Сегодняшнее чтение – пожалуй, одно из наиболее интересных в литургическом отношении среди всех 11 утренних евангелий: стихи из второй половины Евангелия от Иоанна мы слышим на весьма важных службах церковного года. Стихи 19–25, повествующие о явлении Иисуса ученикам и о недоверии Фомы словам других апостолов, читаются на вечерне в первый день Пасхи. Далее, в соответствии с евангельской хронологией, на восьмой день после первого дня Пасхи (т. е. в Неделю Антипасхи, или Неделю Фомину, или Новую неделю – в праздник Уверения Фомы, который по своим литургическим особенностям приближается к двунадесятым праздникам) на литургии вновь читаются те же строки, но уже с продолжением – о том, как Фома увидел Учителя и уверовал (т. е. стихи 19–31). Кроме того, стихи 19–23 образуют евангельское чтение на утрене Пятидесятницы – дня, когда мы празднуем рождение Церкви. Наконец, весь этот фрагмент целиком (стихи 19–31) читается на литургии в день минейной памяти апостола Фомы (6/19 октября).
* * *
Неверие Фомы в церковных песнопениях именуется прекрасным: «О доброе невение Фомино, верных сердца в познание приведе…» – рус. перевод: «О прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел…». Но оно прекрасно не только по своим последствиям, о которых говорится в этой красивой стихире, – оно замечательно само по себе. Да, Фома, вероятно, был скептик и пессимист. Достаточно вспомнить его реплику, которую приводит евангелист Иоанн: когда Иисус решил идти к Лазарю, чтобы «разбудить его», а ученики стали Его отговаривать (как мы знаем, безуспешно), Фома произнес с мрачной решимостью: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11:16). Он не был равнодушным и циничным человеком – нет, он, можно думать, был человеком очень основательным. Фома не был из числа тех, кто основывается на эмоциях; он боялся обмануться, боялся поверить в пустоту. Он предпочитал неверие легковерию. И вот когда он увидел Иисуса, когда он убедился в истинности воскресения своего Учителя, тогда он произносит слова, которых мы не видим больше нигде в Евангелии – ни у Иоанна, ни у синоптиков: «Господь мой и Бог мой!» Апостолы и другие уверовавшие в Иисуса как в Мессию люди называли Его Господом, Сыном Божьим, Христом (т. е. Помазанником, Мессией) – но один лишь Фома прямо исповедал Божество своего Учителя. Поистине прекрасно такое неверие, которое открывает и самому Фоме, и нам божественность Иисуса! В ответ на это признание, на это исповедание веры Спаситель произносит следующие слова (они стали поговоркой): «ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие». Здесь обычно усматривают лёгкий укор в адрес Фомы со стороны Иисуса. Но другие ученики не выше и не лучше Фомы в этом отношении: они точно так же увидели – и уверовали. В словах Христа можно скорее увидеть ободрение нам – не видевшим, но уверовавшим. Ободрение – и вместе с тем предостережение. Как может уверовать человек, не видевший Христа? Расспросите своих знакомых – каждый расскажет свою историю. Бывает так, что сам Бог приводит человека к Себе – через вдумчивое чтение Писания, через поиск ответов на вопросы о смысле жизни, о предназначении человека. Но немаловажную роль здесь играют христиане, которых человек, ищущий Бога, встречает на своем пути. И потому на нас лежит немалая ответственность: наши неверующие друзья и родственники, близкие и далекие от нас люди – они не могут увидеть Христа воочию, но они могут увидеть нас. И видя нас, они должны увидеть Христа. В этом наша задача, в этом наша миссия: не отвратить человека от Бога своей злобой и развращенностью, но явить ему Христа самой своей жизнью. С Божьей помощью эта миссия вполне выполнима, и для нее не нужно ни денег, ни заседаний, ни планирования на пять лет вперед. Будем жить свято – и будем светить нашим ближним!
* * *
В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иером. Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего Евангелия можно увидеть здесь. Ексапостиларий: Заключенным Владыко дверем, яко вшел еси, Апостолы исполнил еси Духа Пресвятаго, мирно дунув, имже вязати же и решати грехи рекл еси: и по осми днех Твоя ребра Фоме показал еси, и руце. С нимже вопием: Господь и Бог Ты еси. Перевод: Когда вошел Ты, Владыка, при запертых дверях, апостолов исполнил Всесвятого Духа: мир даровав им дуновением, велел им связывать и разрешать грехи; и через восемь дней ребра Свои и руки показал Фоме, с которым и мы взываем: «Господь и Бог Ты!» Богородичен: Твоего Сына яко видела еси от гроба воскресша тридневна, Богоневестная Пресвятая Дево, всю скорбь отложила еси, юже подъяла еси, яко Мати, егда узрела еси страждуща, и радости исполншися, со ученики Его почитающи Того, поеши. Темже иже Богородицу Тя ныне исповедающих спасай. Перевод: Когда Ты Сына Своего увидела, воскресшим из гроба в третий день, Божия Невеста, всесвятая Дева, то отложила всю скорбь, которую, как Матерь, претерпела, взирая на Него страждущего; и, радости исполнившись, вместе с Его учениками, торжествуя, воспевала Его. Потому и ныне спасай исповедующих Тебя Богородицею. Утренняя стихира: Яко в последняя лета, сущу позде от суббот, предстал еси другом Христе, и чудесем чудо извествуеши, заключеным входом дверным, еже из мертвых Твое воскресение. Но исполнил еси радости ученики, и Духа Святаго преподал еси им, и власть подал еси оставления грехов и Фомы не оставил еси в неверствия погружатися бури. Темже подаждь и нам разум истинный и оставление прегрешений, благоутробне Господи. Перевод: Как бы в конце времен, в поздний час первого дня по субботе, Ты явился Своим друзьям, Христе, и чудом чудо подтверждаешь, – приходом при запертых дверях – Твое из мертвых воскресение. И вот, Ты радости исполнил учеников, и Духа Святого им преподал, и даровал власть прощать грехи, и не оставил Фому погружаться в волнах неверия. Потому и нам подай знание истинное и прощение согрешений, милосердный Господи!