Доклад иерея Михаила Желтова на Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Cовременная библеистика и предание Церкви».
Значение регулярных встреч для совершения Евхаристии как изначальной христианской практики, образующей центр церковной жизни, невозможно оспорить. Уже в 1-м Послании к Коринфянам апостол Павел пишет об этой практике, как о ключевом установлении: «Я от Самого Господа принял то́, что и вам передал» (1 Кор 11. 23). Поэтому и для библеистики, и для догматики, и для литургики имеет большое значение реконструкция того, как именно Евхаристия совершалась первыми христианами. К сожалению, раннехристианские данные о практике совершения Евхаристии и ее интепретациях весьма немногочисленны. К ним относятся несколько упоминаний в книгах Нового Завета, в «Дидахе», а также буквально у части ранних авторов. Тем ценнее оказывается свидетельство раннехристианской апокрифической литературы на эту тему.
Среди новозаветных апокрифов доникейского времени Евхаристия не упоминается в апокрифических Евангелиях (за исключением сугубо гностических композиций, о чем будет сказано ниже) и посланиях, но занимает заметное место в апокрифических Деяниях. Вероятно, это связано с тем, что Евхаристия понималась, прежде всего, как ядро церковного праксиса (ср. самоназвание Деяний: Praxeis), а не как элемент керигмы.
Евхаристия описывается или упоминается в четырех из пяти «больших» (и одновременно
древнейших: II–III вв.) апокрифических Деяний апостолов: в «Деяниях [Иуды] Фомы», «Деяниях Иоанна», «Деяниях Павла [и Феклы]» и «Деяниях Петра»; исключение составляют только «Деяния Андрея».
Во всех четырех апокрифах рассказ о совершаемой тем или иным апостолом Евхаристии обязательно сопровождается упоминанием того, что он «преломил хлеб». Верность именно такой терминологии для описания евхаристического священнодействия можно объяснить тем, что авторы апокрифов стремятся подражать каноническим Деяниям апостолов (ср. Деян 2. 42, 46–47; 20. 7–12).
Деяния Фомы
Наиболее значительный по объему материал, касающийся как Евхаристии, так и шире, всего церковного богослужения, из перечисленных апокрифических Деяний содержат «Деяния [Иуды] Фомы». В частности, Евхаристия описана здесь шесть раз 1. В пяти из этих случаев Евхаристия следует за совершением Крещения, в одном (§ 29) происходит в воскресный день. Нельзя не заметить, что ровно те же поводы для совершения Евхаристии упоминаются и в других раннехристианских памятниках — прежде всего, в «1-й Апологии» мученика Иустина Философа (§ 65, 67), а также, с большой долей вероятности, в «Дидахе» (§ 14; ср. § 7, 9).
Три из шести рассказов особенно подробны и содержат даже слова молитв, которые, согласно повествованию, апостол совершал во время Евхаристии (§§ 49–50, 133, 158). В §§ 49–50 за молитвой следует осенение Даров знаком креста, что является древнейшим свидетельством о совершении этого священнодействия при освящении Даров. Здесь же упомянут «синдон», то есть чистая ткань, на которой совершается Евхаристия, — прообраз византийского илитона или латинского корпорала.
Отличительной особенностью всех евхаристических молитв в «Деяниях [Иуды] Фомы»
являются экспрессивные эпиклетические призывания 2, обращенные либо ко Христу, либо — в повествовании из §§ 49–50 — к «Тайной Матери», то есть, вероятнее всего, ко Святому Духу (во всяком случае, на сирийской почве, с учетом сирийского происхождения памятника, женский род уместен только по отношению к Духу). Но и в последнем случае моление открывается отдельным обращением ко Христу 3:
Повелел же апостол своему диакону поставить трапезу, и поставили оказавшуюся там скамеечку, и, распростерев на ней синдон, он возложил на нее хлеб благословения. И, став рядом, апостол сказал:
Иисусе, сподобивший нас приобщиться Евхаристии Тела Твоего Святого и Крови, вот, отваживаемся приступать к Твоей Евхаристии и призывать Твое святое Имя: прииди и
приобщись нам.
