Феликс Разумовский запускает цикл передач об истории русского либерализма
В ходе передачи историк попытается ответить на вопрос, почему российское либеральное движение, сформировавшее целую эпоху, постсоветское двадцатилетие, стремительно теряет не только политический вес, но и культурное влияние.
Он напоминает, что, согласно данным последнего опроса фонда «Общественное мнение», положительно к либералам относятся лишь 18% граждан России. «История русского либерализма — глубоко трагичная по своей сути — требует не обличения, а спокойного, вдумчивого разговора», — уверен Феликс Разумовский.
На русской почве либерализм зародился во второй половине XVIII века в значительной мере под влиянием культурной политики Екатерины Великой. «Русская власть, далеко ушедшая по пути петровской европеизации, нуждалась в образованном, внутренне свободном помощнике. Именно помощнике, а не послушном исполнителе. Задача формулировать характер российских преобразований могла стать миссией либерального течения. И это было бы вполне в духе европейской традиции», — отмечает историк.
«Свободный Гражданин — вот основа европейской цивилизации нового времени. Он, свободный Граждан, творец современной Европы, ревниво и трепетно защищает свое «личное пространство». А вместе с тем, не противостоит своему государству, но созидает его. Европейский либерализм научил государство уважать свободного гражданина, а гражданина ценить свое государство», — говорит Феликс Разумовский.
Однако в России, по его словам, с момента зарождения либерализма произошел некий «срыв» — идеология стала навязывать парадигму цивилизационной неполноценности страны. Огромную страна, со своей колоссальной культурной традицией, либеральные деятели пытались убедить в том, что она способна развиваться, только копируя западные стандарты и постепенно становясь «нормальной европейской страной».
В новом историческом цикле программы «Кто мы?» перед зрителем предстанет череда русских либеральных проектов и идей, а также судьбы людей, вдохновленных этими идеями. Первая программа цикла — своего рода исторический пролог — будет посвящена ответам на вопросы, каковы истоки европейского (английского) либерализма, какая духовная традиция стояла за принятой в 1215 году Великой Хартией вольностей и чем эта традиция отличается от мирочувствия граждан Новгородской республики.