Вопрос о православии на российском ТВ, казалось бы, риторический.
В стране, где 80% населения считают себя православными и 5% — церковными, его просто не может не быть. И вместе с тем, если наугад нажать кнопку любого канала, православность в гуще телеконтента обнаружится разве что в гомеопатической дозе.
Между тем, разговор до последнего времени шел не о присутствии православных ценностей в общественной повестке дня, а о том, каким должен быть некий абстрактный, гипотетический «православный канал». Учить ли с экрана водосвятию? А политесу по отношению к родственникам-атеистам? И должен ли телеведущий вещать непременно и исключительно в подряснике?
Но, к счастью, инфантильный взгляд на православие и православность (на телевидении и в обществе в целом), кажется, уходит в прошлое. На это дает повод надеяться телепроект отца Дмитрия Смирнова. Буквально на днях вышла в свет очередная его передача из серии «Под часами». На этот раз – о девушке-иностранке африканско-португальского происхождения Татьяне. Которую «спрятали» в России от политических конкурентов ее отца-политика. Таня воспитывалась в интернате в Иваново и вот уже более 20 лет не может получить российское гражданство. От чиновников – одни отписки…
Девушка – русская по убеждениям, по вере, по культуре. Ее Крещение – вне всякого сомнения, главное событие жизни. Все это в проникновенной беседе извлекает на свет Дмитрий Смирнов. Степень его сочувствия «блондинке Тане» (как шутливо называет он гостью) и доверительность беседы не имеет ничего общего с разухабистыми ток-шоу, что царят сегодня в ТВ-эфире. А от экрана между тем – не оторваться. Атрибутов «православности» в передаче не наблюдалось бы вовсе, если бы отец Дмитрий оделся в гражданское. Зато ощущения, возникающие у аудитории, свидетельствуют: это оно и есть. Самое главное. Удивительна нота внутренней чистоты, которая все время звучит сквозь вопросы и реплики отца Дмитрия Смирнова. Их мог бы задавать не только священник, а православность взгляда, между тем, несомненна.
Сколько существует православное телевидение, столько времени не смолкают и споры о нем. Как правило, они на удивление схоластичны.
А ситуация, может быть, куда проще, чем кажется. Не в «православном канале» дело, хотя нужен, конечно, и он.
А в том, чтобы вся лучшая часть ТВ пропиталась православным отношением к миру. Что это такое? Всемирная отзывчивость? Можно сказать и так.
Ведь православие при большом желании можно определить несколькими словами: это братская любовь во Христе и воля к коллективному спасению. Собственно все. Остальное – комментарий, разъяснения, детали. Впрочем, вспомнить о том, что «Бог – в деталях», тоже иной раз не грех.
Удивительно, но российский истеблишмент, в том числе и медийный, все еще не понимает самого главного. Церковность – это не только дела патриархии. А православие – не только церковная проблематика. Ведь не по этой самой проблематике мы опознаем как православных писателей Пушкина, Бунина, Лескова.
Да, церковь – ядро православного сообщества, внутреннего его круга.
Но православность шире церковности. Это совесть народа, тот самый идеал взаимопомощи и милосердия в жизни, которая проходит не только в храме и вокруг храма. Это, если угодно, мирская литургия.
Пространно рассуждать о водосвятии или исихастском священнобезмолвии – дело хорошее. Но лишь тогда, когда православный умеет оставаться самим собой в любых ситуациях, «жить не по лжи». Это минимум миниморум. В ином случае знание церковного канона и даже Писания почти бесполезно.
Ибо вера наша мертва без дел наших.
Алексей Гладков