор, следует признать, что митрополит Сергий должен был предпринять дополнительные усилия для обеспечения на Соборе полноценного церковного представительства. Причём приходилось учитывать только предстоятелей епархий, находившихся на территории СССР, поскольку, во-первых, их было больше, чем зарубежных, а во-вторых, епископы-эмигранты не смогли или не захотели бы приехать в советскую Россию просто потому, что для них это было опасно.

Мы предприняли подсчёты, чтобы выяснить, сколько епископов Российской Церкви могли бы прибыть на Поместный собор в июле 1927 г.  По нашим результатам,только в 43,3% всех её епархий, находившихся на территории СССР, присутствовали преосвященные. Среди самостоятельных епархий этот процент был даже несколько ниже — 40,0%. Почти две трети епархий или вдовствовали, или не имели предстоятелей, потому что они находились в заключении, в ссылке или были удалены со своих кафедр другим способом. Тем самым Поместный собор Патриаршей Церкви, о котором писал в своём обращении к пастве митрополит Сергий, не мог состояться в ближайшее время после издания Декларации, или же он не был бы легитимен, поскольку на нём присутствовали бы в лучшем случае менее половины правящих преосвященных. В этой ситуации митрополиту Сергию нужно было искать пути для скорейшего замещения пустующих кафедр.

Представляется, что переводы епископов, начатые заместителем Патриаршего местоблюстителя в 1927 г., призваны были решить именно эту задачу и таким образом обеспечить решающий шаг на пути к Поместному собору. Конечно, в определённом смысле, перемещая преосвященных на те кафедры, куда их готова была допустить советская власть19, он делал ей уступку. Однако одновременно он преследовал и собственно церковные цели. Переводы епископов не были голым конформизмом, как пытались это представить оппоненты митрополита Сергия. Они были компромиссом в отношениях с властью, но компромиссом, в результате которого, как тогда казалось, Церковь получила бы долгожданный Поместный собор.

Этим надеждам не суждено было сбыться. Осень и зима 1927 г. принесли Российской Церкви новые болезненные разделения. Некоторые епископы и целые епархии заявляли о своём отходе от центрального церковного управления во главе с митрополитом Сергием (Страгородским). В этой ситуации, несмотря на то, что после регистрации Синода и епархиальных управлений кризис легальности был преодолён, кризис легитимности церковного управления только углублялся. Кроме того, власть не собиралась выполнять свои обещания. Второй Поместный собор Патриаршей Церкви так и не был созван. К тому же в условиях нарастающих разделений его легитимность могла быть поставлена оппозицией под сомнение. А весной 1929 г., после издания Постановления ВЦИК и СНК РСФСР “О религиозных объединениях”20 сфера легальной церковной жизни была значительно сужена. Долгожданная легальность из пряника в руках власти превратилась в кнут21. Спровоцировав “раскол среди тихоновцев”22, власть взяла курс на окончательное физическое уничтожение Церкви.

Приложение

Епархии и епископат
Православной Российской Церкви
на территории СССР к 29 июля 1927 года

В таблице представлены сведения о епархиях Российской Православной Церкви, находившихся на территории СССР, и о реальном присутствии на кафедрах епархиальных преосвященных к моменту издания Декларации 1927 г. Епископат, находившийся к июлю 1927 г. на покое, нами не учитывался. Нашей целью было дать единовременный срез состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в 1927 г. При этом было важно понять, как церковно-административный статус того или иного епископа соотносился с его гражданско-правовым статусом свободного гражданина, заключённого, административно-выслан­ного или подследственного. Именно такое соотнесение даёт нам реальную картину состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в рассматриваемый период.

Такая постановка задачи обусловила наше обращение к двум типам источников (см. ниже). С одной стороны — к данным, так или иначе восходящим к делопроизводству Московской Патриархии тех лет, что дало возможность прояснить церковно-административный статус епископов. С другой стороны — к информации из следственных дел, что дало сведения о реальном местонахождении преосвященных. Современное состояние источников, работа по публикации и систематизации которых находится в начальной стадии, в будущем, возможно, потребует уточнения и корректировки некоторых наших данных. Но в целом общая картина состояния епархиального управления Патриаршей Церкви в 1927 г. в представленной ниже таблице воссоздана верно.

Принятые обозначения:

Прямым шрифтом обозначены епархии, предстоятели которых имели статус правящих архиереев (ЗАГЛАВНЫМИ буквами в их названиях отмечены епархиальные центры), курсивом — викарные кафедры. Полужирным и полужирным курсивом выделены имена преосвященных, которые находились в своих епархиях и имели возможность ими управлять. Рядом с именами остальных епископов в скобках мы постарались указать, насколько это возможно по современным источникам, причину их отсутствия в епархии: (закл.) — находился в заключении в тюрьме или в Соловецком лагере особого назначения, (ссылк.) — находился в ссылке, (удалён из еп<архии>) — не допущен в епархию в административном порядке. Пометка (неопред<елённо>) указывает на недостаточность или противоречивость имеющихся сегодня данных о судьбе того или иного преосвященного непосредственно на июль 1927 г.

Составлено по:

Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) // Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 717–769;

Епархии Русской Православной Церкви // Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. C. 706–716;

Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви ХХ века. База данных Православного Свято-Тихоновского Богословского университета: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi bin/code.exe/
martyrs1.htm?ans#work;

Общий алфавитный список православных епископов и раскольнических иерархов 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона… С. 957–996;

Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917–1946 гг. // Акты Святейшего Тихона… С. 910–956.

Епархии и епископат России к 29 июля 1927 года

Епархии

Епархиальные
преосвященные

1

АРХАНГЕЛЬСКАЯ и Холмогорская

Антоний (Быстров), архиеп.

2

АСТРАХАНСКАЯ и
Царевская

Викариатство:

Енотаевское

Иннокентий (Ястребов), архиеп.

Стефан (Гнедовский), еп.

3

БИЙСКО-Алтайская

Викариатство:

Рубцовское

Иннокентий (Соколов), архиеп. (удалён из еп.)

Никита (Прибытков), еп.

4

БРЯНСКАЯ

Агапит (Борзаковский), еп. (неопред.)

5

Великоустюжская и Усть-Вымская

Иринарх (Синеоков-Андреевский), еп. (ссылк.)

6

ВЛАДИМИРСКАЯ и Суздальская

Викариатства:

Вязниковское

Иваново-Вознесенское

Ковровское

Мстерское

Муромское

Переславское

Суздальское

Юрьево-Польское

Николай (Добронравов), архиеп. (закл.)

Нифонт(Фомин), еп.

Августин (Беляев), еп. (ссылк.)

Афанасий (Сахаров), еп. (закл.)

Амвросий (Сосновцев), еп. (ссылк.?)

Евгений (Кобранов), еп.
(удалён из еп.)

Леонид (Антощенко), еп.

Вдовствующая с июля 1927 г.

Вдовствующая с 1921(?) г.

7

ВОЛОГОДСКАЯ и
Тотемская

Викариатства:

Вельское

Никольское

Сильвестр (Братановский), архиеп.

Николай (Караулов), еп.

Иерофей (Афонин / Афоник), еп.

8

ВОРОНЕЖСКАЯ и
Задонская

Викариатства:

Богучарское

Бутурлиновское

Новохоперское

Уразовское

Петр (Зверев), архиеп. (закл.)

Вдовствующая с 1925 г.

Митрофан (Поликарпов), еп.

Павел (Крылов), еп. (неопред.)

Вдовствующая

9

ВЯТСКАЯ и
Слободская

Викариатства:

Глазовское

Котельническое

Уржумское

Яранское

Павел (Борисовский), архиеп. (ссылк.)

Вдовствующая

Флавиан (Сорокин), еп.

Авраамий (Дернов), еп. (ссылк.)

Нектарий (Трезвинский), еп. (закл.)

10

Донская и
НОВОЧЕРКАССКАЯ

Викариатства:

Аксайское

Каменское

Усть-Медведицкое

Димитрий (Добросердов), архиеп.

Захария (Лобов), еп. (ссылк.)

Вдовствующая

Иов (Рогожин), еп. (закл.)

