«Гость»: квест в поисках неба
В рамках конкурсной программы XXVI Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр», который проходит в эти дни в городе Сочи, состоялась премьера фильма «Гость», поднимающего вопросы поиска Бога современными молодыми людьми. Причем, поиска в прямом смысле этого слова… «Гость» — это остросюжетный фантастический роуд-муви, мистический квест, фильм-приключение, но в то же время создатель картины, режиссер Денис Родимин, автор и соавтор многих художественных и телевизионных фильмов, в числе которых «Бумер» и «Духless», определяет жанр картины, как «метафизический реализм». Главные роли в фильме сыграли литовский актер Арнас Федаравичус, дебютировавший в свое время в кино в фильме «Сибирское воспитание» Габриэле Сальватореса, и одна из ведущих актрис «Гоголь-Центра» Екатерина Стеблина. Продюсер проекта Сабина Еремеева.

«Гость» — это история о молодых учёных-геофизиках, которые отправляются к месту падения загадочного метеорита. В российской глуши, оторванной от цивилизации, они оказываются в эпицентре событий, необъяснимых с точки зрения современной науки. Скоро становится очевидно, что загадочное неземное  тело —  не объект неживой природы, а некое Существо, Личность, которая вступает в контакт с самыми разными людьми. Он и она, юноша и девушка, амбициозные и самоуверенные, защищенные новейшими гаджетами и современным оборудованием они идут по следу удивительного Гостя, встречаясь с персонажами, пережившими Его посещение. Смердящий воскресший мертвец – муж блудной и лживой жены…  Вода, обратившаяся в вино на свадьбе, где никто никого не любит… Чудесный улов рыбы, за который рыбаки готовы убить тех, кто может лишить их веры в это чудо…  Гость идет по земле, как и 2000 лет назад, жаждущей хлеба, власти и чуда. И опять Он неудобен, не нужен, и вот уже мир снова готов убить Его… Герои, рискуя жизнью, ищут Его, понимая, что необходимо остановить это убийство… Но произойдет ли их встреча с Ним?

О картине рассказывают режиссер и сценарист Денис Родимин и его соавтор Ольга Слепцова.

— Как  зародилась идея вашего фильма с, казалось бы, совершенно невероятным сюжетом? Почему вам показалось важным забросить этот шар огненный на Землю сегодня, сейчас?

Денис Родимин: Очень часто, общаясь с молодыми людьми, я задаю им вопросы, связанные с восприятием ими христианства. И очень часто на вопрос: знаете ли вы притчу «О блудном сыне», все кивают головой…

— Но пересказывают ее примерно в таком изложении, какое прозвучало в вашем фильме: один сын все промотал, а потом вернулся домой, и отец все ему дал, а другому, хорошему ничего не досталось?

Денис Родимин: Этот пересказ, который звучит в устах нашей героини — почти документальное изложение этой притчи. Потому что ровно таким языком молодые люди, которые имеют или еще только получают высшее образование, и при этом считают себя  людьми интеллигентными, отвечают на этот вопрос. Не говорю уже о понимании смысла притчи. Они могут воспроизвести эту историю совершенно современным языком, но при этом сказать, что она несет, что это значит, ответить могут единицы.

— Поэтому вы решили забросить этот шар в среду молодых людей?

Денис Родимин: Да, захотелось об этом поговорить, потому что, мне кажется, что сейчас это важно. Я с этой идеей пришел к сценаристу Оле Слепцовой. Оля – человек молодой, гораздо ближе к поколению нынешней молодежи. Мне уже больше сорока , поэтому мне, конечно, сложнее говорить о молодых людях,  найти с ними какую-то коммуникацию и понять, что им ближе, увидеть, как они себя ведут, как разговаривают. А Оля прекрасно выписала и характеры, и диалоги.  Собственно, сценарий фильма писала она. Мы  встречались, общались, разговаривали, обсуждали что-то, спорили и все-таки получился сценарий, на мой взгляд, абсолютно актуальный.

Денис Родимин, Екатерина Стеблина, Александр Роднянский, Сабина Еремеева, Андрюс Федаравичус, Ситора Алиева

Денис Родимин, Екатерина Стеблина, Александр Роднянский, Сабина Еремеева, Андрюс Федаравичус, Ситора Алиева

—  Когда вы запускали героев по этапам этого приключения, этого путешествия, как делали выбор фрагментов евангельской истории, с которыми выстраивалась ассоциация повествования? Как вы выстраивали конструкцию движения персонажей?

Ольга Слепцова: Во-первых, это узнаваемые фрагменты, которые могут считать даже молодые люди, какого бы уровня знаний они не были. Во-вторых, все эти евангельские события вписываются в бытовое существование людей. И мне, как раз было очень интересно, что люди могут просто и не заметить , что происходит что-то не так в их бытовой жизни. Происходит какое-то чудо, а жизнь течет так же, как и до него. То есть, можно не заметить каких-то важных вещей, и, не осознавая того, что ты делаешь, можно сделать что-то непоправимое, и тоже очень важное.

— В фильме звучит фраза: «Какие люди, такие чудеса». Но разве люди изменились? Во времена двухтысячелетней давности  было то же самое: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». И сейчас рыбаки готовы убить, только, чтобы  у них не портилась рыба после чудесного улова…

Денис Родимин: У вас настолько емкий вопрос, что в нем содержится и сам ответ. Конечно, это один из ключевых мотивов: прошло две тысячи лет, которые по большому счету человечество ничему не научили, и никак нам не помогли осознать, что правильно и что нет. По большому счету мы не изменились, и, как правильно сказала Оля, все остановилось на очень бытовом уровне. Поэтому  мы с ней выбирали именно те чудеса, которые направлены на повседневную жизнь человека, которые связаны с самыми простыми вещами –  свадьба, пища, смерть, здоровье —  со всем тем, что понятно каждому зрителю, что ему близко.

IMG_4144_Екатерина Стеблина

 

Потому что всем понятно, что превращение воды в вино на свадьбе – это об институте брака и о понимании его, о том, что такое есть этот священный союз.  Но часто это воспринимается совершенно на бытовом уровне:  кончилось вино, но давайте напьемся… Как, в принципе, это сегодня часто и происходит  — и в городах, и в деревнях, где абсолютно теряет смысл само существование семьи, сам институт брака.

— Но все равно, как и две тысячи лет назад, так и теперь находятся молодые люди, ищущие правду. Просто ищущие… Собственно, сначала ваша героиня  движима желанием достижения своих каких-то научных амбициозных целей, которые в итоге ведут к улучшению ее материального благосостояния. Но, кажется,  она идет за интересом – ей интересно узнать какую-то правду. Искание правды потом приводит их к финалу… Или я ошибаюсь, и это был чистый прагматизм?

Ольга Слепцова: До определенного момента героиней двигал прагматизм. Но потом, пройдя через ряд испытаний и перипетий, неожиданно для себя она этот прагматизм отводит на второй план, а на первый план выходит просто человеческое отношение к спутнику. И уже в ней появляются чувства, которых раньше не было.

ГОСТЬ_Екатерина Стеблина

— На пресс-конференции был задан  вопрос: герои знали, что Он воскреснет, зачем они пытались Его спасти?

Денис Родимин: Актер, исполнитель главной роли, Арнас Федоравичус, очень точно ответил на этот вопрос: их герои, как абсолютно современные люди, в это поверить не могут. Его герою нужны доказательства. Прагматизм доводит его до исступления. По поводу поисков героини, которую сыграла Катя Стеблина, здесь же актуальная ситуация: мы все пытаемся с помощью науки и рационального осознания дойти до какой-то истины, но понимаем, что наука доходит до предела. Мы наталкиваемся на частицу Бога  и не знаем, что это такое. А за этой, как казалось нам, конечной истиной, может быть совершенно другая истина — глубже, гораздо мощнее, и все наши представления о всесилии человека в постижении мира, вселенной, рассыпаются.

— Я думала, что герои хотят спасти Гостя, потому что  понимают: нельзя допустить, чтобы Его убили… И это очень много говорит об этих молодых людях.

Денис Родимин: Конечно. Безусловно, это говорит о том, что, прежде всего, они – люди, которые пытаются спасти то, во что они поверили. Зачем спасать Его, если он все равно воскреснет? Это такой чудовищный цинизм. Говорить об этом, конечно, очень страшно. Это еще раз говорит о том, что наш фильм затрагивает те вопросы, с которыми мы сталкиваемся, общаясь с людьми, казалось бы, образованными, понимающими…

IMG_2756_режиссер Денис Родимин и оператор Олег Лукичев

— Знаете, что в первые христианские времена, когда христианство вошло в античность, которая, конечно, обожала театр,  отцы стали думать, что делать с театром. Потому что изображать Христа на сцене как-то неловко, это было запрещено, но ставились пьесы, в которых Христос был главным персонажем, всегда присутствовал, но находится как бы вне кадра – то ли только что вышел, то ли находится в соседнем доме, городе… Я, когда смотрела вашу картину, вспоминала об этих ранневизантийских постановках: Он есть всегда, но вот он только что ушел из этого места, отправившись дальше… И герои дальше следуют за Ним.  