И начал изрекать:
Прииди, внутреннейшая;
прииди, общение мужского;
прииди, понимающая таины Избранного;
прииди, безмолвие, открывающее великолепия Всевеличия;
прииди, являющая тайное и выставляющая явным сокровенное,
священная Голубица, рождающая двух птенцов-близнецов 4;
прииди, Тайная Мать;
прииди, явленная в деяниях Ее,
и содержащая радость и упокоение для соединенных с Ней;
прииди и приобщись к нам в сей Евхаристии,
которую именем Твоим мы совершаем,
и в любви, которой призванием Твоим мы соединены.
И сказав это, начертал на хлебе крест, и, преломив, начал раздавать. И сначала дал его женщине, сказав:
Да будет Тебе это во оставление грехов и вечных прегрешений.
И вместе с ней дал и всем остальным, принявшим печать.
В этом рассказе, помимо молитвы и других подробностей, также заслуживает внимания особая формула, произносимая апостолом, когда он подает Святое Причащение. Аналогичные формулы содержатся и в §§ 29, 121, 158, причем после них прочие участники богослужения обычно произносят «Аминь», подчеркивающее и подтверждающее значение Причащения, а в §§ 121 и 158 в качестве дополнительного подтверждения звучит даже голос с неба.
Все эти формулы подчеркивают, что Причащение имеет своей целью «оставление грехов». В церковной традиции эта идея является общим местом самых разных евхаристических молитв, хотя в Новом Завете она эксплицитно выражена лишь однажды, в Мф 26. 28. При этом оставление грехов, согласно «Деяниям [Иуды] Фомы», подается причастнику отнюдь не автоматически. Наоборот, недостойное принятие Евхаристии может сделаться для него осуждением: в формуле на Причащение из § 29 апостол желает причастникам, чтобы для них оно не стало таковым, а в § 51 описан и случай недостойного Причащения. В этом «Деяния [Иуды] Фомы» вновь сходятся с последующей церковной традицией.
В § 133 формула при преподании причащения отсутствует — вне всякого сомнения, потому, что ее обычное содержание включено в состав самой евхаристической молитвы:
И когда они были крещены и облачены, положив хлеб на трапезу, он благословил и сказал:
Хлеб жизни, ядущие который пребывают нетленными;
Хлеб, насыщающий алчущие души своим блаженством;
Ты — сподобивший принять дар, с тем, чтобы совершил Ты нам оставление грехов, и
ядущие Тебя стали бессмертными;
нарицаем Тебя именем Матери, сокровенного таинства начал и властей скрытых;
нарицаем Тебя Именем Твоим, Иисусе.
И сказал:
Да приидет сила благословения и да вселится в хлеб, чтобы все причащающиеся души
были освобождены от грехов.
И, преломив, преподал Сифору и его жене и дочери.
Евхаристическая молитва в § 158 отличается от двух других: она не содержит эпиклетического призывания, но представляет перечисление событий Страстей и Воскресения Господа Иисуса Христа, каждому из которых сопоставлено то или иное прошение от лица верных.
Формула при причащении здесь также отличается от других по своему содержанию: она сконцентрирована не на оставлении грехов, но на спасении, радости и здоровье. Вероятно, эти особенности повествования в § 158 можно объяснить близостью к финалу всего памятника.
Когда же они поднялись, взяв хлеб и чашу, благословил и сказал:
Тело Твое Святое, за нас распятое, едим и Кровь Твою, за нас пролитую во спасение,
пьем;
да будет нам Тело Твое спасением, и Кровь Твоя — во оставление грехов.