11

ЕНИСЕЙСКАЯ и
Красноярская

Викариатство:

Минусинское

Амфилохий (Скворцев), еп. (закл.)

Димитрий (Вологодский), еп.

12

ИЖЕВСКАЯ и
Воткинская

Викариатство:

Малмыжское

Виктор (Островидов), еп.

Георгий (Анисимов), еп.

13

ИРКУТСКАЯ и
Верхоленская

Викариатства:

Киренское

Нижнеудинское

Гурий (Степанов), архиеп. (ссылк.)

Ираклий (Попов), еп.

Вдовствующая

14

КАЗАНСКАЯ и
Свияжская

Викариатства:

Мамадышское

Спасское

Чебоксарское

Чистопольское

Кирилл (Смирнов), митр. (ссылк.)

Андроник (Богословский), еп.

Варсонофий (Лузин), еп. (ссылк.?)

Афанасий (Малинин), еп.

Иоасаф (Удалов), еп. (ссылк.)

15

КАЛУЖСКАЯ и
Боровская

Викариатства:

Малоярославецкое

Масальское

Феофан (Туляков), еп. (ссылк.)

Иоасаф (Шишковский-Дрылев­ский), еп. (ссылк.)

Герман (Вейнберг), еп.

16

КОСТРОМСКАЯ и
Галичская

Викариатство:

Кинешемское

Севастиан (Вести), архиеп.

Вдовствующая

17

Краснодарская и Кубанская

Викариатство:

Майкопское

Иннокентий (Летяев), еп. (ссылк.)

Варлаам (Лазаренко), еп. (закл.)

18

КРУТИЦКАЯ

Петр (Полянский), митр. (закл.)

19

КУРСКАЯ и
Обоянская

Викариатства:

Белгородское

Дмитровское

Новооскольское

Рыльское

Иувеналий (Масловский), еп. (закл.)

Никон (Пурлевский), еп. (ссылк.)

Иоасаф (Жевахов), еп. (закл.)

Серафим (Игнатенко), еп. (неопред.)

Алексий (Готовцев), еп.

20

ЛЕНИНГРАДСКАЯ и Гдовская

Викариатства:

Выборгское

Детскосельское

Гдовское

Колпинское

Копорское

Кронштадтское

Ладожское

Лужское

Нарвское

Петергофское

Шлиссельбургское и Лодейнопольское

Ямбургское (Кенги­сепп­ское)

Иосиф (Петровых), митр.
(удалён из еп., ссылк.)

Вдовствующая

Вдовствующая

Димитрий (Любимов), еп.

Серафим (Протопопов), еп.

Сергий (Дружинин), еп.

Венедикт (Плотников), еп. (ссылк.)

Иннокентий (Тихонов), еп. (закл.)

Мануил (Лемешевский), еп. (закл.)

Евсевий (Гроздов), еп.

Николай (Ярушевич), еп.

Григорий (Лебедев), еп. (закл., под следств.)

Гавриил (Воеводин), еп. (закл., под следств.)

21

ЛИПЕЦКАЯ

Уар (Шмарин), еп.

22

МОСКОВСКАЯ и
Коломенская

Викариатства:

Богородское

Бронницкое

Верейское

Волоколамское и Юрьевское

Дмитровское

Егорьевское

Звенигородское

Коломенское

Можайское

Орехово-Зуевское

Подольское

Сергиевское

Серпуховское

Вдовствующая с 1925 г.

Платон (Руднев), еп. (закл.)

Иоанн (Василевский), еп.

Иларион (Троицкий), архиеп. (закл.)

Герман (Ряшенцев), еп. (ссылк.)

Серафим (Звездинский), еп.
(удалён из еп.)

Вдовствующая

Филипп (Гумилевский), еп.

Феодосий (Ганецкий), еп.

Алексий (Палицын), еп. (закл.)

Никита (Делекторский), еп.

Вдовствующая

Амвросий (Смирнов), еп. (ссылк.)

Сергий (Гришин), еп.

23

НИЖЕГОРОДСКАЯ и Арзамасская

Викариатства:

Ардатовское

Арзамасское

Балахнинское

Ветлужское

Городецкое

Керженское

Лукояновское

Лысковское

Макарьевское

Павловское

Печерское

Сергачевское

Сергий (Страгородский), митр.

