Болезнь. Она приходит внезапно или же симптомы проявляются постепенно, заболеть может как младенец, так и престарелый. Никто не избегает болезни, от простуды до (страшно подумать!) рака, от недомогания до палаты реанимации, такова страшная реальность болезни в нашем мире.
Каждый сталкивается в своей жизни с болезнью, и христианину важно определиться, как же он должен поступать? Лечиться или молиться? Где искать источник исцеления — в Боге или враче? И нужно ли нам это исцеление, не лучше ли, претерпев страдания, подготовиться к Жизни Вечной?
Врачебное искусство известно нам с раннебиблейских времен (Быт. 50: 2). Уже в христианские времена святитель Иоанн Златоуст призывает нас обращаться к врачам, а не шарлатанам (Иоанн Златоуст. 13. Слово 13 о болезни и врачах). Значит, к врачам обращаться необходимо? Да, если мы видим в этом дар Божий, тогда грех не принимать Божию помощь от человеческих рук.
Вспомним старый анекдот про потерпевшего кораблекрушение и отказывающегося от помощи спасателей. Когда он все-таки утонул, Господь сказал ему: «Не Я ли посылал тебе лодку?»
Так же и здесь, Господь посылает нам Свою помощь через специально обученных лечить людей врачей, наш отказ от лечения в данной ситуации — это отказ от Божией помощи. Ища чуда там, где достаточно человеческих усилий — отсутствие смирения и претензия на исключительность, то есть гордыня. Хотя иногда здесь виновна не гордыня, а обман.
Приведу два примера из моей жизни.
Одна замечательная, духовно настроенная монахиня заболела раком. Первым делом она обратилась к своему духовнику, достаточно известному и почитаемому за старца священнику. И услышала такие слова: «К врачам идти не надо, я исцелю тебя». Матушка строго исполняла слова духовника, ничего не ела неделями, читала обширное молитвенное правило, ежедневно помазывалась маслом от чудотворных икон. И… умерла от своей страшной болезни.
Могли ли ей помочь врачи, не знаю, но печален опыт разочарования тех, кто видел веру монахини в своего духовника и ее печальную участь. Если бы не прозвучало обещание исцеления, если бы духовные методы борьбы с болезнью были соединены с врачебным лечением, то беды не произошло бы.
Плохо, что для некоторых разочарование в «старце» привело к разочарованию в Православии. Конечно, культ личности «старцев» печальное явление в Церкви, но для многих это очень серьезное испытание веры — разочароваться в правильности духовного состояния человека, однозначно более опытного в молитвенной и аскетической практике. Нет смысла называть имя этого священника, такой пример, увы, не единичен.
О другом случае я не просто подробно слышал, но и видел во всех подробностях происходящее. Новорожденный ребенок со страшной грыжей. Могли ли спасти ее врачи, сложно ответить на этот вопрос. Но родители отказались от лечения и уехали из Москвы в Ивановскую область в Кузнецово (именно там затем образовалась секта новосимоновцев, главу которых, схимонаха Симона (Ширяева) с его окружением пришлось удалять из Казанского монастыря). Схимонах Симон уверил молодых родителей, что он исцелит их ребенка. Когда же девочка скончалась, то ее нарекли мученицей и пытались создать культ вокруг ее смерти и могилы. К счастью, очень скоро это самосвятство было пресечено архиерейской властью.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что попытки «испросить чудо» там, где достаточно естественного вмешательства в состояние здоровья — неоправданное упование на собственную исключительность или же доверие к тому человеку, который кажется нам прямым проводником Божией воли. И то, и другое очень опасно. На этом пути неизбежны разочарования и глубокие духовные падения.
Но жизнь христианина и так есть чудо. Господь незримо печется о каждом из нас, и очень важно, обращаясь к врачу или же просто принимая таблетку от головной боли, осознавать, что именно Бог есть целитель наших душ и тел. Не столько видимым чудесным вмешательством, сколько не всегда даже осознаваемым нами самими попечением о нас мы живы и хранима Божией благодатью.
Поэтому, не отвергая обычного лечения, нам важно помнить, что ежеминутно и даже ежесекундно Господь вмешивается в нашу жизнь, направляя ее на тот путь, который ведет нас ко спасению. На этом пути неизбежны скорби, болезни и страдания, потому что ими исцеляется наша душа. Но мы не знаем воли Божией, поэтому так важно не отвергать руки помощи, которая протягивается нам в виде лекарств, врачей и больниц, помня о том, что истинный Врач у нас один — Господь Бог, «Врач душ и телес».
Здоровья вам, дорогие братья и сестры!