Это становится модным трендом: «Как посравнить, да посмотреть век нынешний и век минувший», в теперешнем варианте – развитой социализм и путинскую стабильность. И вывод получается тоже как у Чацкого: вроде как многое изменилось, а по сути и не менялось.
Спорят, как лучше: когда по конституции есть только одна несменяемая партия, и никаких вопросов, или когда в теории многопартийность и демократия, а на практике — поди попробуй? Первый вариант как бы честнее, второй как бы прогрессивнее…
Но если говорить всерьез, что изменилось за последнюю четверть века, так это градус патернализма. Говоря иначе, степень общественной тоски по сильному, справедливому и доброму отцу, который придет и всех хороших наградит, а плохих накажет.
Во всех традиционных обществах этот градус снижался по мере того, как они становились индустриальными и постиндустриальными, но происходило это в разное время и с разной скоростью. Россия, как водится, сначала запаздывала, потом бросилась догонять изо всех сил.
Еще сто лет назад русская деревня, в которой жило подавляющее большинство населения, управлялась большаками – немолодыми мужиками, у которых в подчинении ходили все бабы и вполне взрослые сыновья. Им оставалось только ждать своей очереди после отцов – или устроить бунт. Революцию 17-го года можно описать как восстание таких вот блудных сыновей против отцов, не склонных отделять им даже малую часть имения: папашу поскорее зарубить, деньги прогулять, избу спалить. А потом?
А потом самому стать большаком, да как же иначе? И сынов-дочек держать в узде, не распускать, известно ведь, чем кончается. Большаки-большевики – не случайное созвучие, полагаю. Ниспровергатели основ выбрали имя, этим основам как нельзя более созвучное. Переустроив всё в стране, выморив одних крестьян голодом, других загнав в колхозы и завербовав третьих на великие индустриальные стройки, Отца им не просто предоставили, но довели его образ до логического предела.
Да и в новую, уже антисоветскую революцию горожане-интеллигенты, выросшие в совсем других условиях, безо всяких большаков, по-прежнему тосковали о правильном, добром и справедливом отце, глядя на унылых дедушек на трибунах и мавзолеях. «Борис, борись!» и «Ельцин – наш президент» – это было важнее всяческих принципов, прав и свобод. И если парламент мешает демократии, то и шут с ним, с парламентом. Разве не так?
А может быть, нам в детстве слишком не хватало наших отцов? Они день-деньской пропадали на работе и с друзьями, или просто уходили из семьи. Они не очень-то умели быть отцами, ведь их собственные отцы так и не вернулись с войны… или вернулись в другие семьи, как оба моих деда. Как не хватало отца, как хотелось верить, что он будет! Вот этот, седой, речистый, красивый, энергичный – разве не подходит?
Но и этот оказался ненастоящим. И мы выбрали Путина – или нам его выбрали, но мы не возражали. Может быть, образ хитрого и циничного управленца, постепенно пришедший на смену сплошным Друзьям Физкультурников и Медным Всадникам, и есть его главная историческая заслуга.
И даже не заслуга – так уж оно сложилось, что выросло поколение людей, не приученных ждать от родного государства положенных милостей и отмеренных строгостей. Да и родным это государство они тоже не привыкли считать. Оно лишь как среда обитания, которую можно переделать поудобнее, а не получится – так и вовсе сменить. Но переделать, конечно, проще.
«Кто, ну кто же вместо нынешних?» – задают вопрос. А разумный ответ, похоже, всего один: да любой грамотный управленец, хоть тот же самый Путин. А если не он, так в стране еще много граждан, обладающих активным избирательным правом. Это отцов не выбирают, так с ними и живут, а на вакантные должности просто-напросто отбирают по конкурсу. Нанимают, страшно сказать, на строго отмеренный срок и на определенных условиях.
А ведь двадцать и даже десять лет назад люди и в Церковь часто шли в поисках отца – не столько Небесного, сколько здешнего, немного строгого и бесконечно доброго, который и пожурит, и наставит, но главное – поймет и пожалеет. Прижмет твою головушку к своей груди и назовет «чадом» – наконец-то…
Это просто и понятно, но сегодня всё больше таких, кто верит по-своему в Бога, уважает церковь, но такой отеческой ласки отчего-то не особо ищет. Говорит, что Небесного Отца вполне достаточно – или же достаточно ему собственных представлений о Нем, представлений зыбких и смутных, слишком зависящих от минутного настроения. Зато своих, не заёмных.
Но и строгие-добрые отцы с нами, никуда они не делись, их спрашивают не только о постах и обрядах, но и о всяческой вообще жизни – например, супружеской. И они дают обстоятельные ответы. Так сто лет назад на деревенской свадьбе молодых провожали в убранную по обычаям спаленку, каждый шаг был расписан, за всем наблюдала тысяча глаз – и всем казалось это нормальным. Сегодня шарахаются от такого как от огня, задергивают занавеску: вот уж совсем не ваше дело, сами разберемся!
Кто прав? Всяк на свой лад, у всякого свои искушения и свои победы: у того, кто без отца и шагу не ступит, и у того, кто сам учится быть взрослым. Но сегодня в церкви всё больше вторых, и придется к этому как-то привыкать.
Впрочем, вернемся к политике, это безопаснее. «Есть ли у дождя отец? Кто рождает капли росы?» – так Господь спрашивал страдальца Иова, и эта фраза могла бы стать девизом не только розовенького телеканала, но и нынешнего протестного движения. Дождь рождается сам, роса блестит миллионами капель, потому что настал новый день. Погода такая, нравится она или нет…
«Кто там у них главный в фейсбуке?» – действительно ли задавали на самом верху такой вопрос, или это анекдот, но в том-то и штука, что Цукерберга и в самом деле бесполезно подкупать или запугивать, с ним ни о чем не договоришься. А договариваться с десятками тысяч разных и капризных капелек росы или дождя – не царское это дело!
Говорят, слабость нынешнего протестного движения в том, что никого так и не выкрикнули на царство. А по-моему, в этом его главная сила. Менять стоит не фамилию первого лица, а систему, подстроенную под частные интересы узкой группы лиц. И сделать это, пожалуй, можно только отказавшись от выдвижения нового Отца Отечества.
Пусть митингом можно теперь считать литературную прогулку или очередь к кассам метро – неприятно, конечно, но поучительно. Зато теперь верно и обратное: любое собрание в количестве больше трех человек можно считать оппозиционным митингом. И вовсе не потому, что будут там травить анекдоты и требовать честных выборов – а потому, что будут эти собрания откровенной и ничем не прикрытой безотцовщиной, в политическом смысле слова. Выпьем за Родину, второй тост пропустим, выпьем и снова нальем.
А с небесным Отечеством – это уже личное, это у каждого свое.
Читайте также:
Антицерковные лозунги не получили поддержки на митинге