Поликарп (Тихонов), еп. (неопред.)

Михаил (Кудрявцев), еп.

Вдовствующая

Николай (Голубев), еп.

Неофит (Коробов), еп.

Павел (Волков), еп. (неопред.)

Серафим (Юшков), еп. (неопред.)

Александр (Щукин), еп.

Вдовствующая

Александр (Похвалинский), еп.

Григорий (Козлов), еп. (закл.)

Петр (Савельев), еп.

24

НОВГОРОДСКАЯ и Старорусская

Викариатства:

Боровичское

Валдайское

Демянское

Кирилловское (Чере­по­вецкое)

Маловишерское

Старорусское

Тихвинское

Устюжинское

Хутынское

Череповецкое

Арсений (Стадницкий), митр. (ссылк.)

Никита (Стягов), еп.

Иосиф (Невский), еп.
(закл., неопред.)

Тихон (Рождественский), еп. (ссылк.)

Тихон (Тихомиров), еп. (закл.?)

Кирилл (Васильев), еп. (закл.) или
Серафим (Велицкий), еп. (неопред.)

Иоанникий (Сперанский), еп. (ссылк.)

Антоний (Демянский), еп. (неопред.)

Феодор (Яцковский), еп. (закл.?)

Алексий (Симанский), архиеп.

Макарий (Опоцкий), еп. (закл.)

25

НОВОСИБИРСКАЯ

Никифор (Осташевский), еп.

26

ОЛОНЕЦКАЯ и
Петрозаводская

Викариатство:

Каргопольское

Евфимий (Лапин), еп. (ссылк.)

Василий (Дохтуров), еп.

27

ОМСКАЯ и
Павлодарская

Викариатства:

Акмолинское и Петро­павловское

Семипалатинское

Виктор (Богоявленский), еп.

Иоанн (Троянский), еп.

Иннокентий (Никифоров), еп.

28

ОРЕНБУРГСКАЯ и Тургайская (Троицкая)

Викариатства:

Кустанайское

Орское

Дионисий (Прозоровский), еп.

Тимон (Русанов), еп. (неопред.)

Иаков (Маскаев), еп. (закл.)

29

ОРЛОВСКАЯ и
Севская

Викариатства:

Болховское

Елецкое

Серафим (Остроумов), архиеп. (ссылк.)

Даниил (Троицкий), еп. (ссылк.)

Вдовствующая

30

ПЕНЗЕНСКАЯ и
Саранская

Викариатства:

Краснослободское

Мордовское и Саранское

Филипп (Перов), еп. (закл.)

Макарий (Знаменский), еп. (неопред.)

Кирилл (Соколов), еп.23

31

ПЕРМСКАЯ и
Соликамская

Викариатства:

Кунгурское

Осинское

Оханское

Соликамское

Варлаам (Ряшенцев), еп.

Аркадий (Ершов), еп.

Петр (Гасилов), еп.

Павел (Вильковский), еп. (ссылк.)

Вассиан (Веретенников), еп.

32

Приамурская и
БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ

Викариатство:

Хабаровское

Евгений (Зернов), архиеп. (ссылк.)

Никифор (Ефимов), еп. (ссылк.)

33

Прикаспийская и
бакинская

Арсений (Соколовский), еп.

34

Приморская и
ВЛАДИВОСТОКСКАЯ

Викариатства:

Никольско-Уссурийское

Камчатское и Петропавловское

Охотское

Киприан (Комаровский), архиеп. (закл.)

Вдовствующая

Вдовствующая

Даниил (Шерстенников), еп. (закл.)

35

ПСКОВСКАЯ и
Порховская

Викариатство:

Великолуцкое и Торо­пецкое

Николай (Покровский), архиеп. (ссылк.)

Макарий (Звездов), еп.

36

ПЯТИГОРСКАЯ и
Прикумская

Фаддей (Успенский), еп. (ссылк.)

37

РОСТОВСКАЯ и
Таганрогская

Викариатства:

Азовское

Таганрогское

Арсений (Смоленец), еп. (удалён из еп.)

Серафим (Силичев), еп.

