В сознании обитателей Европы албанцы ассоциируются с воинствующим исламизмом, хотя с начала второй мировой войны ни одной заслуживающей доверия переписи населения в стране не проводилось. В конце 1930-х годов около 70 % албанцев были мусульманами, 20 % — православными и 10 % — католиками.
В начале ХХ века территория Албании принадлежала Османской империи. Албанская нация, фактически, не существовала. Османы старались разделить албанцев по религиозному принципу через систему миллетов, против чего не возражал и Константинопольский Патриархат, в юрисдикции которого находились православные албанцы.
Большинство ощущало себя, однако, не абстрактными «албанцами», а членами кланов. Кланы управлялись (и управляются до сих пор) нормами обычного права – «кануна». К тому же албанцы говорили на разных диалектах, ни один из которых не был литературным. Формирование албанского языка и представлений о единстве албанской нации происходит только в период «национального пробуждения» 1878-1912 годов.
Феофан Стилиан Мавроматис Ноли родился 6 января 1882 года в небогатой православной семье и получил образование в греческой школе. Он был человеком разносторонних дарований: писателем, поэтом, композитором, журналистом, дипломатом и переводчиком; владел 13 иностранными языками.
Возможно, в юности он считал себя скорее греком: его ранние статьи подписаны «Феофан Мавроматис». Но со временем молодой человек начинает использовать албанизированные имя и фамилию, войдя в историю как Фан Ноли.
Молодой Фан Ноли поездил по империи, освоил много профессий (в том числе актера) и стал участником албанского националистического движения, а в 1906 году отправился в Америку, где превратился в заметного деятеля албанской диаспоры. Он редактировал газеты и возглавлял политические организации.
Один из главных проектов Ноли – создание независимой Албанской Церкви.
Несмотря на соблазн оценить деятельность Фана Ноли как «раскольническую», нельзя упускать из виду исторический контекст. Албанский народ разделяли не только кланы и языки, но и религии, что стало для интеллектуалов-националистов поводом отказаться от религии вообще. В результате, писал в 1907 году Фан Ноли, «шкиптар» (албанец) стал синонимом «масона».
Ноли полагал, что создание Албанской Церкви будет меньшим злом по сравнению с атеизмом. С другой стороны, некоторые националисты призывали обратить всех албанцев в ислам, протестантизм или католицизм, создать синкретическую чисто албанскую религию… Греческие иерархи, увлеченные филоэллинизмом, пытались отождествить православных албанцев с греками.
На таком фоне действия Ноли можно если не оправдать, то понять. Во всяком случае, Российская Церковь его поняла.
В 1907 году собрание православных албанцев Новой Англии провозгласило автономию Албанской Православной Церкви в юрисдикции Российской Церкви. Фан Ноли стал ее первым священником: в феврале 1908 года, в Нью-Йорке, он был рукоположен архиепископом Алеутским и Северо-Американским Платоном в дьяконы, а в марте – в иереи.
Уже через две недели он отслужил первую литургию на албанском языке (в собственном переводе). Став священником, Ноли продолжает активно участвовать в националистическом движении. В 1912 году он основал всеалбанскую Федерацию «Ватра» (Очаг), постепенно приобретавшую влияние в диаспоре и Албании. Параллельно Ноли получил степень бакалавра литературы в Гарвардском университете.
Независимость Албании была провозглашена в 1912 году, но до появления работающих институтов государства было еще далеко. Ноли внес неоценимый вклад в признание Албании великими державами, добившись приема страны в Лигу Наций в 1920 году.
Поскольку в Албании современные политические институты отсутствовали, албанцы диаспоры, более образованные и политически активные, получили возможность участия в политической жизни страны. Фан Ноли стал одним из лидеров буржуазно-демократических сил, одновременно выражавших революционно-социалистические идеи (настоящих социалистов и коммунистов в Албании почти не было).
В ноябре 1918 года священник Феофан Ноли принял монашеский постриг и стал архимандритом. В 1919 году Синод Российской Церкви избирает его епископом, но официальная хиротония не состоялась, что не помешало Ноли именовать себя «епископом».
Лишь в 1923 году он был хиротонисан двумя архиереями Константинопольского патриархата, хотя официальный Константинополь никогда не признавал этой хиротонии. Монашеских одежд Ноли обычно не носил: на фотографиях можно видеть строгий костюм с галстуком. Феофан Ноли был принципиальным сторонником полного отделения религии от политики.
В националистическом движении Албании после провозглашения независимости выделяются демократы-реформаторы, представленные Ноли, и консерваторы-авторитаристы во главе с аристократом Ахметом Зогу.
Вернувшись в Албанию, Ноли делает политическую карьеру: он был членом парламента, затем министром иностранных дел. Его называют «красным епископом». В 1922 году первый Албанский православный собор провозгласил автокефалию Албанской церкви (Константинополь признает ее только в 1937 году).
