Вышедшая в прошлом году, но по-прежнему доступная в продаже книга философа Виталия Куренного «Философия фильма: упражнения в анализе», несмотря на серьезное название, может представлять интерес для довольно широкого круга читателей. Ведь анализу в ней подвергаются в основном популярные кассовые голливудские фильмы — в первую очередь боевики. В их числе: «Рембо», «Матрица», «Терминатор», «Пираты Карибского моря» и многие другие. «Философия фильма» представляет собой не выдержанную в едином ключе монографию, а сборник статей, которые могут быть прочитаны и по отдельности и среди которых каждый, кто интересуется кино, найдет для себя что-нибудь интересное.
Виталий Куренной больше всего внимания, пожалуй, уделяет именно теме боевика. На примере американских блокбастеров он убедительно показывает, что эти фильмы, несмотря на большое количество содержащихся в них сцен насилия, служат в первую очередь утверждению сугубо положительных ценностей. Да, герой боевика дерется, стреляет, нередко даже убивает «плохих парней», нарушает закон, но все это обусловлено тем, что закон или — в несколько более широком смысле — нормальное положение вещей уже были нарушены. Все, что делает герой, он делает исключительно для их восстановления, причем действует он в такой ситуации, когда ни полиция, ни власти, ни общество в целом сами по ряду причин не в силах ничего изменить.
Сжатый пересказ является лишь бледным подобием того остроумного, изобилующего примерами анализа, которому подвергаются картины, хорошо известные практически каждому зрителю. И проблематика американского боевика — это, по сути, только одна из линий книги. Однако именно на фоне выявления механизмов смыслообразования, характерных для голливудского кино, отдельный интерес представляет сравнение наших отечественных фильмов с западными. По мнению Куренного, российским режиссерам в основном недостает понимания того, какую «идейную» нагрузку могут и должны нести в себе те или иные элементы сюжета. Поэтому отечественные картины, особенно те, которые фактически являются ремейками голливудских сюжетов, на деле представляют собой только компиляции из заимствованных внешних элементов, скомпонованных в достаточно произвольных сочетаниях и не доносящих до зрителя никакого «положительного сообщения». Тот же посыл, который им все-таки удается передать, зачастую оказывается неясным, туманным.
Не будучи киноведом по профессии, автор с искренним интересом относится к феномену так называемого массового кино, которое довольно редко удостаивается внимания серьезных исследователей. Блокбастеры — это своеобразный инструмент познания современного общества, главенствующих в нем воззрений и тенденций. Причем инструмент весьма эффективный.
Помимо проблематики, характерной для боевиков, в одной из входящих в книгу статей подробно разбираются варианты представления в кинематографе нескольких последних десятилетий темы апокалипсиса — как техногенного и экологического, так и являющегося следствием разнообразных причин сверхъествественного порядка. При этом независимо от вида источника глобальной угрозы, как заключает Куренной, в типичных американских фильмах, повествующих о конце света, транслируется идея, что спасти человечество может только оно само, мобилизовав собственные силы и технологии, тогда как идея высшего Божественного суда в подобных картинах никак не затрагивается.
Следует признать, что, несмотря на популярный предмет, выбранный для анализа, книга Виталия Куренного является, конечно, не таким же легким чтением, как голливудское кино — зрелищем. Автор, прежде всего, философ и постоянно ссылается на других философов и использует соответствующую терминологию, с другой стороны, практически никакой специальной киноведческой лексики в тексте статей нет. Хотя «Философия фильма» и требует от читателя определенной сосредоточенности и эрудиции, нужно учесть, что отечественный книжный рынок не изобилует литературой, посвященной теме кинематографа, тем более современного, тем более массового. И уж однозначно немного найдется таких интересных и увлекательных книг, говорящих о подобных вопросах. Вне всякого сомнения, «Философия фильма» — настоящий подарок для внимательного читателя и кинозрителя. Изучение этой книги способно значительно изменить, расширить взгляд даже на развлекательное кино, научить новым способам понимания различных уровней заложенных в него смыслов.
См. другие материалы по теме