Александр (Белозер), еп.

38

РЯЗАНСКАЯ и
Зарайская

Викариатства:

Михайловское

Скопинское

Спас-Клепиковское

Борис (Соколов), архиеп. (ссылк.)

Глеб (Покровский), еп. (закл.)

Смарагд (Яблоков), еп. (неопред.)

Василий (Беляев), еп. (закл.)

39

САМАРСКАЯ (Куйбы­шев­ская) и
Ставропольская

Викариатства:

Бугульминское

Бузулукское

Мелекесское

Анатолий (Грисюк), еп.

Герман (Коккель), еп.

Павел (Гальковский), еп. (ссылк.)

Павел (Введенский), еп. (закл.)

40

Сарапульская и Елабужская

Викариатства:

Воткинское

Елабужское

Алексий (Кузнецов), архиеп.

Онисим (Пылаев), еп.

Ириней (Шульмин), еп.

41

САРАТОВСКАЯ и
Петровская

Викариатства:

Балашовское

Вольское

Сердобское

Досифей (Протопопов), архиеп. (ссылк.)

Вдовствующая

Григорий (Козырев), еп. или
Симеон (Михайлов), еп.24

Вдовствующая

42

СВЕРДЛОВСКАЯ и
Ирбитская

Викариатства:

Нижнетагильское

Шадринское

Корнилий (Соболев), еп. (закл.)

Вдовствующая

Стефан (Знамировский), еп. (ссылк.)

43

СМОЛЕНСКАЯ и
Дорогобужская

Викариатства:

Вяземское

Гжатское

Поречское

Рославльское

Филипп (Ставицкий), еп. (неопред.)
или Валериан (Рудич), еп. (ссылк.)

Венедикт (Алентов), еп. (закл., под следств.)

Феофан (Березкин), еп. (неопред.)

Иларион (Бельский), еп. (закл., под следств.)

Вениамин (Глебов), еп. (ссылк.)

44

СТАВРОПОЛЬСКАЯ и Кубанская

Викариатство:

Ейское

Вдовствующая с июня 1927 г.

Вдовствующая

45

СУХУМСКАЯ и Эриванская

Антоний (Романовский), еп. (закл.)

46

СТАЛИНГРАДСКАЯ

Вдовствующая с мая 1927 г.

47

Таврическая и СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ

Викариатства:

Керченское

Мелитопольское

Феодосийское

Ялтинское

Никодим (Кротков), архиеп. (закл.)

Александр (Раевский), еп.

Сергий (Зверев), еп. (удалён из еп.)

Иоанн (Петропавловский), еп. (неопред.)

Вдовствующая

48

ТАМБОВСКАЯ и
Шацкая

Викариатства:

Козловское (Мичурин­ское)

Моршанское

Раненбургское

Темниковское

Шацкое

Серафим (Мещеряков), архиеп.

Вассиан (Пятницкий), еп.

Иоанн (Георгиевский), еп.

Мефодий (Абрамкин), еп.

Димитрий (Поспелов), еп. (закл.?)

Иоанн (Братолюбов), еп.

49

ТВЕРСКАЯ и
Кашинская

Викариатства:

Новоторжское

Осташковское

Серафим (Александров), митр.

Андрей (Комаров), еп.

Вдовствующая

50

ТОБОЛЬСКАЯ и
Сибирская

Викариатство:

Курганское

Назарий (Блинов), архиеп.

Алексий (Орлов), еп.

51

ТОМСКАЯ и Алтайская

Викариатства:

Барнаульское;

Кузнецкое

Вдовствующая с 1926 г.

Владимир (Юденич), еп.

Вдовствующая

52

ТУЛЬСКАЯ и
Одоевская

Викариатства:

Белевское

Ефремовское

Николай (Могилевский), еп. (закл.)

Игнатий (Садковский), еп.

Сергий (Никольский), еп. (неопред.)

53

УЛЬЯНОВСКАЯ

Викариатства:

Алатырское;

Сызранское

Александр (Трапицын), еп.

Иоаким (Благовидов), еп. (закл.)

Авраамий (Чурилин), еп.

