Продолжение «богослужений» с «иконой» Сталина вызвало волну интереса в интернете – особенно среди людей, рвущихся показать «подлинный лик Московской Патриархии», и еще одно разъяснение от священноначалия:
«Саратовская митрополия заявляет, что действия руководителя Изборского клуба А.А. Проханова можно назвать откровенной провокацией.
Его попытки любыми путями организовать религиозное почитание псевдоиконы с изображением И.В. Сталина вызывают сожаление и возмущение. Священноначалие Русской Православной Церкви неоднократно подчеркивало, что канонизация гонителя Церкви и организатора кровавых массовых репрессий невозможна и сама эта идея абсурдна.
Попытки реабилитации сталинизма, предпринимаемые А.А. Прохановым и членами Изборского клуба, основаны на грубом искажении религиозных и патриотических чувств».
Что же, позиция Церкви, слава Богу, заявлена вполне внятно, и мы можем спокойно рассмотреть само явление – а именно, попытки выдать за христианство то, что таковым определенно не является. Это явление, увы, довольно обычно – и оно постоянно повторяется в истории с разной степенью злокачественности.
Одним из самых жутких явлений Второй мировой войны были усташи – хорватские нацисты, зверства которых по отношению к сербам и евреям шокировали даже офицеров СС. Они не просто истребляли людей, но делали это с изобретательным садизмом, упиваясь мучениями жертв.
При этом усташи были глубоко религиозны и всячески подчеркивали свою приверженность католической вере. Они пользовались определенной поддержкой среди хорватского духовенства. Дело тут не в католичестве как таковом, итальянские католики в том же конфликте вели себя очень прилично – а в замещении христианства чем-то принципиально другим.
Это пример того, как религиозные ритуалы и символика, позаимствованные у христианства, могут использоваться принципиально иной религией – религией воинствующего национализма. Вся внешняя обстановка – свечки, распятия, витражи – как в Церкви, часть терминов взяты из церковной традиции, а содержание принципиальное иное, не только не связанное с Благой Вестью, но и прямо противное ей. «Усташский долг – воздать за все сполна. Но не равной мерой. Усташи, запомните: за зуб – голову, за голову – десять голов. Так велит усташское Евангелие».
Конечно, национализм – не единственное, что могут положить в пустую упаковку из-под христианства. Разного рода колдуны и «целители» любят обложиться иконами и свечками, использовать в своей практике молитвы из молитвослова – делая вещи не только не православные, но и прямо запрещенные Писанием.
Можно привести и еще один пример – в США абортмахер на поздних сроках Джордж Тиллер был членом либеральной лютеранской общины и был застрелен экстремистом прямо в принадлежащем ей церковном здании.
Может ли община, поддерживающая аборты на поздних сроках, быть христианской? Нет, однозначно, нет. Хотя здание с крестом и витражами, где люди собирались петь религиозные гимны и совершать нечто, внешне напоминающее Евхаристию, определенно было.
Так бывает – люди сохраняют внешние формы от христианства и упаковывают в них что-то свое, в моральном, а часто и в догматическом отношении противоположное.
Тот оккультный (сам Проханов говорит: «мистический») сталинизм, который исповедует изборский клуб – это что-то, завернутое в упаковку от православного христианства, но не христианство.
Разумеется, изборцы – не усташи, и крови на них нет, да и, вероятно, не будет – сложно себе представить, чтобы они когда-либо приобрели реальную власть. Но само явление мистического национализма, подающегося под видом христианства – налицо.
Вот например, цитата, которую можно прочитать на сайте изборского клуба:
«В мире накопилось к этому времени столько зла, что, может быть, мир уже не имел права на дальнейшее существование, и только русский народ, только Святая Русь могла взять на себя вот эту жертву за грехи всего человечества, которое уже уклонилось от пути Бога».
Слова приписываются святителю Николаю Сербскому, у него таких слов нет – есть слова о смысле страданий России, в которых русскому народу никоим образом не усваивается роль искупителя грехов мира.
Это понятно, потому что святитель Николай был православным христианином – а православное христианство знает только одного Искупителя грехов мира. Господа нашего Иисуса Христа. Религия, которая возводит в ранг искупителя русский – или какой угодно еще – народ, это на чисто догматическом, вероучительном уровне другая религия.
Можно проповедовать, как это делает Александр Проханов, «Учение о Сталине как о таинственной, загадочной, соединяющей землю и небо категории, которая укладывается в религиозное представление народа о высших ценностях и высших смыслах бытия», у нас, в конце концов, религиозная свобода – но надо четко обозначить, что это – другая религия, это ни в коем случае не Православие.
Христианин может иметь разные политические взгляды. Он может быть монархистом или сторонником выборной демократии. Сторонником рыночной экономики или государственного планирования. Поддерживать поиски сближения с Западной Европой или выступать за особый путь. Одних христиан могут огорчать политические взгляды других. Это, в принципе, нормально.
Но есть не политические, а нраво- и вероучительные вопросы. Какую нравственную оценку давать убиению новомучеников – это не политический, это нравственный и религиозный вопрос.
Исповедовать «учение о Сталине как о таинственной, загадочной, соединяющей землю и небо категории» или доктрину о русском (или советском) народе как искупителе грехов мира – значит исповедовать в принципе другую религию. Возможно, сохраняющую некий внешний антураж Православия – свечки, весьма своеобразные «иконы», облачения и тому подобное – но, по существу, проповедующую совершенно иное благовестие.
Кому-то может больше нравиться именно эта весть – люди всегда склонны к почитанию разного рода Варавв. Но эта весть – ложная.
Истина и спасение пребывают только в Господе нашем Иисусе Христе, который и является единственным нашим Владыкой и Искупителем.