Епископ Василий (Родзянко). «Царство Божие, пришедшее в силе»
«Есть некоторые из здесь стоящих, – сказал спаситель, озирая людей вокруг, – которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе».
И по прошествии восьми дней Он взял с собой Петра, Иакова, Иоанна и взошел на гору. Это была гора Фавор, высокая гора недалеко от Назарета, круглая, красивая, и вся украшенная растениями. Но в этот раз она была особенно красива, потому что на этой вершине стоял Христос Спаситель.
Пётр, Иаков, Иоанн с удивлением увидели, что Христос Спаситель стоит на вершине горы не один, и сразу узнали – это были пророк Илья и пророк Моисей, и они говорили со Христом о том, что должно было вскоре совершиться, – об Его исшествии.
«Есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе».
И вот, действительно, они увидели это, пришедшее в силе, как сказал Христос, Царство Небесное. До страданий Христа Спасителя, до Его Воскресения, до Его Вознесения, до сошествия Святого Духа на апостолов, увидали всё так, как оно есть сейчас.
И тогда Пётр, сам не зная, что он говорил, говорит, обращаясь к Христу: «Сделаем здесь палатки, три палатки» – о себе забыл и о других апостолах, думая только о Христе и об этих пришедших из Царствия Божия пророках – «сделаем три палатки – для Тебя, для пророка Моисея, для пророка Ильи, потому что здесь нам очень хорошо быть». Они почувствовали Царство Божие, действительно пришедшее в силе.
Весь мир стал преображаться с этого момента. И этот свет видели апостолы. И потом, во времена Григория Паламы, возник спор между ним и некоторыми другими, потому что они не могли понять этого и говорили, что невозможно человеку видеть этот свет фаворский, потому что он именно Божественный, а мы, люди, не способны видеть его.
Тогда Григорий Палама говорил: «Потому что это нетварные энергии, потому что этот свет Божий дан нам, людям, и потому что мы, люди, имеем возможность быть со Христом Спасителем, так как апостолы были, и поэтому мы видим, это дано нам видеть».
И тогда пришли старцы, с горы святой Афон и говорили, что, да, можно, потому что есть возможность нам озариться Царством Божием, есть возможность нам быть в Царстве Божием, и это учение о том, что нам дано быть в Царстве Божием даже до нашей смерти, до перехода в иной мир, является отчетливым и определенным учением православной Церкви, принятой на Соборах, и осуществленное в жизни.
Из цикла бесед с епископом Василием (Родзянко) «Слово на православные праздники».