54

УФИМСКАЯ и
Мензелинская

Викариатства:

Байкинское

Белебеевское

Бирское

Давлекановское

Златоустовское

Саткинское

Стерлитамакское

Борис (Шипулин), архиеп. (ссылк. или удалён из еп.)

Вдовствующая

Вдовствующая

Серафим (Трофимов), еп.

Иоанн (Поярков), еп. (неопред.)

Николай (Ипатов), еп.

Руфим (Троицкий), еп. (неопред.)

Марк (Боголюбов), еп. (ссылк.)

55

ЧЕЛЯБИНСКАЯ и Миасская

Викариатство:

Троицкое

Сергий (Васильков), еп. (закл.)

Антоний (Миловидов), еп.

56

ЧИТИНСКАЯ и
Забайкальская

Викариатство:

Нерчинское

Евсевий (Рождественский), еп.

Софроний (Старков), еп. (закл.)

57

ЯКУТСКАЯ и Ленская (и Вилюйская)

Викариатство:

Колымское

Синезий (Зарубин), еп.

Серафим (Виноградов), еп. (неопред.)

58

ЯРОСЛАВСКАЯ и
Ростовская

Викариатства:

Любимское

Ростовское

Тутаевское (Романо­во-Борисоглебское)

Рыбинское

Угличское

Агафангел (Преображенский), митр.

Сергий (Мельников), еп. (ссылк.)

Вдовствующая

Вениамин (Воскресенский), еп. (закл., под следств.)

Вдовствующая

Серафим (Самойлович), еп.

59

Ялуторовская (Тюменская обл.)

Димитрий (Локотко), еп. или
Серафим (Коровин), еп.

Епархии и епископат Украины к 29 июля 1927 года

60

Волынская и ЖИТОМИРСКАЯ

Викариатства:

Владимиро-Волынское

Коростенское

Кременецкое

Луцкое

Острожское

Полонское

Аверкий (Кедров), архиеп. (ссылк.)

Вдовствующая

Леонтий (Матусевич), еп.

Амвросий (Казанский), еп. (неопред.)

Вдовствующая

Вдовствующая(?)

Максим (Руберовский), еп.

61

ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ (Екатеринославская) и Запорожская

Викариатства:

Александровское и
Пе­т­­ропавловское

Мариупольское

Макарий (Кармазин), еп. (ссылк.)

Рафаил (Гумилевский), еп. (закл.) и/или Стефан (Андриашенко), еп. (закл.)

Антоний (Панкеев), еп. (закл.)

62

КИЕВСКАЯ и Галицкая

Викариатства:

Бершадское

Каневское

Радомышльское и Чер­нобыльское

Таращанское

Уманское

Черкасское и Чигирин­ское

Михаил (Ермаков), митр. (ссылк.)

Варлаам (Козуля), еп. (ссылк.)

Василий (Богдашевский), архиеп.

Сергий (Куминский), еп. (закл.)

Георгий (Делиев), еп.

Димитрий (Вербицкий), еп.

Филарет (Линчевский), еп. (ссылк.)

63

КИРОВОГРАДСКАЯ и Александрийская

Вдовствующая с 1926 г.

64

Одесская и
Измаильская

Никандр еноменов), митр.

65

(Каменец)-ПОДОЛЬ­СКАЯ и Брацлавская

Викариатства:

Винницкое

Проскуровское

Амвросий (Полянский), еп. (ссылк.)

Феодосий (Вощанский/Ващинский), еп. (ссылк.)

Димитрий (Галицкий), еп.

66

ПОЛТАВСКАЯ и
Переяславская

Викариатства:

Лубенское

Пирятинское

Прилуцкое

Роменское

Дамиан (Воскресенский), архиеп.

Аркадий (Остальский), еп. (ссылк.)

Вдовствующая

Василий (Зеленцов), еп. (закл.)

Николай (Пирский), еп.

67

ХАРЬКОВСКАЯ и
Ахтырская

Викариатство:

Сумское

Нафанаил (Троицкий), митр.
(закл.?)

Константин (Дьяков), еп.

68

ХЕРСОНСКАЯ и
Николаевская

Прокопий (Титов), архиеп. (закл.)

