Как забыть обиды? Простить — значит забыть об обиде?
Протоиерей Борис Левшенко родился в 1936 году. В 1958 году окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в МГУ и Университете дружбы народов. Кандидат физико-математических наук. В 1994 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан священника. Клирик Николо-Кузнецкого храма. Заведовал кафедрой догматического богословия ПСТГУ, после объединения нескольких кафедр — профессор кафедры патрологии и систематического богословия.
— Отец Борис, означает ли прощение, что необходимо забыть обо всех обидах?
— Нет, человеческая память устроена так, что о многих своих переживаниях мы помним долго. А обида – всегда некое душевное переживание. Важно только, чтобы память об этом переживании не мешала вам благожелательно относиться к тому, кто вас обидел. Положа руку на сердце, вы твердо уверены, что он сделал это сознательно? Чаще всего это бывает как реакция на какие-то наши слова или поступки, в которых другой увидел что-то для себя обидное. Люди обижаются друг на друга по пустякам: одному показалось, что другой был к нему недостаточно внимателен или не поблагодарил его за доброе дело, кто-то кого-то случайно толкнул, а человек ушибся. И не просто обижаются, но обижают в ответ, как правило, даже не замечая этого.
Конечно, в жизни много чего случается, в том числе и неприятные вещи, кто-то поступает действительно некрасиво по отношению к другим или даже подло. В таком случае, мне кажется, правильно сказать себе: «Да, я пережил неприятности, но пусть в этом разбирается Бог».
— Если обида не пустяковая, нужно ли стремиться к возвращению прежних отношений? Или это невозможно?
— Смотря какие были прежние отношения. Допустим, один считал себя выше другого, чуть ли не ноги об него вытирал, тот долго воспринимал такие взаимоотношения как норму, а однажды увидел в них что-то для себя обидное. Нужно ли в данном случае восстанавливать прежние отношения или надо всё-таки выстроить новые, основанные на доверии, взаимоуважении, дружбе? Не всегда имеет смысл возвращаться к старому. Желательно, чтобы между людьми складывались справедливые отношения.
— Можете ли вы привести примеры, когда люди прощали друг другу серьезные обиды, по-настоящему примирялись после долгой вражды?
— Когда человек кается, прилагает усилия, чтобы изменить отношение к тому, на кого таит обиду, Бог ему помогает. Это бывает так часто, что даже не особо запоминается. Реже сталкиваюсь как раз с тем, что человек хочет простить другого, но у него не получается, он себя в этом укоряет. Я в таких случаях рекомендую молиться о том, кто обидел или продолжает обижать.
Что такое внешняя грязь, все хорошо знают. Даже если мы под нее напрямую не попадаем, и работа у нас непыльная, всё равно периодически становимся грязными, чувствуем от этого дискомфорт, понимаем, что надо очиститься, идем под душ или в баню и очищаемся. Или возьмем машины на улице. Даже в хорошую погоду они, особенно в пути, покрываются слоем грязи, и порой не видно, какого цвета машина – кажется, что серого, когда на самом деле она серебристая или черная.
А что с душой происходит на ее жизненном пути? Мы как-то меньше обращаем внимания на то, что и она покрывается грязью. Это может быть чужое мнение, которое тебя задело, чужой взгляд на что-то, который искажает и твое мировоззрение – ты на всё начинаешь смотреть из-под этой корки. Причем сам не замечаешь, что на твоей душе выросла такая корка, просто по инерции делаешь, «как все». Перестаешь видеть себя, каков ты на самом деле. А это самое главное – увидеть, понять, что происходит в душе.
«Даруй ми зрети моя прегрешения». Попробуй-ка увидеть их за этим наростом. Как всё-таки понять, что с тобой происходит? Прежде всего, не говорить на исповеди: «Я как все». Не верь, что ты безгрешен. Посмотри хотя бы заповеди и вспомни, не присвоил ли себе что-то чужое, не говорил ли по телефону новость про своего ближнего. Много есть вещей, в которых необходимо покаяться, а ты даже не в состоянии вспомнить, что такое было. На работе люди собираются – хорошо, если об Олимпиаде говорят, а чаще перемывают кому-нибудь косточки. Это всегда зло. Даже если ты встаешь на защиту того, о ком сплетничают, только подливаешь масла в огонь.
