Румынская картина «За холмами» вышла в прокат. Её режиссёр — Кристиан Мунджиу — в 2007 году поразил киносообщество своей дебютной работой «4 месяца, 3 недели и 2 дня», получив за эту работу главный приз Каннского фестиваля. В этом году Мунджиу вновь вернулся в Канны с картиной «За холмами», и вновь лента с наградами: за сценарий (Кристиан Мунджиу) и за исполнение двух главных женских ролей (актрисы Космина Стратан и Кристина Флутур).
Алина и Войчита дружили с самого детства и любили друг друга. Затем одна уехала на заработки в Германию, и пока её не было, другая подалась в монастырь. Вернувшись в Румынию, Алина решила забрать Войчиту и начать новую жизнь. Но подруга детства уже не та, что раньше. Да, и сама Алина серьёзно больна. Далее — скандалы, ревность, поджоги и насильственная смерть от рук монахинь и настоятеля.
Всё, что показывает Мунджиу, кажется невероятным. Но в основе сценария — реальная история, произошедшая несколько лет назад. При этом фильм ни в коем случае нельзя назвать направленным против Церкви. Нет, режиссёр обращает внимание на различие между истинной верой и безумным фанатизмом. В душе Войчиты живёт та самая, настоящая вера, но окружение не даёт ей верить так, как чувствует сердце, требуя жить как все.
Сам Мунджиу говорит, что его «лента в большей степени посвящена разнице между духом христианства и беспрекословным подчинением правилам». Как пример можно привести эпизод, в котором одна из героинь читает перечень грехов. Их оказывается более четырёх сотен, но тут же каждая из обитательниц монастыря прощает девушке её грехи. Прощают, но для того, чтобы чуть позже обвинить её в более тяжких проступках.
Надо отдать должное режиссёру: стараясь не потревожить чувства верующих, сцены экзорцизма он не показывает. Он, вообще, почти не даёт пояснений и подробностей. Мы слишком мало знаем о прошлом обеих героинь. Мы почти ничего не знаем об их недавнем настоящем. Зритель в праве сам додумать, придумать, дорисовать. Отсутствием подробностей новая картина Кристиана Мунджиу отличается от предыдущей, полной тонко и точно прописанных мелочей.
Впрочем, сходств всё-таки больше, чем различий, что не удивительно — один автор, один почерк. Например, лента «За холмами» также состоит из эпизодов, снятых одним кадром. Сцена может длиться несколько минут без единой монтажной склейки, что создаёт эффект абсолютной документальности. Кроме того, как и в «4 месяцах…», в новом фильме главные героини — две подруги. Принципиальная разница, пожалуй, лишь в том, что «4 месяца…» держали зрителя в напряжении, а «За холмами» — долгая и позволяющая заскучать история. Два с половиной часа — слишком много: повествование как будто ходит по кругу, а диалоги, сцены, ситуации зачем-то повторяются.
Режиссёр, кажется, так хотел снова попасть в Канны, что сделал типичное европейское фестивальное кино. В нём есть немного от братьев Дарденнов, немного от Ларса фон Триера. Даже основная идея чем-то схожа с тем, о чём говорят знаменитые бельгийцы и датчанин. Словно идя по их стопам, Мунджиу показывает мир, расколотый надвое. В данном случае это — мир светский и мир внутри монастыря.
У каждой из этих двух частей своё понимание добра и зла, греха и добродетели. Но по обе стороны баррикад люди заражены общей болезнью — равнодушием. И по большому счёту, главная героиня погибает вовсе не потому, что её до смерти замучили в монастыре, а потому, что она никому не нужна. В детстве от неё отказалась мать, затем её не захотели видеть в приёмной семье, после её не стали лечить в больнице. Так что смерть, пожалуй, лучший для неё выход из этой темницы равнодушия.
Читайте также:
Фильм «Любовь» Хайнеке: Любовь как искусство, религия и жизнь
«Духless». Ненастоящее кино и несостоявшееся самобичевание
«Прометей»: то, во что мы выбираем верить