Вместо же желчи, которую Ты испил за нас, да удалится от нас желчь диавола;
вместо же уксуса, который Ты выпил за нас, да будет подкреплена немощь наша;
вместо же оплевания, которое Ты принял за нас, да получим мы росу Твоей благости;
и вместо трости, которой Ты был избит за нас, да получим мы совершенное жилище;
а поскольку терновый венец Ты принял за нас, да украсимся мы, возлюбившие Тебя, неувядающим венцом;
вместо же плащаницы, которой Ты был обвит, и мы да будем опоясаны непобедимой Твоей силой;
вместо же гробницы новой и гроба, да получим мы обновление души и тела;
а поскольку Ты восстал и воскрес, и мы, воскреснув, да живем и да станем пред Тобой на праведном суде.
И преломив Евхаристию, дал Вазану и Терции, и Мнисаре, и жене Сифора, и <его> дочери и сказал:
Да будет вам Евхаристия сия во спасение и в радость и во здравие душ ваших.
И они сказали: Аминь.
И услышали они голос, глаголющий: Аминь. Не бойтесь, но только веруйте.
В целом, описания Евхаристии в «Деяниях [Иуды] Фомы» — вопреки тому, что некоторые исследователи усматривали в этом памятнике те или иные неортодоксальные, в частности гностические, тенденции, — вероятно, отражают действительную сирийскую литургическую практику III века. 5
Деяния Иоанна
Следующий апокриф, «Деяния Иоанна», был широко известен в различных гностических
течениях и, несомненно, претерпел их влияние. Впрочем, гностические вставки и пеработки в «Деяниях Иоанна» достаточно надежно вычленяются и могут быть исключены. Повествования о совершении Евхаристии к ним не принадлежат, но относятся — по крайней мере, частично, — к первоначальному, еще не поврежденному гностиками, тексту памятника.
Всего таких повествований — два или три. В широко известной редакции «Деяний Иоанна» о Евхаристии говорится в описании чуда, совершенным апостолом на гробнице обращенной им в христианство Друзианы, а также в рассказе о кончине самого апостола 6. Но в папирусном отрывке «Деяний Иоанна» P. Oxy. VI 850, IV в., сохранилось еще одно фрагментарное описание Евхаристии. 7
Во всех случаях приведены и евхаристические молитвы, произнесенные, согласно повествованию, апостолом Иоанном. Евхаристическая Чаша нигде не упоминается, что позволило некоторым исследователям предположить, что «Деяния Иоанна» отражают практику совершения Евхаристии только на хлебе 8.
Описание Евхаристии на гробнице Друзианы многие ученые считали древнейшим
упоминанием о раннехристианской практике совершать Евхаристию на гробницах мучеников. Впрочем, о совершении Евхаристии на гробу умершего человека в «Деяниях Иоанна» речь, вообще говоря, не идет, поскольку сначала здесь описано воскрешение Друзианы, а лишь затем — совершение, с ее участием, Евхаристии 9.
Евхаристическая молитва из § 85 «Деяний Иоанна» представляет собой прославление Христа и благодарение Ему:
И сказав это, Иоанн, помолившись и взяв хлеб, отнес преломлять в гробницу, и сказал:
Славим Твое Имя,
обратившее нас от заблуждения и безжалостной лжи;
славим Тебя, показавшего нам воочию то, что видим;
свидетельствуем о Твоей разнообразно явленной благости;
восхваляем Твое благое Имя, Господи, посрамляющее посрамленных Тобою;
благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, ибо убеждены […] пребываешь неизменен;
благодарим Тебя, природу, нуждающуюся в спасаемой природе;
благодарим Тебя, давшего нам неотвратимую веру сию,
что Ты — единственный Бог и ныне, и всегда;
благодарим Тебя, Твои рабы, собранные по велению и восстанавливаемые, о Святой.
И помолившись так и прославив, вышел из гробницы, причастив всех братий Господней
Евхаристии.
Присутствующие здесь темы прославления принадлежащего Христу «благого Имени» и
размышления о знании и вере, данных Господом христианам, а также упоминание темы собрания вместе позволяют сопоставить эту молитву с аналогичными молитвами «Дидахе».
Евхаристическая молитва из § 109 «Деяний Иоанна» — более пространна:
И попросив хлеб, возблагодарил, говоря так:
Какую хвалу или какое приношение или какое благодарение, преломляя хлеб сей,
наименуем, кроме как Тебя одного, Иисусе?
Славим Тебя, Имя Отца, названное Тобою;
славим Тебя, Имя Сына, названное Тобою;
славим Тебя, Врата входа;
славим Тебя, Воскресение, явленное нам Тобою;
славим Тебя, Путь;
славим Тебя, Семя, слово, благодать, вера, Соль, невыразимая жемчужина, сокровище, плуг, рыболовная сеть, Величие, диадема, ради нас названный Сыном Человеческим, Истина, упокоение, знание, сила, заповедь, Дерзновение, освобождение, прибежище в Тебе;
ибо Ты, Господи, — корень бессмертия и источник нетления и основание веков, названный всеми сими <именами> ради нас, чтобы мы, называя тебя ими, познавали бы Твое величие, которое нам, находящимся здесь, недоступно для созерцания, а доступно для созерцания только чистым, <совершенствуемым> по образу, <что> в Твоем единственном Человеке.
И, преломив хлеб, подал им, пожелав каждому брату быть достойным Господней благодати и святейшей Евхаристии. Когда же и он сам подобным образом вкусил и сказал:
И мой удел да будет с вами, и мир, возлюбленные, он сказал Виру: Взяв с собой двух братьев и корзины с мотыгами, следуй за мной.
В молитве перечислено множество образных наименований Христа, из которых одни взяты из евангельских притч и бесед Спасителя (напр., «путь», «соль», «сокровище»), другие представляют собой богословски менее понятные выражения (напр., «источник нетления и основание веков» (πηγὴ τῆς ἀφθαρσίας κα ἡ ἕδρα τῶν αἰώνων)) 10.
Восхвалению Господа Иисуса посвящена и фрагментарно сохранившаяся молитва из P. Oxy. VI 850.
Деяния Петра и Деяния Павла
Описания Евхаристии в «Деяниях Петра» и в «Деяниях Павла» — значительно лаконичнее. В 5-й главе так называемого Верчелльского фрагмента «Деяний Петра» 11 сразу после рассказа о Крещении новообращенного сказано:
Взял хлеб Петр и возблагодарил Господа, Который его удостоил Своего святого служения, и за то, что он явился им в виде юноши, сказав: «Мир вам»: Высочайший и единственный святой, Ты воистину явился нам, Боже Иисусе Христе, во имя Твое только что <сей> был засвидетельствован и запечатлен святой Твоей печатью; поэтому во имя Твое я приобщаю его Твоей Евхаристии, чтобы он был совершенным Твоим рабом, во веки без упрека.
В «Деяниях Павла и Феклы» 12, также в 5-й главе, упомянуто «преломление хлеба», сопровождавшееся «преклонением колен» и «словом Божиим о воздержании (ἐγκρατείας) и Воскресении» (упоминание «энкратии» позволяет сопоставить это место с 4-м фрагментом «Деяний Павла» 13, где говорится, как апостол Павел «преломил хлеб и принес воду»).
Гностические тексты
В завершении нашего доклада можно кратко остановиться на гностических текстах, упоминающих Евхаристию. Среди них выделяется «Евангелие от Филиппа», характеризующееся перечислением целого ряда таинств: «Господь [создал] все в тайне (μυστήριον): Крещение (βάπτισμα), Помазание (χρῖσμα), Евхаристию (εὐχαριστία), Искупление (ἀπολύτρωσις) и Брачный чертог (νυμφών)» (Nag Hammadi Codex II 3 67. 27–30).
