Периодически ученые и не только британские пробуют доказать что-то из области веры. В социальных сетях несколько дней обсуждается неновое сообщение о том, что крестное знамение имеет «мистическую силу» и очищает еду, которую перекрестили. Почему так притягательны подобные «доказательства»? Размышляет протоиерей Максим Первозванский, выпускник МИФИ, главный редактор журнала «Наследник».
Магическое восприятие мира – первичное, самое простое и грубое религиозное восприятие.
В условиях, когда человек не знает, не чувствует живого Бога, не пытается с Богом установить связь, в нем все равно живет изначально вложенное религиозное, священное, мистическое чувство. Но без знания живого Бога оно принимает самые грубые языческие формы.
Самая простая религиозная форма – магия, когда человек думает, что с помощью неких магических формул, заклинаний, обрядов, действий он может если не подчинить, то, по крайней мере, вынудить духовный мир дать какой-то эффект в его связи с материальным миром.
В ситуации, когда христианства в мире не было, подобные магические действия принимали формы примерно такие: нужно три раза поплевать, по дереву постучать, чтоб все хорошо было, присесть на дорожку и так далее. Чтобы в результате этих действий вызвать благосклонность Вселенной, Высших сил, богов. И тогда все будет хорошо: и вода чистая, и путь благополучный. Это живет и до сих пор.
Когда мы живем в мире, который христианством оплодотворен, наше христианство часто принимает формы, когда для человека главным оказывается не личность Иисуса Христа, Его связь с нами, Его спасение нас, а некие ритуалы, действия. Христианство начинает восприниматься как некая абстрактная религия. Отсюда – и то самое обрядоверие, о котором много говорится. Когда главным становится выполнить обряд: передать свечку через нужное плечо, правильно подойти к иконе, правильно приложиться, правильно прочитать молитву, не ошибившись ни в ударении, ни в слове. Понятно, что ошибаться не надо. Но речь о том, что неправильное ударение или не так прочитанное слово приводит к тому, что «молитва не подействует».
Вот под это «подействует — не подействует» часто подводится научная база. Я сам, поскольку в молодости принадлежал к научному сообществу, сталкивался с этим. Был конец восьмидесятых годов, религиозными вопросами интересоваться не запрещалось, у нас на кафедре радиационной физики работали люди, занимавшиеся подобными вопросами.
С такой точки зрения мы молимся, не обращаясь к Богу в живом общении, а вызываем определенный всплеск какой-то специальной энергии или еще чего-то. Или: после прочтения молитвы вода приобретает другие свойства, у нее меняется электропроводность или другие физико-химические характеристики. Все равно это попытка думать и считать, что за религиозными действиями и обрядами стоит некое магическое действие. Но к христианству, понятное дело, это не имеет практически никакого отношения.
А всплески интереса общественности к научному обоснованию христианских обрядов происходят регулярно. Вот, несколько лет популярностью пользовался фильм «Вода», где, кроме прочего, тоже говорилось, как меняются молекулы воды под действием молитвы (не только христианской).
Почему людям хочется научно обосновать моменты, связанные с верой? Потому, что некий эффект ведь равно есть. Человек молится, и, например, происходит выздоровление. Если бы люди не получали какого-то результата в своей религиозной жизни, тогда бы и верующих, наверное, было гораздо меньше.
Есть, конечно, примеры даже среди святых, которые переживали периоды «мистической пустыни», когда не чувствовали отклика, когда на все их молитвы Небеса молчали. Такое бывает, и человек все равно может продолжать оставаться христианином.
Но все-таки, так или иначе, массовое религиозное сознание воспитывается и подпитывается рассказами о чудесах, исцелениях, прозорливости — именно как действии Бога, а не мистических сил. И это нормально. Поэтому любой ответственный ученый скажет: «Да, эффект есть». Как объяснить это научному позитивистскому уму? Только одним способом, что есть какое-то воздействие, какая-то энергия, и так далее, которая появляется при правильном прочтении молитв, которые правильным каким-то образом сотрясают пространственно-временной континуум, который якобы изменяется в благоприятную для человека сторону.