Не поминаешь ли имя Господа всуе? Молишься ли Ему? Понимаешь ли ты, что Он действительно Бог наш, что Он всё видит и всё знает, и что ты перед Ним ходишь? Боишься ли нарушить Его волю о себе? В этом, конечно, надо разбираться, каяться и прощать обиды. Иначе как можно читать Отче наш? Вдумываемся ли мы в смысл слов: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим?». В этой молитве мы просим Бога простить наши прегрешения, как мы прощаем согрешившим против нас? Если же не прощаем, то точно не хотим, чтобы Бог так же не прощал нам наши грехи. Значит, если ты не можешь простить кого-то, честнее будет, читая Отче наш, пропускать эти строки.
— А если и после того, как люди попросили прощения, формально помирились, в душе остается обида, раздражение?
— Бороться надо с этим чувством. Задача христианина – перебороть себя, свою греховную природу. Трудная задача, ее всю жизнь приходится решать, но если хочешь спастись, другого пути нет.
Вспомните притчу о мытаре и фарисее. Фарисей осужден отнюдь не за то, что плохо себя вел. Наоборот, он благодарен Богу за то, что может себе позволить вести себя хорошо, но именно это чувство отделяет его от Бога. Чувство, какой я хороший, не то что некоторые. Другими словами, он хорош не для Бога, а для себя самого. То есть всё, что он делает по закону, делает для себя, и считает, что само исполнение закона отличает его от других, от грешников. А мытарь об этом вообще не думает. Он знает, что фарисей хороший, но понимает, что Бог спросит его не о том, что он думает о фарисее, а о том, каков он сам. Отсюда «Боже, милостив буди мне грешному», отсюда же молитва разбойника: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Притча о мытаре и фарисее указывает нам на то, что у человека бывают два состояния – обращения на самого себя и обращения к Богу.
В следующей притче, которую читают в Церкви перед Великим постом, мы акцентируем внимание на блудном сыне, потому что сами считаем себя блудными сынами, которые отошли далеко от Бога и пытаются вернуться к Нему. Действительно, притча о блудном сыне напоминает нам, что в какое бы неблагополучное состояние ни впал человек, он имеет возможность спастись. Но мы меньше внимания обращаем на старшего брата, а ведь он находится в том же состоянии, что и фарисей – мне бы хотелось повеселиться со своими друзьями, ты же мне не дал тельца. Это уже упрек Богу, а не благодарность, но в основе то же чувство – я такой хороший, всё выполняю. Выполняешь, но Бог тебе указывает, чему надо радоваться – твой брат нашелся!
Притча о Страшном суде – уже прямое напоминание, что все твои дела будут представлены на Суд Божий. Тебе придется дважды быть на Суде: сразу после того, как ты умрешь, и на Страшном суде. После первого Суда ты еще имеешь возможность, как-то покаявшись, вырваться из ада, если туда попал, но после Страшного суда это невозможно. Об этом надо помнить.
А Великий пост начинается с недели Адамова изгнания. Мы вспоминаем, что произошло на заре человечества и от чего нам надо себя спасать и почему вообще нас надо спасать. Господь говорит: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф., 5, 23-24). Разумеется, речь идет не только и не столько о примирении на словах. Главное, чтобы в душе были мир и радость. Если мы кого-то не простим, эта радость невозможна.
— А пост помогает укрепиться в этой радости? Наверное, если бы мы так легко умели прощать и радоваться, и пост не был бы нужен?
— Это так очевидно, что можно было бы и не обсуждать. Господь говорит, что с врагами, в смысле – с демонами, можно бороться тремя способами. Первый способ – всегда призывать имя Божие: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк., 16, 17), «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим., 10, 13). Второй способ – трезвиться: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк., 14, 38). Враг не дремлет и может искусить тебя разными способами. Самое банальное искушение – соблазнились какой-то теорией, и стали мыслить в этом направлении вместо того, чтобы надеяться на Бога.
Ну а третий способ – пост и молитва: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф., 17, 21). Господь не сказал, как и когда поститься, это уже на практике сложилась традиция. Люди все разные и поститься они могут по-разному: одни строго, другим нужны послабления, третьи вообще нельзя поститься. Что делать, если ты не можешь поститься? Мы забываем, что состоим из духа, души и тела, и чаще всего обращаем внимание только на телесный пост – это можно есть, а это нельзя. О посте для души мы думаем гораздо меньше, если вообще думаем, а ведь пост нужен именно душе – ограничения в пище играют только вспомогательную роль. Ощущение, что ты не пресыщен, не переел, дисциплинирует, помогает собраться.
