Перформанс как средство миссии?
19 октября молодежное движение «Наши» провело на Тверской улице необычную акцию: у памятника Пушкину был установлен деревянный столб, рядом на помосте лежали молоток, гвозди и бумага. Желающим предлагалось написать на бумаге один или несколько своих грехов и прибить листок к столбу. Акция была неоднозначно оценена православной блогосферой. Корреспондент «Нескучного сада» обратился за комментариями к экспертам.
Изначально «Наши» собирались предложить прохожим покаяться в грехах, написав для этого свой грех на бумажке и приколотив эту бумажку к специально приготовленному столбу, еще 13 октября. Туда же, как со ссылкой на пресс-секретаря «Наших» Кристину Потупчик сообщил «Интерфакс», организаторы планировали пригласить священника, которому каждый из решившихся «забить» грех сможет исповедоваться прямо на бульваре. Последнее обстоятельство вызвало дискуссию среди православной общественности, недоумение блогосферы и некоторых известных столичных пастырей. Так, как «действия, граничащие с профанацией таинства» расценил акцию в интервью порталу « INFOX » протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ. «Хорошо бы молодежные увлекательные и развлекательные мероприятия не путать с церковной таинственной жизнью», — подчеркнул он.
Но в условленное время акция не состоялась в связи с выборами в префектуре. В результате гвозди в грехи забивали через неделю и без участия духовенства.
«Идея появилась еще на Селигере, там же акция была и впервые проведена. Участники, как москвичи, так и представители других городов решили провести ее у себя, она уже прошла в Иваново, и вот сейчас в Москве, — рассказывает Борис Якеменко, руководитель православного корпуса движения «Наши». — Главная цель акции — показать человеку важность, необходимость покаяния и осознания собственной греховности. Через совершение символического действия — прибивания бумажки с названием грехов к столбу. Дальше мы подробно объясняем прибившему записку, что это не таинство, а некий символ, показывающий, что человек знает, что у него есть грехи и готов с ними расстаться. Дальше мы объясним ему, куда и когда нужно прийти на исповедь, для того чтобы действительно очиститься от грехов. Мы хотим взять у людей контакты, чтобы с ними можно было связаться на следующий день и проводить их в храм. Ведь человек, который никогда не исповедовался и практически не бывает в храме, не знает к кому обратиться».
Борис Якеменко опроверг информацию «Интерфакса» о предполагавшейся исповеди «на месте»: «Мы сразу решили не приводить на акцию священника, потому что мы должны сделать что-то, чтобы человек завтра захотел увидеться со священником, и пусть он с ним увидится в храме, а не посреди площади. В акции участвовали студенты богословских вузов, сестры из сестричества св. Игнатия Ставропольского, ведь известно, что многие люди готовы слушать молодых, а не священника, потому что они не знают, как со священником общаться. Если священник говорит о покаянии, это не профанация, а если о покаянии говорят молодые люди — это профанация? Тот, кто обрушился на нас с критикой, сами акции не видели. Какое право они имеют так говорить? Они вообще не приемлют никакую форму нетрадиционной проповеди, а я считаю, что если не выходить к людям на площади, то в храмы они никогда не придут. И это слова патриарха Алексия, благословившего деятельность нашего Корпуса. Люди, которые ходят по улицам, понимают язык современных перфомансов и современной культуры. Нужно на этом языке с ними разговаривать, то есть им нужно дать подойти к этому столбу и написать свои грехи на бумаге. Если человек готов признать грехи, это уже не плохо. А после этого мы дадим ему книжку святителя Игнатия (Брянчанинова)».
Скептически об акции высказался один из крупнейших в России художников «актуального» искусства Дмитрий Врубель: «Покаяние — это христианский термин, он принадлежит Церкви. Так же как постмодернизм — термин современного искусства и принадлежит современному искусству. У искусства и религии свои площадки, если я начну использовать церковный язык в современном искусстве, это, может, и не кощунство, но это будет занятие не своим делом. Я художник и должен использовать язык художественный, а не богословский. Если бы они выбрали слово «напиши свои плохие качества» — это не было бы профанацией, но говорить именно о покаянии такими средствами — неправильно».
Как сообщил нам глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, православный корпус «Наших» работает в плотном контакте с возглавляемым им отделом, однако эту акцию с Патриархией «Наши» не согласовывали.
«Я сам узнал об этой акции из СМИ, — признается отец Всеволод. — Ошибка «Наших» в том, что они должны были сами постараться получше объяснить людям смысл собственной акции — привести человека к покаянию, в храм, подтолкнуть человека в храм, а не заменить храм столбом с гвоздями. Привлечь внимание к собственной греховности, вот таким современным способом. Сегодня, я убежден, православные должны везде — и на улицах, и на предприятиях, и в молодежных сходках — призывать людей. Мы должны через простые слова и символы призывать человека к покаянию и изменению жизни. И нам нужно перестать делить молодежные организации на церковные и светские, православие должно быть сейчас везде: и в экономике, и в политике, спорте. Православная молодежь должна брать на себя ответственность за будущее страны».
Иван НИКИФОРОВ