Ольга Слепцова: Насчет того, что Он здесь…  Как и в жизни. Кто-то живет и чувствует Его рядом, за стенкой, а для кого-то Он далеко-далеко и поэтому долгие годы свой путь преодолевает. Тут просто это переживание перенесено в физическое путешествие, когда Он физически где-то рядом.

Денис Родимин: Вообще, возможно ли Его постичь? Возможно ли постичь бесконечную инстанцию? Понятно, что пути неисповедимы. В этом смысле вся человеческая жизнь, все человеческое существование – это некий путь в поисках этой Истины, кто-то дальше, кто-то ближе, кто-то даже не догадывается, что нужно отправляться в этот путь.

А путь наших героев, безусловно, изобилует огромным количеством перипетий, потому что каждый следующий шаг приводит к тем совершенно необычным ситуациям, совершенно чудесным, необъяснимым, которые переворачиваются совершенно неожиданным образом…

ГОСТЬ_Арнас Федаравичус и Екатерина Стеблина

— Уже на первой «станции» мы оказываемся в доме, где находится воскрешенный Гостем человек, умерший муж, но он ужасен… Да, если бы было все иначе – воскрешенного встретили бы сестры и друзья, все бы кругом радовались, был бы приторный пафос…

Денис Родимин: Нет-нет, там речь не об этом. Мы пытались ответить на огромное количество вопросов, что, конечно, невозможно сделать одним фильмом. Но наши герои, попав в какую-то ситуацию, пытаются для себя это объяснить, прежде всего. Когда персонаж Арнаса выходит из деревни, его догоняет его спутница. Для нее воскресший человек – это контакт с какой-то неземной жизнью, а он совершенно точно говорит о том, что этот воскресший мертвец – наказание для жены, потому что она, не обращала внимания на своего больного мужа, гуляла с каким-то другим мужиком. Поэтому для нее это не чудо, а наказание. Каждое чудо имеет отношение к тому, что происходит.

— Да, и на браке есть вино, но вовсе нет любви никакой.

Денис Родимин: Нет никакой любви, это просто формальный брак. Происходит чудо, а невеста уже два месяца беременна непонятно от кого, и, в общем, в этой свадьбе, и в этом браке нет никакого смысла.

В фильме в каждом чуде есть определенный смысл для тех персонажей, которые сталкиваются с ним. Конечно, я понимаю, что будет очень много вопросов, но мы все время устами персонажей пытались говорить и донести подсказки ответов. Герой Арнаса Федоравичуса говорит: «Ты что, не понимаешь, это же все неправильно: невеста беременна, и никого это не волнует». А для героини Кати до какого-то момента это вещи совершенно необязательные. Она считает, что мы должны искать, мы должны все постичь, мы должны все объяснить, все разжевать, все расчленить, взять анализы, пробы – для нас это главное. А что эти чудеса? Их моральный смысл не имеет никакого значения. Поэтому я надеюсь, что умный внимательный зритель заметит все наши подсказки, которые мы абсолютно сознательно и специально расставляли по всему фильму.

IMG_4038_Полина Уварова

— Есть в фильме и тема, которая сейчас у нас висит в обществе:  утверждаются целые списки духовных ценностей, но Бог все равно так никому и не нужен… На одном современном православном собрании один из руководителей молодежного движения сказал такую фразу: «В наших силах сделать все, чтобы отодвинуть второе пришествие Христа…»  Я подумала, Боже мой, он вообще Новый завет до конца читал? Потому что Апокалипсис заканчивается словами Иоанна Богослова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» То есть все христианское мировоззрение  – это не просто добрые дела каждый день, а это ожидание Второго пришествия, ожидания вечного соединения мира и Бога…

Денис Родимин: Мы должны каждый день быть готовыми к этому, всегда быть готовыми, к тому, что завтра все изменится… Есть  люди, которые ответственны за то, чтобы нести веру. Но кто-то делает это искренне, честно, а кто-то использует свое положение в корыстных целях, а для кого-то это формальность и не больше чем должность. Не хотелось вешать никаких ярлыков — эти плохие, а эти хорошие. Речь идет о том, что все люди разные. Безусловно, абсолютно чистых людей не бывает. Любое постижение морали и веры – это всегда очень тернистый путь. И хотелось, чтобы герои прошли его в полной мере и дошли до какого-то понимания.