Ноли, стремившийся противодействовать установлению диктатуры Ахмета Зогу, возглавил июньскую демократическую революцию 1924 года.
17 июля епископ Феофан был провозглашен премьер-министром, а затем – регентом (по условиям, навязанным великими державами, Албания должна была стать монархией).
«Красный епископ» выдвинул амбициозную программу реформ, самой насущной из которых была аграрная – передача крестьянам помещичьей земли. Программа провалилась.
Прекраснодушный идеалист, Ноли почти не знал родную страну, которую покинул в ранней молодости. Поставленные им цели были нереалистичны, средств их достижения он так и не нашел. Албанские крестьяне надеялись, что революция покончит с помещичьим землевладением, среди них распространялись слухи о Советской России. Они ждали от правительства Ноли радикальных действий, но не дождались. В некоторых частях страны крестьяне начали самовольно захватывать земли феодалов; против них выдвинули жандармерию. Половинчатые реформы Ноли вызывали раздражение и землевладельцев, и крестьян.
Кроме того, у Ноли не было адекватного представления о безграничном цинизме великих держав. Он применил все свои таланты оратора и дипломата, пытаясь убедить европейские державы признать новое правительство и – главное – оказать Албании материальную помощь. Несколько раз он лично выступал перед Лигой Наций, срывая аплодисменты.
Но великие державы воспринимали июньскую революцию как позднее продолжение коммунистических восстаний в Европе и сделали ставку на быстрый крах нового правительства. Советский Союз, напротив, был заинтересован в установлении дипломатических отношений, но западные страны запретили албанскому правительству продолжать начатые контакты.
Несмотря на это, связи «красного епископа» с СССР дали Ахмету Зогу, скрывшемуся в Белграде, повод провозгласить себя борцом с революционным большевизмом. Когда в декабре 1924 года вооруженные отряды Зогу перешли границу Албании, вместе с ними воевали остатки белой армии, нашедшие убежище в Югославии.
24 декабря правительство Ноли, при полном невмешательстве великих держав и Лиги Наций, было свергнуто. Ноли навсегда покинул Албанию, так как Зогу, который 1 сентября 1928 года провозгласил себя королем, вынес ему заочный смертный приговор.
Первое время после изгнания Фан Ноли пытался создать за рубежом единый демократический фронт против диктатуры Зогу.
«Красный епископ» установил контакты с СССР, Коминтерном и Коммунистической балканской федерацией. Он жалел о собственной нерешительности в проведении аграрной реформы.
В 1927 году Ноли выступает на конгрессе «друзей Советского Союза» в Москве с восторженной речью. «Я восхищен тем, что лично увидел первое рабоче-крестьянское государство, которому предстоит великая будущность» — сказал он.
Феофан Ноли долго скитался по миру, прежде чем в 1932 году вернуться в США с репутацией опасного большевика и едва ли не атеиста. Его ждали трудные времена. Дело дошло до того, что когда Ноли был тяжело болен и нуждался в деньгах, его больничные счета согласился оплатить один-единственный человек: король Зог Первый.
В 1939 году, после оккупации Албании Италией, Зог даже предложит Ноли стать премьером правительства в изгнании – но Феофан откажется…
Победив болезнь, Ноли, в возрасте 53 лет, поступает в Бостонскую консерваторию и с успехом ее заканчивает. Затем в Бостонском университете (1945 год) он получает степень доктора философии за диссертацию о Скандербеге, которому посвятил также рапсодию. Ноли был одним из творцов мифа о Скандербеге как «национальном герое Албании». Ранее Скандербег успел попутешествовать по разным мифологиям, побывав и «героем православия», и «героем славян».
После 1944 года Ноли устанавливает контакт с Энвером Ходжей и пытается склонить США к признанию коммунистического правительства в Тиране. Его вновь подтвердившаяся репутация «красного епископа» провоцирует враждебность албанской диаспоры и внимание со стороны ФБР. Ходжа высказывал Феофану Ноли всяческое уважение, приглашал его вернуться в Албанию. Лишь в 1967 году Ходжа начнет форсированный переход к коммунизму и запретит албанцам исповедовать любые религии.
Фан Ноли скончался во Флориде 13 марта 1965 года в возрасте восьмидесяти трех лет.
Источники:
Смирнова Н.Д. История Албании в ХХ веке. М.: Наука, 2003.
Developing Cultural Identity in the Balkans: Convergence vs Divergence. Ed.by R.Detrez, P.Plas. Peter Lang, 2005.
Foti Cici. Biographical Notes оn Noli’s Liturgical Background. 05/03/2011. (http://bizantin.wordpress.com/2011/03/05/biographical-notes-on-nolis-liturgical-background/)
Theophan (Noli) of Durres (http://orthodoxwiki.org/Theophan_(Noli)_of_Durres).
Читайте также: