В истории христологических споров хорошо видно (и многие историки обращают на это внимание), что каждая следующая ересь возникала как реакция на предыдущую — злочестивые еретики верят так-то, мы будем верить наоборот! Беда в том, что наоборот — тоже ересь. Логика борьбы всегда ведёт куда-то не туда; нам заповедана другая логика — логика верности.
Толстой не был христианином не потому, что он отрицал государство, а потому, что он отрицал Воскресение; но отрицание государства есть и само по себе лжеучение, потому что Писание (Рим.13) ясно говорит о его необходимости и богоустановленности.
В этом отношении толстовство связано с такими популярными грехами, как безответственность, высокомерие и неблагодарность. Граф имел возможность писать книги, и, как было верно замечено, «колебать престол», поскольку этот самый престол со своими жандармами обеспечивал ему такую возможность. В странах, где жандармы, а также сатрапы, отсутствуют как класс, или, по крайней мере, значительно ослабели — таких как Сомали или Ливия, обычно складываются не очень хорошие условия для занятий литературным трудом и рассуждений об «истинном учении Христа». Толстовец, однако, безразличен не только к тому, что будет с ним в отсутствие жандармов, но к тому, что будет со всеми остальными — их судьба его тоже не интересует.
В наши дни мы увидели такой извод этого лжеучения, как толстовство исключительно для чужих — когда люди требуют от других, чтобы они ни в коем случае не звали полицию, в то время как им самим в голову не придёт отказываться от такой возможности. Исполнение заповеди «полицию не зови и к прокурору не обращайся» возлагается исключительно на чужих; на себя не возлагается ничего.
Мне уже доводилось писать об этом подробно. Христианство — это не толстовство. Если вы думали иначе, Вы ошиблись. Перечитайте Новый Завет. Но сейчас возникла необходимость поговорить об обратном заблуждении — антитолстовстве. Толстовство отрицает любое насилие — в том числе, законное насилие государства по отношению к тем, кто преступает закон. Да, конечно, разрушение аппарата государственного насилия тут же приводит к резкому увеличению насилия вообще, но толстовца это не интересует. Тот не интеллигент, кто думает о последствиях. Но тут происходит ещё худшая беда. Являются антитолстовцы и говорят — ответим на ложную проповедь ненасилия проповедью насилия! Аще кто ударит тебя по левой щеке, размажь козла по асфальту! Отмстите за себя, возлюбленные, чтобы мерзавцам мало не показалось! Раз Господь не спешит сокрушить зубы грешников, займитесь этим сами! Даже если нечестивые грешники отнюдь не ломятся в храмы, а предаются скверне где-то у себя за закрытыми дверями, вломиться туда и сокрушить им зубы — все равно неплохая идея.
Что же на это сказать? Ну, начнём с того, что розовое с кружавчиками представление о Боге, который любит все и всех, конечно, неверно. Есть вещи, которые Бог ненавидит. Есть вещи, которые мерзость в очах Его. Одна из таких вещей — насилие. Как говорит Писание. «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. (Пс.10:5)». Позвольте мне это повторить — «любящего насилие ненавидит душа Его. (Пс.10:5)». Бог ненавидит насилие. «Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием» (Ис.61:8) Склонность к насилию делает человека непригодным к Епископскому служению — как пишет св.Апостол Павел, кандидат должен быть «не гневлив… не бийца» (Тит.1:7). Сам Спаситель говорит о том, кто кроткие наследуют землю (и мы слышим это на каждой Литургии) — кротость же есть добродетель, противоположная ярости и гневу. Как говорит Дидахе, «Не будь ни гневливым, ибо гнев ведет к убийству, ни ревнивым, ни сварливым, ни запальчивым, ибо от всего этого рождаются убийства»
Бог ненавидит насилие. Христиане тоже должны его ненавидеть. Христиане поддерживают государство именно как аппарат минимизации насилия, и зовут полицию и прокурору обращаются именно потому, что великая и богоугодная миссия полиции — удерживать как ядовитых провокаторов, которые ищут вызвать конфликты, так и людей гневливых, сварливых и запальчивых, которые на эти провокации с готовностью ведутся.
Любовь к насилию, желание бить и унижать других людей — это то, что ненавистно Богу. «Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его (Прит.3:31)». Не нужно пытаться служить Богу, делая то, что Ему ненавистно.