69

ЧЕРНИГОВСКАЯ и Нежинская

Викариатства:

Глуховское

Городнянское

Козелецкое

Конотопское

Стародубское

Пахомий (Кедров), архиеп. (ссылк.)

Дамаскин (Цедрик), еп. (ссылк.)

Матфей (Храмцев), еп.

Стефан (Проценко), еп.

Иоанн (Доброславин), еп. (ссылк.?)

Памфил (Лясковский), еп. (ссылк.?)

Епархии и епископат Белоруссии к 29 июля 1927 года

70

МИНСКАЯ и
Туровская

Викариатства:

Борисовское / Бобруйское(?)

Мозырское

Слуцкое

Мелхиседек (Паевский), еп. (закл.)

Филарет (Раменский), еп.

Иоанн (Пашин), еп. (ссылк.)

Николай (Шеметило), еп.

71

МОГИЛЕВСКАЯ и Мстиславская

Викариатства:

Гомельское

Оршанское

Никон (Дегтяренко), еп. (ссылк.)

Тихон (Шарапов), еп. (закл.)

Стефан (Виноградов), еп.

72

ПОЛОЦКАЯ и
Витебская

Викариатство:

Велижское

Павлин (Крошечкин), еп.

Иона (Лазарев), еп. (закл.?)

Епархии и епископат Казахстана и Средней Азии
к 29 июля 1927 года

Казахстан

73

АЛМА-АТИНСКАЯ и Тур­­­­­ке­станская (Вернен­ская)

Лев (Черепанов), еп.

74

УРАЛЬСКАЯ и
Покровская

Викариатство:

Пугачевское

Павел (Павловский), еп.

Павел (Флоринский), еп. (ссылк.?)

Средняя Азия

75

Туркестанская и ТАШКЕНТСКАЯ

Викариатство:

Пишпекское и Семиреченское

Лука (Войно-Ясенецкий), еп.

Мелхиседек (Аверченко), еп.

1Ср., например: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 235–236.

2Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов // Альфа и Омега. 2002. № 3(33). С. 109–110.

3Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. М., 1999. С. 32.

4Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и советское государство. (1917–1922). М., 2005. С. 250–254, 346.

5Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. В 2 кн. Кн. 1. М.–Новосибирск, 1997. С. 212. Ср. Покровский Н. Н. Предисловие // Там же. С. 48–49.

6Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности // Религии мира. 2004. М., 2004. С. 213.

7Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского. М., 2004. С. 245–286.

8Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 155–157.

9Ср. Журавский А. В. Во имя правды и достоинства Церкви. С. 275.

10Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 / Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 498–500; Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 222–223; Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия — григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история. Самара, 1997. С. 166.

11Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 223–224.

12Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 166.

13Указ митрополита Сергия с извещением о легализации Патриаршего Синода датирован 22 сентября 1927 г. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 515.

14Там же. С. 295, ср. С. 540.

15Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 203; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 164. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 8 декабря 1923 г., власть трактовала такое поминовение как “политическую демонстрацию” и считала его достаточным основанием для уголовного преследования клира или, по крайней мере, для отобрания у верующих храма. См.: Акты Святейшего Тихона… С. 305.

16Там же. С. 517–518; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 163.

17Митрополит Иоанн (Снычев). Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия… С. 196.

18Послание (Декларация) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти // Акты Святейшего Тихона… С. 512–513.

19Ср. Протоиерей Владислав Цыпин. О ситуации в церковной жизни 20–30-х годов. С. 117.

20Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. С. 250–261; Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. С. 33–34.

21Беглов А. Советское законодательство в отношении Русской Православной Церкви 1920–1940-х гг.: колебания границы легальности. С. 213–214.

22Ср.: Следственное дело патриараха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М., 2000. С. 753; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 136–137.

23Освободился из ссылки в феврале 1927 г. В сентябре назначен епископом Краснослободским. Мог не успеть приступить к управлению Мордовской и Саранской епархией между февралём и сентябрём.

24Есть сведения, что епископ Григорий (Козырев) в 1927 г. два месяца (не известно точно, каких) провёл в заключении. Возможно, к этому периоду относится назначение на Вольскую кафедру епископа Симеона.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.