IMG_1812_Арнас Федаравичус и Екатерина Стеблина

Ольга Слепцова: Я думаю, молодым людям, пусть не очень просвещенным, может быть, не читавшим даже Библию, если они посмотрят  этот фильм, будет интересно. Во-первых, ты легко ставишь себя на место этих героев, которые попадают в очень необычную ситуацию. Эта история выводит тебя за пределы твоей реальности, а попасть в такую ситуацию, я думаю, многим молодым людям начиная с 17-ти – 18-ти лет, было бы любопытно. Не хочется, чтобы, прочитав много умных слов, молодые люди думали: о, это точно не для меня, это какие-то религиозные дебаты, и вообще, это далеко, я ничего не пойму, это не для меня. Как раз наоборот, очень простое повествование о важных вещах, о которых никогда не лишне и не поздно задуматься.

— Смотреть картину, действительно, безумно интересно. Герои проходят такой своеобразный квест, челлендж… Бесспорно, в течение фильма меняются. Завершается все совершенно непредсказуемым финалом… Но у каждого из них произошла личная встреча с Гостем?

Денис Родимин: Мы оставляем этот вопрос для зрителя. Поверит он в то, что произошла эта встреча? Окончательно решение за зрителем, а не за нами. Понятно, что мы можем иметь свое видение, но говорить: «Нет, вот так должно быть, как мы тебе говорим», – ни в коем случае. Мы просто ставим фильмом вопросы, а как каждый для себя ответит. Очень надеюсь, что ответит.

ГОСТЬ_кадр из фильма_1

— В течение почти всего фильма герои облачены в пластмассовых цветов костюмы, что смотрится дико в почти монохромной действительности осенней природы… Расскажите, как вы искали художественное решение картины?  Меня лично, признаться, поначалу эти их костюмы ужасно раздражали…

Денис Родимин: Да, мы пытались их максимально оторвать от среды, в которую они попали, чтобы все видели, что они совсем из другого мира, чтобы они там выглядели почти инопланетянами. Олег Лукичев, потрясающий оператор, сделал фантастическое изображение, а Ира Гражданкина, которая была постановщиком и художником по костюмам одновременно – они  вместе искали этот образ и пересмотрели огромное количество разных костюмов.

— Олег Лукичев – гениальный и опытный оператор, но обсуждали ли вы с ним, как нужно видеть эту картину? Как смотреть на мир, на Гостя через очки?

Денис Родимин: Конечно. В первоначальном варианте сценария в качестве «окна» видения выступала фотокамера.

Ольга Слепцова: Да, и героиня постоянно снимала, записывала свои монологи.

IMG_3165_Екатерина Стеблина и Арнас Федаравичус

Денис Родимин: Потом долго обсуждали, решили, что через камеру — как-то механистически. Это неправильно с точки зрения философии картины, поэтому в конечном счете и возникли очки. Всегда образ очков – это то, что либо помогает видеть что-то, либо что-то искажает. Очки – это единственный точный образ, который передает то, о чем мы хотели рассказать.

— А что-то про метеориты вы узнавали? В 1908 году упал Тунгусский метеорит, и на его исследование отправилась целая экспедиция под управлением Кулика, а мой дед был оператором в этой экспедиции. Он как раз смотрел тогда на озаренные падением места через камеру… Падение с неба некоего тела – это всегда какой-то знак…

Денис Родимин: Мы специально, сознательно использовали образные мотивы мифологические. Нисхождение огня и света с неба – это тоже один из основополагающих мотивов многих мифов, поэтому мы выбрали ровно такую форму. Мы не говорим о том, был это метеорит или нет, мы показываем, что летит не кусок камня, а некий свет, который приходит на Землю.

ГОСТЬ_кадр из фильма_2

— Денис, Вы преподаете драматургию или режиссуру?

Денис Родимин: У нас с Владимиром Алексеевичем Фенченко на высших курсах ВГИКа сценарная и режиссерская мастерская, то есть, мы обучаем и драматургии, и режиссуре, потому что, мне кажется, одно без понимания другого просто невозможно. Я в большей степени отвечаю за драматургию, Владимир Алексеевич – за режиссуру, за монтаж, за постановочные вещи. Мастерскую мы ведем вместе уже много лет. Гран-при конкурса короткометражных фильмов Кинотавра-2015 получил наш выпускник этого года Кирилл Плетнев за короткометражный фильм «Настя».