Этот ряд соответствует последовательности инициации гностика от низших ступеней посвящения к высшим. Нельзя не заметить, что первые три гностических «таинства» совпадают с православным представлением о жизни в Церкви, таким образом, сакраментальная система валентиниан 14, из среды которых и происходит этот памятник, вероятно, осмыслялась ими как усовершенствование церковной.
Об интересе гностиков к сакраментологическим теориям можно судить и из творений священномученика Иринея Лионского, который, в частности, впервые упоминает термин «эпиклеза», причем в контексте именно гностического богослужения (Iren. Adv. Haer. I. 7. 1–2, см. также I. 13. 2), и др.
Заключение
В целом, данные раннехристианских апокрифов подтверждают то значение Евхаристии для церковной общины, о котором говорится в Новом Завете, и сообщают ряд ценных сведений о путях развития евхаристического богослужения в доникейскую эпоху.
1 Acta Thomae (изд.: Klijn A. F. J. The Acts of Thomas: Introduction, Text and Commentary. Leiden, 2003. (= Supplements to New Testament; 108)), §§ 27, 29, 49–51, 120–121, 133, 158. Памятник сохранился в двух версиях — греческой и сирийской; в нашем анализе мы использовали обе.
2 См.: Messner R. Zur Eucharistie in den Thomasakten: Zugleich ein Beitrag zur Frühgeschichte der eucharistischen
Epiklese // Crossroad of Cultures: Studies in Liturgy and Patristics in Honour of G. Winkler. R., 2000. P. 493–513 (= Orientalia Christiana Analecta; 260); Myers S. Spirit Epicleses in the Acts of Thomas. Tübingen, 2010 (= Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament 2. Reihe; 281)
3 Здесь и ниже все переводы наши. Перевод «Деяний [Иуды] Фомы» сделан с греческой версии памятника.
4 Из прочего контекста памятника понятно, что под этими «близнецами» автор имеет в виду Господа Иисуса (видимо, по человеческой природе) и самого апостола Фому.
5 См.: Rouwhorst G. La célébration de l’eucharistie selon les Actes de Thomas // Omnes circumadstantes: Contributions
Towards a History of the Role of the People in the Liturgy: Presented to H. Wegman. Kampen, 1990. P. 51–77.
6 Acta Ioannis (изд.: Junod E., Kaestli J.-D. Acta Ioannis. Turnhout, 1983 (= Corpus Christianorum. Series Apocryphorum; 1), §§ 72, 85–86, 109–110.
7 См.: Junod, Kaestli. Op. cit. P. 119. 8
8 Впрочем, аргумент от умолчания не сам по себе не обладает большой силой. С другой стороны, в позднейшем прибавлении к «Деяниям Иоанна», объединенном в первом издании этого памятника с древнейшими частями (§ 10), упоминается чаша с ядом (φάρμακον), о которой апостол Иоанн молится, чтобы она сделалась для него «как Чаша Евхаристии» (ὡς ποτήριον εὐχαριστίας).
9Археологические данные также не подтверждают существования практики служить Евхаристию на гробах в доникейской Церкви (см.: Izzo J. The Antimension in the Liturgical and Canonical Tradition of the Byzantine and LatinChurches. R., 1975. P. 13–20); лишь с IV века в Церкви начала распространяться практика служения литургии на гробах святых или
помещения святых мощей под престолы храмов.
10 Впрочем, согласно Э. Жюно и Ж. Д. Кестли, подготовившим критическое издание «Деяний Иоанна», эта молитва не принадлежит первоначальному тексту памятника (Junod, Kaestli. Op. cit. P. 566–567).
11 Clavis Apocryphorum Novi Testamenti, № 190. III.
12 Ibid, № 211. III.
13 Ibid, № 211. I.
14 Подробнее о ней см.: DeConick A. The True Mysteries: Sacramentalism in the Gospel of Philip // Vigiliae Christianae.
Leiden, 2001. Vol. 55. P. 225–261.