Действительно, не всем по состоянию здоровья показан телесный пост. Но воздержаться на время поста от того, что эмоционально воздействует на душу, может каждый. Разумеется, тут у всех своя мера, и лучше не придумывать ее самому, а посоветоваться с духовником. Любишь посмотреть фильмы или спортивные соревнования – сделай себе постом перерыв. Вообще старайся как можно меньше смотреть телевизор, пользоваться интернетом. Новости, если мы живем в миру, знать надо, многим интернет нужен по работе, вот давайте на время поста этим и ограничимся: узнали новости, сделали все дела, и отключили телевизор, компьютер.
Разумеется, надо увеличить молитвенное правило. То утреннее и вечернее правило, которое вычитывал второпях, небрежно, постарайся читать вдумчиво, а также посоветуйся с духовником, что еще добавить к обычному правилу. Многие, я знаю, читают каждый день Псалтырь или Покаянный канон, но тут возможны варианты. Не читал раньше Евангелие – попробуй прочитывать по одной главе в день.
Это актуально для всех, кто хочет получить от поста душевную пользу и почувствовать духовную радость. К сожалению, часто люди постятся не для Бога, а для себя: один где-то вычитал, что это для здоровья полезно, другой хочет показаться хорошим перед людьми, при этом осуждает тех, кто ест скоромное. Даже в голову такому постнику не приходит, что у человека, может быть, диабет, и ему нельзя сидеть на хлебе и каше.
— Помогает ли поститься чувство вины? Надо ли себя укорять во время поста?
— Боюсь, что чувство вины скорее вызовет психопатологическую реакцию, чем поможет. Не чувство вины надо в себе вырабатывать, а меняться. Кроме покаяния, самый действенный способ – помощь ближнему. Например, есть злая соседка, которая вечно на тебя ворчит, а то и матом покрывает, потому что ты ей не нравишься. Вдруг ты узнаешь, что у нее никого нет, и озлобилась она из-за своего одиночества, живет на одну пенсию, а ей нужны лекарства, потому что она больна. И ты преодолеваешь свою неприязнь, приходишь к ней, под каким-то предлогом даешь лекарства, спрашиваешь, не нужно ли еще чем-то помочь: сходить в магазин, починить кран…
Много чего нужно одиноким пожилым людям, а зачастую бывает так трудно заставить себя просто подойти к тому, кому нужна помощь. Гораздо проще бросить монету «артистам», которые ходят по электричкам или стоят у метро, выставив напоказ свои раны, увечья – они знают, что на жалости людей можно заработать. Но лучше, конечно, помогать тому, про кого ты знаешь, что ему нужна помощь. А бросить на ходу монету – это просто отделаться.
— Вы росли в верующей семье, поэтому пост, наверное, с детства был для вас само собой разумеющейся вещью. Но, наверное, с годами отношение к посту менялось?
— Менялось. Я всегда любил кофе и всегда на время поста от него отказывался. Но однажды у меня случился гипертонический криз, и врач сказал, что это из-за того, что я отказался от кофе. С тех пор я кофе пью. Но это скорее не отношение мое изменилось, а здоровье. Я по-прежнему считаю, что если есть вещи, отказаться от которых труднее, чем от скоромной пищи, от них надо по возможности отказываться. Знал я одного четырехлетнего мальчика, который очень любил сладкое, все это знали и дарили ему конфеты, но если был постный день или пост, он их откладывал, пока пост не кончится. Много лет с тех пор прошло, мальчик тот уже священник, но так он меня тогда порадовал, что я до сих пор это помню. Вот вам пример настоящего поста.
Или, допустим, позовут вас на юбилей. Если вы ничего не будете есть, сами знаете, как к этому все отнесутся. Но никто не помешает вам из тех закусок, которые есть, выбрать те, которые вы меньше всего любите и в другое время не стали бы есть, а от тех, которые кажутся самыми вкусными, отказаться. Незаметно для окружающих, никого не смущая. Если сидишь с людьми за столом, не нужно им колоть глаза, какой ты «хороший» по сравнению с ними.
— Что вам дает пост?
— Пост мне нравится больше, чем мясоед. Подтягиваешься. Даже не пытаюсь анализировать, почему, просто знаю, что это так. Больше радости во время поста. И я уже радуюсь, что он приближается. Осталось только пережить эту жирную неделю.
Беседовал Леонид Виноградов