Сейчас еще одна короткометражка из предыдущей мастерской участвует в конкурсе Московского фестиваля Светы Эксфорд «Вирус». И работа Кирилла Журенкова и Нади Воробьевой, тоже наших выпускников, –  попала в шорт-лист коротких сценариев того же Московского фестиваля. Я очень надеюсь на благополучную постановочную судьбу этой короткометражки, потому что это потрясающая история о блокадном Ленинграде, совершенно с неожиданной стороны показывающая страшное время. И Оля вместе с сестрой Аленой Слепцовой, которая тоже училась в нашей мастерской, недавно тоже сняла кино короткометражное…

ГОСТЬ_Арнас Федаравичус_

— Денис, Оля – ваша ученица?

Денис Родимин: Оля – выпускница моей мастерской четырехлетней давности. Я надеюсь, что в следующем году Олина короткометражка попадет в конкурс «Кинотавра» или на Московский фестиваль.

— По вашему ощущению, какая проблема, область тем сейчас волнует молодых драматургов, режиссеров?

Денис Родимин: Вы знаете, я читаю огромное количество сценариев, мы в мастерской очень много обсуждаем. И то, что предлагают ребята, среди которых очень много одаренных, талантливых людей, раскрывает совершенно разнообразную палитру тем. Они пытаются объять необъятное — от детского кино до философских притч, от совершенно трогательных мелодрам до каких-то совершенно сюрреалистических вещей, которые иногда понять сложно, но они делают все очень искренне.

— Это формы, а я говорила о темах. На мой взгляд, сейчас в мире творятся такие вещи, которые вызывают довольно острые душевные переживания… Иногда кажется, что завтра кто-то все же нажмет на «кнопку» и уже сейчас  нужно думать о чем-то другом, нежели о том, как провести этот отпуск. Какие темы вам кажутся важными и значимыми? Что сейчас весь висит в воздухе?

Ольга Слепцова: Вот это и висит в воздухе.

Денис Родимин: По поводу тем могу сказать, что Оля снимает фильм о конце света. Но она пошла с другой стороны. Ее история совершенно неожиданная и развивается после того, как это случилось, но не в  американском формате, когда упала атомная бомба. Это кино про женщину, которая еще вчера была счастлива и ждала мужа, и вдруг, выйдя из дома, обнаруживает, что больше никого нет. Что дальше с этим делать? Вдруг второй человек появляется — 18-летний мальчик. А ей 40 лет. Они последние люди на Земле. Как дальше сложится их жизнь, что нужно делать? Любить — не любить, или вообще разойтись в разные стороны и покончить со всем этим?

Ольга Слепцова: Мы сняли кино с вопросами и частично с ответами. Мне очень нравятся фильмы, в которых даются ответы. Наш фильм  о том, что от тебя, от твоих поступков, мыслей очень много зависит. Как раз очень важно каждому человеку осознать важность собственного существования, не в плане денег, самореализации. Большая проблема в том, что многие живут с ощущением, что от тебя ничего не зависит – ни в работе, ни в личной жизни. Это, на мой взгляд, очень важная тема: ты есть, и очень многое от тебя зависит, как бы ты себе ни казался крупинкой в этом огромном мире. Собственно, об этом и «Гость».

IMG_3124_оператор Олег Лукичев

— А для себя вы ответили на вопрос, что такое вообще вера и взаимоотношения с Гостем?

Денис Родимин: Конечно, эти вопросы и меня и Олю тоже очень волнуют. Но часто это остаётся на уровне вопросов, которые ты всю жизнь пытаешься решить…

Ольга Слепцова: У меня трепетное отношение к тому, что происходит с тобой, рядом с тобой сегодня. И наш фильм — это попытка «расфокуса», выхода из привычной для тебя реальности, что позволяет увидеть и отреагировать на какие-то важные происшествия, которые происходят рядом с тобой. И учиться относиться к этому с ответственностью.

— Да, и каждый человек призван входить в этот контакт с Небом, через себя пропуская свет, освещать все вокруг. Как в Евангелии сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

Денис Родимин: Дай Бог, чтобы так и было!

ГОСТЬ_кадр из фильма_3

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.